Решение не вступило в законную силу
Дело 2-167/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Селижарово 05 августа 2010 года
Селижаровский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Величко Е.В.,
при секретаре Касумовой Е.В.,
с участием ст. помощника Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Чернышева Н.Б.,
представителя ответчика Муниципального Унитарного предприятия «Коммунальное Хозяйство» - Прохоровой Н.А., действующей на основании доверенности от ...,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Коммунальное Хозяйство» об обязании разработать проект санитарно - защитной зоны производственных объектов и обустроить санитарно - защитную зону в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Селижаровский районный суд Тверской области с исковым заявлением к МУП «Коммунальное Хозяйство» об обязании разработать проект санитарно - защитной зоны производственных объектов и обустроить санитарно - защитную зону в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, просил: 1) разработать проект санитарно - защитной зоны производственных объектов (15 промышленных объектов) расположенных в ..., в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03; 2) провести мероприятия по благоустройству санитарно - защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН2.2.1/2.1.1.1200-03; 3) разработать программу производственного контроля и осуществлять производственный контроль за качеством атмосферного воздуха в соответствии с требованиями Санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01».
Свои исковые требования Осташковский межрайонный природоохранный прокурор мотивировал тем, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой в мае-июне 2010г. проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об охране атмосферного воздуха в Селижаровском районе Тверской области. Проверка деятельности Селижаровское МУП «КХ» Селижаровского района Тверской области показала, что указанным предприятием допускаются нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. Так, в ходе проверки производственной деятельности предприятия было установлено, что основными видами деятельности предприятия является теплоснабжение, водоснабжение и эксплуатация водопроводных и канализационных сетей, очистных сооружений, санитарная очистка территории населенного пункта и эксплуатация свалки ТБО, сбор вывоз отходов. Предприятие осуществляет свою производственную деятельность с 1 июля 2004 года. В состав предприятия входит: 15 промышленных площадок, на которых имеется 57 источников выбросов из них 16 организованных и 41 неорганизованных. При работе технологического оборудования в атмосферный воздух выделяется загрязняющие вещества 26 наименований, из них твердых и 16 жидких и газообразных. Из перечисленных промышленных площадок в границы санитарно защитной зоны 12-ти промышленных площадок расположена жилая застройка в количестве 15 жилых домов, с числом проживающих граждан- 45 человек. В частности, на промышленной площадке ... расположенной по ..., находятся объекты: котельная ... и гараж .... Территория промплощадки находится на расстоянии от 35 до 62 метров от жилой застройки (с севера жилой дом по ... ... на расстоянии 35 метров, с юга жилая застройка по ... ... на расстоянии 47 метров). Промплощадка ... по ..., на территории которой расположены гараж ..., котельная ..., резервуар с топливом, баня, пост сварки, резки металла, участок зарядки аккумуляторов, гараж ..., пост ТО и ТР, ангар для техники, участок пересыпки цемента, мастерская. С юго- востока на расстоянии 10 метров от промплощадки располагается жилой дом ... по ..., с юга на расстоянии 10 метров от границ предприятия располагается жилая застройка по ... дом ... На промплощадке ... по ... расположены: котельная ..., угольная площадка, погрузочно-разгрузочная площадка.. С юга жилой дом на расстоянии 25 метров по ... .... Промышленная площадка ... (свалка бытовых отходов), расположена в районе ..., ближайшая жилая застройка на расстоянии 500 метров (с юга-запада). Указанная промплощадка (свалка бытовых отходов) относится к 1 категории опасности воздействия на атмосферный воздух по максимальному значению параметров, размер СЗЗ составляет- 1000 метров (согласно п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Остальные производственные объекты Селижаровское МУП «КХ» относятся к 3-4 категории опасности воздействия на атмосферный воздух по максимальному значению параметров, размер СЗЗ составляет- 100 и 300 метров (согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Установлено, что в границах санитарно-защитной зоны предприятия ( 12-ти промплощадок) находится частная, жилая застройка в ..., д. ..., д. .... Проверка показала, что до настоящего времени предприятием не разработан проект санитарно-защитной зоны промышленных объектов (промплощадок), несмотря на то, что разработка проекта предусмотрена еще на этапе строительства, ввода и начала эксплуатации производственного объекта. Также предприятием на протяжении длительного времени не рассматривается вопрос расположения в границах СЗЗ жилой застройки и пути его решения (например: сокращения границ СЗЗ, уменьшение выбросов загрязняющих веществ, отселение жителей). Не проводились мероприятия по благоустройству санитарно-защитной зоны (озеленение и т.п.), что является нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства. В соответствии со ст.39 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г., юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей природной среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды. Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 16 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. № 96-ФЗ(с последующими изменениями) при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. В ст.30 указанного Федерального закона закреплено, что хозяйствующие субъекты, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух. Требованиями статьи 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. В соответствии с требованиями ст.ст.11 и 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктами 1.5, 2.2 и 2.4 Санитарными правилами «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ. Согласно п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств (п.3.1 СанПиН). Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (п.3.1.СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). В проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств (п.3.2.СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). На основании п.3.10., п. 3.11, п.4.3, п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования. Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам. Размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений (п.4.5 СанПиН); Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.); систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух. В соответствии с п. 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. Указанные требования природоохранного и санитарного законодательства со стороны Селижаровское МУП «КХ» в полном объеме не соблюдаются. Предприятием не разработан проект санитарно-защитной зоны. Не проводятся мероприятия по благоустройству санитарно-защитной зоны, в границах санитарно-защитной зоны находится жилая застройка (чем нарушены требования п. 3.1, п.3.10., п. 3.11, п.4.3, п. 4.5, п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Требованиями пункта 4.1.1. санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01» определено, что хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:
- разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам;
- обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами;
- обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта.
