Решение не вступило в законную силуДело № 2-187/2010 г. Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Селижарово 23 августа 2010 года
Селижаровский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Величко Е.В.,при секретаре Касумовой Е.В.,
с участием заместителя прокурора Селижаровского района Горячева В.А.,
представителей заинтересованных лиц - Совета депутатов Оковецкого сельского поселения Ивановой Е.А., Шуваевского сельского поселения Ивановой А.П., Захаровского сельского поселения Петрова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-187/2010 г. по заявлениям прокурора Селижаровского района в защиту интересов муниципального образования - Оковецкое сельское поселение Селижаровского района Тверской области об оспаривании п. 1 ст. 21 Положения о муниципальной службе в администрации муниципального образования «Оковецкое сельское поселение», утвержденное решением Совета депутатов Оковецкого сельского поселения от 26.03.2008 г. № 55, в защиту интересов муниципального образования - Шуваевское сельское поселение Селижаровского района Тверской области об оспаривании п. 1 ст. 21 Положения о муниципальной службе в администрации муниципального образования «Шуваевское сельское поселение», утвержденное решением Совета депутатов Шуваевского сельского поселения от 26.03.2008 г. № 38, в защиту интересов муниципального образования - Селищенское сельское поселение Селижаровского района Тверской области об оспаривании п. 1 ст. 21 Положения о муниципальной службе в администрации муниципального образования «Селищенское сельское поселение», утвержденное решением Совета депутатов Селищенского сельского поселения от 27.03.2008 г. № 70, в защиту интересов муниципального образования - Захаровское сельское поселение Селижаровского района Тверской области об оспаривании п. 1 ст. 21 Положения о муниципальной службе в администрации муниципального образования «Захаровское сельское поселение», утвержденное решением Совета депутатов Захаровского сельского поселения от 26.03.2008 г. № 43,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Селижаровского района Тверской области обратился в суд с заявлениями в защиту интересов муниципального образования - Оковецкое сельское поселение Селижаровского района Тверской области об оспаривании п. 1 ст. 21 Положения о муниципальной службе в администрации муниципального образования «Оковецкое сельское поселение», утвержденное решением Совета депутатов Оковецкого сельского поселения от 26.03.2008 г. № 55, в защиту интересов муниципального образования - Шуваевское сельское поселение Селижаровского района Тверской области об оспаривании п. 1 ст. 21 Положения о муниципальной службе в администрации муниципального образования «Шуваевское сельское поселение», утвержденное решением Совета депутатов Шуваевского сельского поселения от 26.03.2008 г. № 38, в защиту интересов муниципального образования - Селищенское сельское поселение Селижаровского района Тверской области об оспаривании п. 1 ст. 21 Положения о муниципальной службе в администрации муниципального образования «Селищенское сельское поселение», утвержденное решением Совета депутатов Селищенского сельского поселения от 27.03.2008 г. № 70, в защиту интересов муниципального образования - Захаровское сельское поселение Селижаровского района Тверской области об оспаривании п. 1 ст. 21 Положения о муниципальной службе в администрации муниципального образования «Захаровское сельское поселение», утвержденное решением Совета депутатов Захаровского сельского поселения от 26.03.2008 г. № 43.
Свои требования мотивировал тем, что 26 марта 2008 года Советом депутатов Оковецкого сельского поселения Селижаровского района за № 55 принято решение, которым утверждено Положение о муниципальной службе в администрации муниципального образования «Оковецкое сельское поселение». Текст Положения обнародован в период с 21 по 30 июля 2010 года на территории д. Оковцы, что подтверждается информацией главы Оковецкого сельского поселения от 22.07.2010 г.
26 марта 2008 года Советом депутатов Шуваевского сельского поселения Селижаровского района за № 38 принято решение, которым утверждено Положение о муниципальной службе в администрации муниципального образования «Шуваевское сельское поселение». Текст Положения обнародован в период с 21 по 30 июля 2010 года на территории д. Шуваево, что подтверждается информацией главы Шуваевского сельского поселения от 22.07.2010 г.
27 марта 2008 года Советом депутатов Селищенского сельского поселения Селижаровского района за № 70 принято решение, которым утверждено Положение о муниципальной службе в администрации муниципального образования «Селищенское сельское поселение». Текст Положения обнародован 27 марта 2008 года на территории п. Селище, что подтверждается информацией главы Селищенского сельского поселения от 30.07.2010 г.
26 марта 2008 года Советом депутатов Захаровского сельского поселения Селижаровского района за № 43 принято решение, которым утверждено Положение о муниципальной службе в администрации муниципального образования «Захаровское сельское поселение». Текст Положения обнародован в период с 21 по 30 июля 2010 года на территории д. Захарово, что подтверждается информацией главы Захаровского сельского поселения от 22.07.2010 г.
