дело № 2-776/2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 ноября 2011 года г. Семенов Судья Семёновского районного суда Нижегородской области Красильникова И.Г., с участием помощника Семеновского городского прокурора Комлевой О.М., при секретаре Смирновой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновского городского прокурора Нижегородской области, в интересах неопределенного круга лиц к Министерству социальной политики Нижегородской области, Министерству финансов Нижегородской области, Государственному бюджетному учреждению «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов», об обязании профинансировать выполнение неисполненных мероприятий, выполнить неисполненные мероприятия, УСТАНОВИЛ: Истец прокурор Семеновского района Нижегородской области, (в настоящее время Семеновский городской прокурор Нижегородской области), обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации к Министерству социальной политики Нижегородской области, Министерству финансов Нижегородской области, Государственному бюджетному учреждению «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» об обязании профинансировать выполнение неисполненных мероприятий, выполнить неисполненные мероприятия, указав, что в период с 8 по 9 апреля 2010 года Государственной инспекцией по пожарному надзору Семеновского района Нижегородской области проведена внеплановая проверка исполнения требований пожарной безопасности в Государственном стационарном учреждении социального обслуживания системы социальной защиты населения Семеновский дом милосердия (в настоящее время Государственное бюджетное учреждение «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов»). В ходе проведенной проверки установлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно: отсутствуют вторые эвакуационные выходы со второго, третьего, четвертого и пятого этажей здания (п.6.13 Строительных норм и правил СНиП 22-01-97* «пожарная безопасность зданий и сооружений»), был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, и вынесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности №, срок устранения - до ДД.ММ.ГГГГ. Постановлениями № и № от ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо учреждение социальной защиты населения Семеновский дом милосердия и должностное лицо - директор данного учреждения Чернигин А.Г., за выявленные нарушения привлечены к административной ответственности. ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Семеновского района по пожарному надзору было издано распоряжение № о проведении внеплановой проверки в Государственном стационарном учреждении социального обслуживания системы социальной защиты населения Семеновский дом милосердия на предмет исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, в результате проведения которой было установлено, что требование предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ - Государственным стационарным учреждением социального обслуживания системы социальной защиты населения Семеновский дом милосердия, не исполнено, о чем был составлен акт № 74 от 31 мая 2011года. И, 31 мая 2011 года ОГПН по Семеновскому району, ГСУ социального обслуживания системы социальной защиты населения Семеновский дом милосердия выдано повторное предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности- п.6.13 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «пожарная безопасность зданий и сооружений», ранее указанных в предписании от 9 апреля 2010года, срок устранения нарушений согласно предписанию до 31 мая 2012года. По данному факту сотрудниками ОГПН по Семеновскому району в отношении юридического лица - ГСУ социального обслуживания системы социальной защиты населения Семеновский дом милосердия, был составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ- «невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор».Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 города областного значения Семенов Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, ГСУ социального обслуживания системы социальной защиты населения Семеновский дом милосердия, привлечено к административной ответственности, и назначено административное наказание в виде штрафа 10 000 рублей. В соответствии с п. 2.1 Устава ГСУ социального обслуживания системы социальной защиты населения Семеновский дом милосердия - основной целью Учреждения является медико-социальное обслуживание граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (1 и 2 группы старше 18 лет), обеспечение постоянного или временного (сроком до 6 месяцев) проживания, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. Согласно ст. 3 Федерального закона от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится, в том числе, на принципах: соблюдения прав человека и гражданина; предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания; ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания. Учредителем ГСУ социального обслуживания системы социальной защиты населения Семеновский дом милосердия, согласно п. 1.2 Устава учреждения является Министерство социальной политики Нижегородской области. В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Неустранение выявленных нарушений правил пожарной безопасности в здании дома милосердия создает угрозу неопределенному кругу лиц, возможность нахождения которых в указанном здании обусловлена эксплуатацией его по назначению. Отсутствие финансирования на создание вторых эвакуационных выходов со второго, третьего, четвертого и пятого этажей здания по выполнению противопожарных мероприятий ставит под сомнение возможность выполнения указанных работ, направленных на создание безопасного пребывания людей в здании дома милосердия Кроме того, нарушения требований пожарной безопасности, законодательства о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов нарушают интересы Российской Федерации, так как согласно ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. На основании изложенного, Семеновский городской прокурор