Согласно п. 2.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке проводятся лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ. Указанные требования природоохранного и санитарного законодательства со стороны Селижаровское МУП «КХ» Селижаровского района Тверской области не соблюдаются. Работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на не производятся, производственный контроль за качеством атмосферного воздуха не осуществляется (чем нарушен п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01). Невыполнение требований санитарного и природоохранного законодательства нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Этим нарушается так же и требования ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Проверка показала, что указанные нарушения стали возможными по причине не принятия своевременных мер по разработке проекта и обустройству санитарно-защитной зоны предприятия. Нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допускаемые ответчиком, прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, так как создают угрозу причинения вреда здоровью людей (как местных жителей, так и граждан которые могут находиться в данном районе) и окружающей природной среде. Наличие угрозы причинения вреда здоровью людей связано с тем, что проектом санитарно-защитной зоны определяется размер и границы санитарно-защитной зоны; устанавливаются мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; определяется функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования и отсутствие указанного проекта и установленных проектом мероприятий приводит к тому, что население не защищено от негативного воздействия производственного объекта, что недопустимо.
В судебном заседании ст. помощник Остшковского межрайонного природоохранного прокурора Чернышев Н.Б. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, и более конкретизировал их, просил обязать ответчика:
- разработать проект санитарно - защитной зоны производственных объектов в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, расположенных по адресу: 1) промплощадка ... - ... ...; 2) промплощадка ... - п. ... 3) промплощадка ... - ... ...; 4) промплощадка ... - ... ...; 5) промплощадка ... - ... ... ... 6) промплощадка ... - п. ...) промплощадка ... - ... ...; 8) промплощадка ... - ... ...; 9) промплощадка ... - ... ...) промплощадка ... - ... ...; 11) промплощадка ... - ...; 12) пропплощадка ... - ... ...; 13) промплощадка ... - ... ...; 14) промплощадка ... - ... д....; 15) промплощадка ... - ... ...
- провести мероприятия по благоустройству санитарно - защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а именно озеленение;
- разработать программу производственного контроля и осуществлять производственный контроль за качеством атмосферного воздуха в соответствии с требованиями Санитраных правил «Организация и проведение производственного контроля, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01» на производственных объектах - вышеуказанных промплощадках.
Представитель ответчика МУП «Коммунальное Хозяйство» - Прохорова Н.А. в судебном заседании иск Осташковского межрайонного природоохранного прокурора признала полностью, пояснила, что МУП «КХ» заключило договор ...ЭЦ-2010 ... с ООО «Экоцентр» о выполнении работ по разработке проекта обоснования расчетной предварительной санитарно - защитной зоны по параметрам химического и физического воздействия по промплощадкам Селижаровского МУП «КХ». Представитель ответчика Прохорова Н.А. представила суду письменное заявление о признании иска, при этом судом представителю ответчика Прохоровой Н.А. были разъяснены последствия признания иска. Признание представителем ответчика Прохоровой Н.А. иска Осташковского межрайонного природоохранного прокурора принято судом, так как оно не противоречит требованиям закона, сделано в виде письменного заявления, адресованного суду, с соблюдением требований ст.173 ГПК РФ. Представитель ответчика Прохорова Н.А., являясь юрисконсультом Селижаровского МУП «КХ», на основании доверенности от 11.01.2010, правомочна от имени представляемого ею Муниципального унитарного предприятия признавать иск.
В соответствии с ч. 4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Руководствуясь ст. 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Гражданский иск Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Селижаровское Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальное Хозяйство»:
- разработать проект санитарно - защитной зоны производственных объектов в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, расположенных по адресу: 1) промплощадка ... - ... ...; 2) промплощадка ... - п. ...) промплощадка ... - ... ...; 4) промплощадка ... - ...) промплощадка ... - ... ... (территория МСО); 6) промплощадка ... - п. ... промплощадка ... - ... ...; 8) промплощадка ... - ... ...; 9) промплощадка ... - ... ...) промплощадка ... - ... ... 11) промплощадка ... - п. ...; 12) промплощадка ... - ... ...; 13) промплощадка ... - ... ...; 14) промплощадка ... - ... д....; 15) промплощадка ... - ... ...
- провести мероприятия по благоустройству санитарно - защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а именно озеленение.
- разработать программу производственного контроля и осуществлять производственный контроль за качеством атмосферного воздуха в соответствии с требованиями Санитраных правил «Организация и проведение производственного контроля, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-01» на производственных объектах, расположенных по адресу: 1) промплощадка ... - ... ...; 2) промплощадка ... - п. ...; 3) промплощадка ... - ... ...; 4) промплощадка ... - ...; 5) промплощадка ... - ... ... ...); 6) промплощадка ... - п. ... ...; 7) промплощадка ... - ... ...; 8) промплощадка ... - ... ...; 9) промплощадка ... - ... ...) промплощадка ... - ... ...; 11) промплощадка ... - ... ...; 12) промплощадка ... - ... ...; 13) промплощадка ... - ... ...; 14) промплощадка ... - ... ...; 15) промплощадка ... - ... ....
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Селижаровский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения.
Председательствующий Е.В. Величко