Пунктом 1 ст. 21 указанных Положений определено, что размер должностного оклада муниципальным служащим администрации поселения, увеличение (индексация) размеров должностных окладов муниципальных служащих по должностям муниципальной службы и надбавок к ним устанавливается распоряжением главы администрации соответствующего муниципального образования в соответствии с законом Тверской области.
Указанная норма Положений о муниципальной службе в администрациях муниципальных образований Оковецкого, Шуваевского, Селищенского и Захаровского сельских поселений противоречит требованиям действующего федерального и регионального законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ и ч. 4 ст. 6 Закона Тверской области от 09.11.2007 г. № 121-ЗО «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования.
Из изложенных положений действующего законодательства следует, что размер должностного оклада должен быть установлен муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления, то есть решением Совета депутатов Оковецкого, Шуваевского, Селищенского, Захаровского сельских поселений.
В нарушение действующих норм законодательства право установления размера должностного оклада неправомерно делегировано главам администрации Оковецкого. Шуваевского, Селищенского, Захаровского сельских поселений, которые в силу ст. ст. 34, 36 и 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительными органами местного самоуправления не являются.
Статья 4 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Закрепленный данной статьей принцип означает, что в случае противоречия правового акта муниципального образования федеральному закону должен действовать федеральный закон.
Главы указанных сельских поселений, не являясь коллегиальным органом, могут установить необоснованно завышенные размеры должностных окладов муниципальных служащих, а также ежемесячных и других выплат, что может повлиять на увеличение расходов местного бюджета, чем причинить финансовый ущерб муниципальным образованиям в целом и нарушить принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ), права муниципального образования, предусмотренные ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и экономические интересы.
Прокурор просит признать недействующими с момента принятия п. 1 ст. 21 Положений о муниципальной службе в администрациях муниципальных образований «Оковецкое сельское поселение», «Шуваевское сельское поселение», «Селищенское сельское поселение», «Захаровское сельское поселение», и обязать Совет депутатов «Оковецкое сельского поселение», «Шуваевское сельское поселение», «Селищенское», «Захаровское сельское поселение» обеспечить обнародование на территории сельских поселений сообщения о принятом решении суда в течение 2 месяцев с момента вступления его в силу.
В судебном заседании зам. прокурора Селижаровского района Горячев В.А. поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлениях, и просил их удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц - глава Администрации Оковецкого сельского поселения Иванова Е.А., глава Шуваевского сельского поселения Иванова А.П., глава администрации Захаровского сельского поселения Петров А.Г. требования прокурора признали полностью и пояснили, что юриста у них в администрации нет, о том, что п. 1 ст. 21 Положения о муниципальной службе в администрации их муниципальных образований не законный, не знали. Но так как допущены нарушения федерального и регионального законодательства, не возражают в удовлетворении заявлений прокурора.
Глава администрации Селищенского сельского поселения в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя Совета депутатов Селищенского сельского поселения.
Заслушав прокурора, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из ч. 2 ст. 22 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ и ч. 4 ст. 6 Закона Тверской области от 09.11.2007 г. № 121-ЗО «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями) представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.Из изложенных положений действующего законодательства следует, что размер должностного оклада должен быть установлен муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления, то есть решением Совета депутатов Оковецкого, Шуваевского, Селищенского, Захаровского сельских поселений.
В соответствии со ст. 47 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Поскольку Положения о муниципальной службе в администрациях муниципального образования «Оковецкое сельское поселение», «Шуваевское сельское поселение», «Селищенское сельское поселение», «Захаровское сельское поселение», принятые решениями Советов депутатов соответствующих сельских поселений были обнародованы на территории д. Оковцы, д. Шуваево, д. Захарово и п. Селище, суд считает обоснованными требования прокурора Селижаровского района об обеспечении обнародования на территории указанных сельских поселений сообщений решения суда о признании недействующими с момента принятия п. 1 ст. 21 Положений о муниципальной службе в администрациях данных муниципальных образований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199, ст. 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора в защиту интересов муниципальных образований - Оковецкое сельское поселение, Шуваевское сельское поселение, Селищенское сельское поселение Захаровское сельское поселение Селижаровского района Тверской области удовлетворить.
Признать недействующими с момента принятия п. 1 ст. 21 Положений о муниципальной службе в администрациях муниципальных образований «Оковецкое сельское поселение» Селижаровского района Тверской области, «Шуваевское сельское поселение» Селижаровского района Тверской области, «Селищенское сельское поселение» Селижаровского района Тверской области, «Захаровское сельское поселение» Селижаровского района Тверской области.
Обязать Совет депутатов Оковецкого сельского поселение, Совет депутатов Шуваевского сельского поселения, Совет депутатов Селищенского сельского поселения, Совет депутатов Захаровского сельского поселения обеспечить обнародование на территории сельских поселений сообщения о принятом решении суда в течение 2 месяцев с момента вступления его в силу.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Селижаровский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий Е.В. Величко