Нижегородской области просит обязать: - Министерство социальной политики Нижегородской области и Министерство финансов Нижегородской области в полном объеме профинансировать выполнение неисполненных мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, предложенных к выполнению предписанием Главного государственного инспектора Семеновского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №; - ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» выполнить неисполненные мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, предложенные к выполнению предписанием Главного государственного инспектора Семеновского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №; - ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» составить сметы с привлечением специализированных организаций на выполнение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности; - установить срок исполнения исковых требований ответчиками с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ, помощник Семеновского городского прокурора Нижегородской области Комлева О.М.в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточнила заявленные исковые требования, просила обязать: - Министерство социальной политики Нижегородской области и Министерство финансов Нижегородской области в полном объеме профинансировать выполнение неисполненных мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, предложенных к выполнению предписанием Главного государственного инспектора Семеновского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: выполнение вторых эвакуационных выходов со второго, третьего, четвертого и пятого этажей здания, в котором располагается ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов»; - ГБУ «Семеновский дом- интернат для престарелых и инвалидов» выполнить неисполненные мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, предложенные к выполнению предписанием Главного государственного инспектора Семеновского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: вторые эвакуационные выходы со второго, третьего, четвертого и пятого этажей здания; - установить срок исполнения исковых требований ответчиками с момента вступления решения суда в законную силу. Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, направил в адрес суда отзыв- возражение, из которого установлено, что просит рассмотреть дело в его отсутствии, исковые требования не признает по следующим основаниям: в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) ГУ и министерство являются участниками бюджетного процесса. Из пункта 14 постановления Правительства Нижегородской области от 31 марта 2011 года № 221 «О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 21 декабря 2010 года № 209-3 «Об областном бюджете на 2011 год» (далее - постановление № 221)и приложения 7 к Закону Нижегородской области от 21 декабря 2010 года № 209-3 «Об областном бюджете на 2011 год» (далее - Закон об областном бюджете) следует, что министерство является главным распорядителем бюджетных средств, по обеспечению деятельности подведомственных учреждений. Согласно п.п. 1 п.1 ст. 158 БК РФ, главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Таким образом, выделение средств на обеспечение деятельности подведомственных учреждений, министерством может быть осуществлено только за счет целевого расходования средств, предусмотренных на указанные цели в Законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Согласно БК РФ, ГУ является распорядителем и одновременно получателем бюджетных средств, и осуществляет выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. В соответствии с п. 14.2 постановления № 221 министерство утверждает бюджетные сметы подведомственных учреждений. На 2011 год смета расходов для ГУ составлена и утверждена в 2010 году, и ведется на сегодняшний день в установленном законом порядке. Так как бюджет на 2011 год формировался в 2010 году, следовательно, в областном бюджете на 2011 год, средства на выполнение работ для устранения указанного замечания не могли быть заложены. Таким образом, данные расходы не предусмотрены в смете ГУ на 2011 год, соответственно, устранить нарушения в срок, указанный в исковом требовании Семеновского городского прокурора, за счёт средств областного бюджета, не предоставляется возможным. В настоящее время, в соответствии с планом мероприятий по разработке прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на 2012 год и на период до 2014 года, областного бюджета на 2012 год и среднесрочного финансового плана на 2012 - 2014 годы (далее - план мероприятий), утвержденным распоряжением Правительства Нижегородской области от 07 июня 2011 № 1002-р, министерством завершена работа по формированию ведомственной структуры расходов для включения в проект закона «Об областном бюджете на 2012 год». Министерством 30 августа 2011 года в адрес министерства финансов Нижегородской области было направлено распределение бюджетных ассигнований на 2012-2014 годы (по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета), сформированное в соответствии с уточненными после согласования прогнозами предельными объемами бюджетных ассигнований. Таким образом, в настоящее время уже сформирован проект закона «Об областном бюджете на 2012 год». Вместе с тем, 12 сентября 2011 года, в министерстве проведено совещание с участием заинтересованных лиц ПО вопросу исполнения предписания главного государственного инспектора Семеновского района по пожарному надзору о выполнении вторых эвакуационных выходов со второго, третьего, четвертого и пятого этажей задания ГУ в соответствии с пунктом 6.13* СНиП 21-01-97*, по результатам совещания ГУ заключило договор на подготовку проекта и сметы на изготовление и установку двух противопожарных лестниц с 2 по 5 этаж с ООО «Нижегородское предприятие противопожарных работ» г.Н.Новгород. Исходя из вышесказанного, вопрос о выделении дополнительных средств для выполнения работ по устранению замечания, указанному в исковом требовании, может быть решён только во втором полугодии 2012 года, а именно до ДД.