об обязании исчислять налог



дело № 2-355/2011 года

    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2011 года

Судья Семеновского районного суда Нижегородской области Красильникова И.Г.

при секретаре Смирновой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лебедев Сергей Иванович к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о вменении в обязанность исчисления транспортного налога в отношении транспортного средства как легкового автомобиля

    УСТАНОВИЛ:

Истец Лебедев СИ обратился в суд с иском к МРИ ФНС по <адрес> о вменении в обязанность исчисления транспортного налога в отношении принадлежащего ему транспортного средства ГАЗ- года выпуска, государственный номер , идентификационный номер , цвет «циклон», номер двигателя , номер шасси отсутствует, номер кузова мощность двигателя 72,2 кВт, паспорт транспортного средства <адрес>, тип транспортного средства: автобусы, категория транспортного средства: «В», как для легкового автомобиля, применив налоговую ставку 25 рублей за 1 лошадиную силу. Утверждая при этом, что ДД.ММ.ГГГГ приобрел в личное пользование указанный автомобиль, который зарегистрирован на его имя, что подтверждается свидетельством о регистрации <адрес>, выдан государственный регистрационный знак 52 регион. МРИ ФНС по <адрес> исчисляет транспортный налог на указанное транспортное средство, как с автобуса, что подтверждается налоговыми уведомлениями, в которых установлена сумма налога 4 910 рублей, то есть 98,2 л/с х 50 рублей (налоговая ставка для автобусов с мощностью двигателя до 200 л/с) = 4 910 рублей. На основании ст. 361 НК РФ, ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя и категории транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Согласно п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 09 апреля 2003 года № БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 № 359 и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08 ноября 1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года № 5938-VШ. Заводом изготовителем его транспортному средству присвоена марка транспортного средства (ТС) ГАЗ-2217, что в соответствии с отраслевой нормалью ОН025270-66 означает, что автомобиль относится к классу автобусов особо малой длины до 5,5 метров. На это указывают первая и вторая цифры индекса марки ТС «22». Его автомобиль относится к категории «В» и соответствует категории МI - автотранспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест (кроме водителя) и классифицируется как легковой автомобиль. Автомобиль ГАЗ-2217 имеет всего 6 посадочных мест, кроме места водителя, тогда как к классу автобусов относятся автотранспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя). Кроме того, Министерство финансов России в письме от 29 марта 2007 года № 03-05-06-04/17, а также в письме от 7 февраля 2008 года № 03-05-04-04/01 указало, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории «В» - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории «Автомобили легковые» исходя из мощности, указанной в паспорте ТС. Так как является собственником автомобиля, тип которого определен как автобуса длиной до 5,5 м, категории «В» с особыми отметками в ПТС и свидетельстве о регистрации о том, что автомобиль является специальным пассажирским ТС (6 мест), масса без нагрузки составляет 2130 кг, разрешенная максимальная масса - 2 900 кг, мощность двигателя 72,2 кВт, транспортный налог на принадлежащий ему автомобиль должен исчисляться как для легкового автомобиля, а не как для автобуса, так как отнесение транспортного средства к категории «В» дает право применять ставки, установленные региональным законодательством для легковых автомобилей.

Истец Лебедев С.И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить.

Представитель ответчика, Маркелова И.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска, поскольку в соответствии со ст. 362 НК РФ исчисление транспортного налога налоговыми органами производится на основании сведений, предоставляемых в соответствии с п. 5 ст. 85 НК РФ органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ. Указанные сведения представляются по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 17 сентября 2007 № ММ-3-09/536@ (ред. от 13 января 2011 года) «Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации» в электронном виде (п. 11 ст. 85 НК РФ). По сведениям ГИБДД автомобиль ГАЗ-2217 зарегистрирован как автобус (аналогичные данные содержатся и в паспорте транспортного средства), тип транспортного средства указан «автобусы». Таким образом, полагает, что определение категорий транспортных средств относится к компетенции соответствующих регистрирующих органов - в данном случае ГИБДД. Исходя из положений ст. 361 НК РФ, налоговая ставка устанавливается в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Законом Нижегородской области от 28 ноября 2002 года № 71-3 «О транспортном налоге» (в редакции изменений и дополнений) на автобусы с мощностью двигателя до 200 л.с. включительно, установлена налоговая ставка 50 рублей. Таким образом, учитывая положения статей 357, 358, 361 НК РФ, статей 1, 6 Закона от 28 ноября 2002 № 71-3 «О транспортном налоге» инспекция считает, что при исчислении транспортного налога по автомобилю истца правомерно применена ставка налога как по автобусу. После внесения соответствующих данных в предоставляемые сведения инспекция произведет соответствующий перерасчет налога.

Представитель третьего лица - ОВД по <адрес>, в судебное заседание не явился.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно ч. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В силу ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Статья 357 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

На основании ст. 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Согласно п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС России от 09 апреля 2003 года № БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:

- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) утв. Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 № 359;

- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08 ноября 1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 № 5938Л/Ш.

В соответствии с упомянутым выше ОКОФ к подразделу «Средства транспортные» относятся средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, в том числе, подвижной состав автомобильного транспорта (грузовые, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, прицепы и полуприцепы).

В составе подраздела «Средства транспортные» объектом классификации является каждый отдельный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему.

Согласно ст. 6 Закона Нижегородской области «О транспортном налоге» на территории Нижегородской области установлены ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств - в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года № 477 Министерству внутренних дел РФ совместно с Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации поручено разработать и утвердить положение о паспорте транспортного средства и его образец.