ММ.ГГГГ, по итогам освоения бюджетных ассигнований за первое полугодие 2012 года. Учитывая вышеизложенное, Министерство социальной политики <адрес> просит в исковых требованиях прокурора отказать в полном объёме. Представитель ответчика Министерства финансов Нижегородской области в судебное заседание не явился, направил в адрес суда отзыв- возражение, из которого следует, что просит рассмотреть дело в его отсутствии, и не признает исковые требования по следующим основаниям: 1. Финансирование бюджетных учреждений - это финансовое обеспечение выполнения функций государственных (муниципальных) учреждений..., осуществляемое за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Бюджетная смета - это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение (ст. 221 Бюджетного кодекса РФ). Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган)..., указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Согласно ведомственной структуре расходов на соответствующий финансовый год (Приложение № 7 к Закону Нижегородской области от 21.12.2010 N 209-3 "Об областном бюджете на 2011 год") министерство социальной политики Нижегородской области является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к учреждениям социального обслуживания населения. Таким образом, смета расходов учреждения социальной защиты населения на соответствующий финансовый год составлялась, утверждалась и ведется на сегодняшний день в порядке, определенном министерством социальной политики Нижегородской области, в полномочия которого входит право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств данному учреждении № 209-3 «Об областном бюджете на 2011 год», министерству социальной политики Нижегородской области на содержание учреждений социального обслуживания населения было предусмотрено 2 286 283,7 тысячи рублей. 2. В силу ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. 3.Необходимо отметить, что финансовые органы субъектов Российской Федерации - это... органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (ст. 6 БК РФ). В соответствии с Положением о министерстве финансов Нижегородской области, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 21 сентября 2005 года № 206, министерство финансов Нижегородской области является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой государственной политики, осуществляющим государственный финансовый контроль на территории Нижегородской области, разработку проекта областного бюджета и обеспечение исполнения бюджета Нижегородской области. Следовательно, министерство финансов Нижегородской области может только обеспечить исполнение заложенных в смете учреждения расходных обязательств в рамках средств, предусмотренных в законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Таким образом, распределить бюджетные ассигнования (внести изменения в статьи расходов сметы) и лимиты бюджетных обязательств учреждения социальной защиты населения, вправе только министерство социальной политики Нижегородской области, как главный распорядитель бюджетных средств. В связи с этим, министерство финансов Нижегородской области может только, обеспечивая исполнение бюджета, санкционировать перечисление денежных средств на выполнение работ по устранению нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при наличии в смете учреждения соответствующих бюджетных ассигнований. Увеличение сумм расходов учреждения по смете находится в ведении главного распорядителя - министерства социальной политики Нижегородской области. На основании вышеизложенного, считают исковые требования к министерству финансов Нижегородской области противоречащим бюджетному законодательству РФ. Более того, законодательством не предусмотрена сама возможность предъявления подобных требований о расходовании бюджетных средств. Последствия неисполнения предписаний уполномоченных органов об устранении нарушений требований пожарной безопасности определены в ст. 38 Федерального Закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 20.4 КоАП РФ. Предъявление иных требований не основано на нормах права. В судебном заседании представитель ответчика ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» - Чернигин А.Г. показал, что исковые требования истца об обязании устранить нарушения, а именно: выполнить вторые эвакуационные выходы со второго, третьего четвертого и пятого этажей здания, признает. После вынесения Государственной инспекцией по пожарному надзору Семеновского района Нижегородской области предписания, в адрес: Территориального органа управления социальной защиты населения Семеновского района Нижегородской области, Министерства социальной политики Нижегородской области, Госпожнадзора Семеновского района, Главное управление МЧС России по Нижегородской области, направлено ряд писем с предложениями по выполнению предписания и заявка на выделение денежных средств. Также, Управлением социальной защиты населения Семеновского района, направлено письмо на расширенное заседание коллегии Министерства социальной политики Нижегородской области по пожарной безопасности; 4 мая 2010 года в учреждение направлялась комиссия Министерства для ознакомления и подготовки предложений по исполнению предписания на имя Министра и Главное управления МЧС России по Нижегородской области. А также, Управлением социальной защиты населения Семеновского района направлено ряд писем на имя Министра социальной политики и Главного государственного инспектора Нижегородской области по пожарному надзору. 