Приказом МВД РФ, Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственного таможенного комитета РФ от 30 июня 1997 года № 399/388/195 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1996 года № 1445» утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств

В соответствии с п. 2.2.3 Положения в строке 3 паспорта транспортного средства «Наименование (тип транспортного средства (ТС))» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства или в другом документе, подтверждающем соответствие конструкции установленным требованиям безопасности.

Из п. 2.2.4 Положения следует, что в строке 4 «Категория транспортного средства (А, В, С, О, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 08 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик 29 апреля 1974 года.

При этом к категории «В» отнесены автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

В Конвенции о дорожном движении, принятой на Конференции ООН по дорожному движению в г. Вене, под термином «автомобиль» понимается механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов. Этот термин охватывает троллейбусы, то есть нерельсовые транспортные средства, соединенные с электрическим проводом; он не охватывает такие транспортные средства, как сельскохозяйственные тракторы, использование которых для перевозки людей или грузов является лишь вспомогательной функцией.

Сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Конвенции приведена в приложении 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромснерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23 июня 2005 года.

В данной таблице выделена, в частности, категория «В» - автомобили, максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, которой соответствуют категории ТС по классификации КВТ ЕЭК ООН: «М1» - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя; «М1С» - механические ТС специального назначения (автодом); «N1» - механические ТС для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т.

Согласно ГОСТ Р52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 07 мая 2003 года № 139-ст) выделены, в частности, следующие категории автомобилей:

Категория М1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения (п. 3.1);

Категория № 1 транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т (п. 4.1).

Данные по сертификации автомобиля в соответствии с ГОСТом должны быть указаны заводом-изготовителем в технической документации на автомобили.

Приказом МНС РФ от 11 июня 2004 года №САЭ-3-09/363@ «О применении сведений, поступающих в налоговые органы по формам, утвержденным приказом МНС России от 10 ноября 2002 года № БГ-3-04/641 «Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств», в целях постановки на учет (снятия с учета) организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств» установлено, что сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемые органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств в соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктом 4 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, направляются указанными органами в налоговые органы однократно по формам, утвержденным Приказом МНС России от 10 ноября 2002 года № БГ-3-04/641 «Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств», зарегистрированным в Минюсте России 18 декабря 2002 года, № 4038, и являются основанием для постановки на учет организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств в соответствии с положениями статей 83, 84, 85 Налогового кодекса РФ и Приказа МНС России от 03 марта 2004 года № БГ-3-09/178@.

При этом, Минфин России в письме от 29 марта 2007 года № 03-05-06-04/17, а также в письме от 7 февраля 2008 года № 03-05-04-04/01 указал, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории «В» - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории «Автомобили легковые» исходя из мощности, указанной в паспорте ТС.

Из приведенных нормативных положений следует, что правомерность действий налогового органа по начислению транспортного налога обусловлена содержанием сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, о зарегистрированных транспортных средствах, а также о лицах, на которых указанные ТС зарегистрированы.

Из материалов дела следует, что Лебедев С.И. является собственником ТС - автомашины 2005 года выпуска, тип транспортного средства: автобусы, категория транспортного средства: «В», с особыми отметками в ПТС о том, что автомобиль является специальным пассажирским ТС (6 мест), масса без нагрузки составляет 2130 кг, разрешенная максимальная масса - 2 900 кг, мощность двигателя 72.2 кВт (л.д.6). Таким образом, установлено, что принадлежащее Лебедеву С.И. транспортное средство ГАЗ- г.н. Р в ПТС как грузовой автомобиль или автобус не классифицировано, при этом его разрешенная максимальная масса не превышает 3 500 кг и число пассажирских мест, помимо места водителя, не превышает восьми, т.е. его классификация по типу «В» соответствует наименованию этого типа по Венской Конвенции по типу «М1» -механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя.

Однако, транспортный налог за указанное ТС исчислен для Лебедева С.И. МРИ ИФНС России по <адрес> как для автобуса (л.д. 9, 10).

Отнесение транспортного средства к категории «В» дает право применять ставки, установленные региональным законодательством для легковых автомобилей, поскольку как заводом-изготовителем, так и регистрирующим органом данный автомобиль был классифицирован именно по этой категории и не был отнесен ни к автомобилям, за исключением относящихся к категории «О», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов - категория «С», ни к автомобилям, предназначенным для перевозки пассажиров и имеющим более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя, в том числе автобусы, - категория «О».

Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

С учетом изложенного, а так же недоказанности факта принадлежности спорного автомобиля в налоговых целях к категории грузовых, и учитывая, что законодателем спорный автомобиль отнесен к категории «В» как легковых, так и грузовых автомобилей с определенными параметрами, суд полагает, что исковые требования Лебедева С.И. подлежат удовлевторению в полном объеме.

Доводы ответчика не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

Исковое заявление Лебедева Сергея Ивановича удовлетворить.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по <адрес> исчислять транспортный налог в отношении транспортного средства 2005 года выпуска, государственный номер 52 регион, идентификационный номер (VIN) цвет «циклон», номер двигателя номер шасси отсутствует, номер кузова , мощность двигателя 72,2 кВт, государственный номер 52, принадлежащего Лебедеву Сергею Ивановичу как для легкового автомобиля.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд через Семеновский районный суд Нижегородской области в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения, а именно с 5 мая 2011 года.

Судья -      Красильникова И.Г.