12 августа 2011 года, при Министре социальной политики Нижегородской области проведено расширенное совещание по вопросу исполнения предписания с участием представителя Главного управления МЧС России по Нижегородской области. Согласно протоколу совещания учреждением приобретаются противогазы - самоспасатели, как предупредительная мера при возникновении чрезвычайных ситуаций на всех проживающих и обслуживающий персонал; заключен договор и подготовлено заключение на устройство лестниц открытого типа (ООО «Аудит пожарной безопасности»); заключен договор с ООО «Нижегородское предприятие противопожарных работ» на подготовку проекта и сметы на устройство вторых эваковыходов. На основании подготовленного заключения; проекта и сметы в Министерство будет подготовлено письмо о выделении денежных средств на устройство вторых эваковыходов. Представитель третьего лица - Правительства Нижегородской области в судебное заседание не явился, направил в адрес суда отзыв, содержащий просьбу рассмотреть дело в его отсутствие. Вместе с тем из отзыва следует, что Правительство Нижегородской области возражает против удовлетворения заявленного иска, так как это повлечет за собой внесение изменений в областной бюджет на соответствующий год, что противоречит действующему бюджетному законодательству по следующим основаниям. Учредителем государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Семеновский дом милосердия» является министерство социальной политики Нижегородской области, которое выступает в отношении данного учреждения главным распорядителем бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 6 БК РФ). Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации и утверждается в форме законов субъекта (статьи 11,14 БК РФ). Все расходные обязательства субъекта Российской Федерации - Нижегородской области отражаются в законе Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. В соответствии с Законом Нижегородской области от 12 сентября 2007 года № 126-3 «О бюджетном процессе в Нижегородской области» составление проекта областного бюджета на очередной финансовый год - прерогатива Правительства Нижегородской области. Непосредственное составление проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год осуществляет министерство финансов Нижегородской области. Губернатор Нижегородской области вносит на рассмотрение Законодательного Собрания Нижегородской области проект закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Законодательное Собрание Нижегородской области рассматривает и утверждает областной бюджет. При необходимости изменений расходных обязательств Правительство Нижегородской области разрабатывает и Губернатор Нижегородской области представляет в Законодательное Собрание Нижегородской области проекты законов Нижегородской области о внесении изменений в закон Нижегородской области об областном бюджете на текущий финансовый год по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования закона Нижегородской области об областном бюджете. Кроме того, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, период финансового года, на который составляется бюджет, считается с января по 31 декабря соответствующего года. Таким образом, финансирование государственных учреждений производится в рамках принятого на соответствующий финансовый год бюджета. Вместе с тем, заявленные исковые требования об осуществлении финансирования после вступления в законную силу решения суда, то есть в 2011 году, бюджет которого был сформирован в 2010 году, фактически подменяет органы исполнительной власти, решая вопрос о распределении бюджетных средств. Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который в частности означает право органов государственной власти в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета. Статьи 152-162 БК РФ, определяют состав участников бюджетного процесса и их полномочия, и согласно данным нормам к полномочиям прокурора не относится осуществление какого-либо надзора в сфере распределения денежных средств, а также каких-либо полномочий в сфере формирования расходов бюджета, включая определение лимитов бюджетных обязательств бюджетных учреждений. По информации главного распорядителя бюджетных средств по отношению к учреждениям социального обслуживания населения - министерства социальной политики <адрес>, вопрос о выделении средств для выполнения работ по устранению замечания, указанному в исковом заявлении, может быть решен только в 2012 году. Представитель третьего лица - Главный государственный инспектор Семеновского района по пожарному надзору -Постнов О.С. в судебном заседании пояснил, что поддерживает исковые требования Семеновского городского прокурора, поскольку на момент реконструкции общежития под дом милосердия на <адрес> в <адрес> действовал СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 «Жилые здания» (введен в действие ДД.ММ.ГГГГ), который распространялся на проектирование жилых зданий (квартирных домов, включая квартирные дома для престарелых и семей с инвалидами, передвигающимися на креслах-колясках, высотой до 25-ти этажей включительно). В соответствии с п. 1.25 данных норм в жилых зданиях социального типа высотой до 9-ти этажей, включая квартиры, должны иметь выход на одну лестничную клетку первого типа. С 6 по 9 этажи включительно следует проектировать второй эвакуационный выход. Ввиду этого на тот момент времени требования нормативных документов были выполнены. Помимо этого, в здании имелся еще выход на наружную лестницу, которая поэтажно соединяла балконы. В связи с введением в действие Технического регламента о требованиях пожарной безопасности ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ (п. 4 ст. 4) были применены в 2010 году требования действующих нормативных документов в области пожарной безопасности, регламентирующие необходимость устройства двух эвакуационных выходов с этажей указанных типов зданий. Согласно ч. 5 ст.167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлений им копий решения суда. Изучив материалы дела, заслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, суд приходит к следующему выводу. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Государственной инспекцией по пожарному надзору Семеновского района Нижегородской области проведена внеплановая проверки исполнения требований пожарной безопасности в учреждении социальной защиты населения - Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Семеновский дом милосердия». В соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 29 ноября 2010 года № 843 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений Нижегородской области, утверждения уставов государственных учреждений Нижегородской области и внесения в них изменений, а также закрепления функций и полномочий учредителя и собственника имущества государственного учреждения Нижегородской области», реорганизовано в Государственное бюджетное учреждение «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Согласно приказу № 480 от 19 августа 2011 года Министерства социальной политики Нижегородской области утвержден Устав ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов». В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. Согласно ст. 38 вышеуказанного Закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий. Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 и введенных в действие на территории Российской Федерации с 30.06.2003г., собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению. В результате проведенной проверки установлено нарушение требований пожарной безопасности- п.6.13 Строительных норм и правил СНиП 22-01-97* «пожарная безопасность зданий и сооружений», а именно: отсутствуют вторые эвакуационные выходы со второго, третьего, четвертого и пятого этажей здания, составлен акт № 29 от 9 апреля 2010 года и вынесено предписание № 29/13/13 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, от 9 апреля 2010 года- директору учреждению социальной защиты ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов», где указан срок устранения нарушений до 9 апреля 2011 года. А также, постановлениями № ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Семеновский дом милосердия (ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов») и должностное лицо данного учреждения - директор Чернигин А.Г., за выявленные нарушения привлечены к административной ответственности. В соответствии с п. 2.1 Устава ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов», утвержденного заместителем министра социальной политики Нижегородской области, основной целью Учреждения является медико-социальное обслуживание граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (1 и 2 группы старше 18 лет), обеспечение постоянного или временного (сроком до 6 месяцев) проживания, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. Согласно ст. 3 Федерального закона от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится, в том числе, на принципах: соблюдения прав человека и гражданина; предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания; ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания. В соответствии со статьями 20, 41 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. В соответствии ст. 21 Федерального закона от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» администрация стационарного учреждения социального обслуживания обязана соблюдать права человека и гражданина. Согласно распоряжению Главного государственного инспектора Семеновского района по пожарному надзору Постнова О.С. № от ДД.ММ.ГГГГ, в Государственном стационарном учреждении социального обслуживания системы социальной защиты населения Нижегородской области Семеновский дом милосердия (ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов») проведена внеплановая проверка, с целью контроля за выполнением условий предписания ГПН об устранении нарушений требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ. В результате проведенной проверки установлено, что нарушение требований пожарной безопасности, изложенное в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и предложенное к устранению предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение указанных норм, не устранено- со второго, третьего, четвертого и пятого этажей не выполнены вторые эвакуационные выходы- п.6.13 Строительных норм и правил СНиП 22-01-97* «пожарная безопасность зданий и сооружений». Согласно предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, Государственному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения Нижегородской области Семеновский дом милосердия (ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов»), установлен срок устранения выше указанного нарушения до ДД.ММ.ГГГГ. По данному факту сотрудниками ОГПН по Семеновскому району в отношении юридического лица - Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Нижегородской области Семеновский дом милосердия (ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов») составлен протокол № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ- «невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор» и постановлением мирового судьи судебного участка № города областного значения Семенов Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Нижегородской области Семеновский дом милосердия (ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов»), привлечено к административной ответственности, и назначено административное наказание в виде штрафа 10 000 рублей. В соответствии с Положением о министерстве финансов Нижегородской области, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2005 № 206, министерство финансов Нижегородской области является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой государственной политики, осуществляющим государственный финансовый контроль на территории Нижегородской области, разработку проекта областного бюджета и обеспечение исполнения бюджета Нижегородской области. Согласно п.1.2 Устава Государственного бюджетного учреждения «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов», учредителем ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» является Министерство социальной политики Нижегородской области. Порядок финансирования обеспечения деятельности государственных учреждений определяется законом. В силу ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Согласно ст. 6 БК РФ, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом; Согласно ст. 11 БК РФ,…. бюджет субъекта Российской Федерации… разрабатывается и утверждается в форме законов субъектов Российской Федерации… Согласно ст. 14 БК РФ, бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет)… предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 65 БК РФ, формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. В силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 69 Бюджетного кодекса РФ, к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе, ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд. Согласно ст. 69.1 БК РФ, к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений. Все расходные обязательства субъекта Российской Федерации Нижегородской области отражаются в Законе Нижегородской области «об областном бюджете» на соответствующий финансовый год. Согласно ст. 6 БК РФ, финансирование бюджетных учреждений - государственных (муниципальных) учреждений, финансовое обеспечение выполнения функций которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. В соответствии с законом Нижегородской области от 12.09.2007года № 126-3 «О бюджетном процессе в Нижегородской области" составление проекта областного бюджета на очередной финансовый год-прерогатива Правительства Нижегородской области. Непосредственное составление проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год осуществляет министерство финансов Нижегородской области. Губернатор Нижегородской области вносит на рассмотрение Законодательного Собрания Нижегородской области проект закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Законодательное Собрание Нижегородской области рассматривает и утверждает областной бюджет. При необходимости изменений расходных обязательств Правительство Нижегородской области разрабатывает, и Губернатор Нижегородской области представляет в Законодательное Собрание Нижегородской области проекты законов Нижегородской области о внесении изменений в закон Нижегородской области об областном бюджете на текущий финансовый год по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования закона Нижегородской области об областном бюджете. Согласно Закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2010 гол» (в редакции Закона НО от 25.02.2010 № 19-3) министерству социальной политики Нижегородской области на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов предусмотрено 1 430 092 тыс. рублей. Материалами гражданского дела, показаниями представителя ответчика ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов», установлено, что сумма по смете на выполнение работ на устройство пожарных открытых наружных лестниц ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов», составляет 489 544, 64 руб. Таким образом, выделенных денежных средств в размере 1 430 092 тыс. рублей недостаточно для работ на устройство пожарных открытых наружных лестниц ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов». С учетом установленных по делу обстоятельств, ответственность по данному иску - по финансированию неисполненных мероприятий по устранению нарушений требований законодательства должна быть возложена на УчредителяГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов»- Министерство социальной политики Нижегородской области, а также, на Министерство финансов Нижегородской области, которое занимается формированием бюджета, данные учреждения необходимо обязать профинансировать выполнение неисполненных мероприятий по устранению нарушений требований законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Государственное бюджетное учреждение «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» необходимо обязать выполнить неисполненные мероприятия по устранению нарушений требований законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194-199 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковые требования Семеновского городского прокурора удовлетворить. Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области, Министерство финансов Нижегородской области в полном объеме профинансировать выполнение неисполненных мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, предложенные к выполнению предписанием государственного инспектора Семеновского района по пожарному надзору- старшим инспектором ОГПН по Семеновскому району Марковым А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ и изложенные в акте проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, п.6.13 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»-выполнение вторых эвакуационных выходов со второго, третьего, четвертого и пятого этажей здания, в котором располагается ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов»; в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Возложить обязанность по финансированию возложить на Министерство финансов в пределах его компетенции по обеспечению исполнения бюджета путем санкционирования перечисления денежных средств на выполнение работ по устройству пожарных открытых наружных лестниц ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» при наличии в смете учреждения соответствующих бюджетных ассигнований. Обязать государственное бюджетное учреждение «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» выполнить неисполненные мероприятия по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, предложенные к выполнению предписанием государственного инспектора Семеновского района по пожарному надзору- старшим инспектором ОГПН по Семеновскому району Марковым А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ и изложенные в акте проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, п.6.13 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»-выполнение вторых эвакуационных выходов со второго, третьего, четвертого и пятого этажей здания, в котором располагается ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов»; в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Семеновский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ. Судья - И.Г. Красильникова