об устранении нарушений требований пожарной безопасности



Дело № 2-102/2011           Мотивированное решение составлено 10.06.2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Селижарово                                                                                         06 июня 2011 года

Селижаровский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Лебедевой О.Н.,

при секретаре Рыбаковой М.М.,

с участием помощника прокурора Селижаровского района Тверской области Чунина А.С.,

представителей ответчика администрации муниципального образования «Оковецкое сельское поселение» Селижаровского района Тверской области - главы администрации Ивановой Е.А. и представителя ответчика Малышевой Н.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании п.Селижарово Тверской области гражданское дело по иску прокурора Селижаровского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Оковецкое сельское поселение» Селижаровского района Тверской области об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Селижаровского района Тверской области обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц к Администрации муниципального образования «Оковецкое сельское поселение» Селижаровского района Тверской области, просил обязать администрацию Талицкого сельского поселения устранить нарушения требований пожарной безопасности и: 1) в срок до ДД.ММ.ГГГГ устроить защитную противопожарную полосу на всей протяженности участков границ населенных пунктов <адрес> с лесными участками; 2) в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить в населенных пунктах <адрес> звуковые системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации; 3) в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и расположенных в районе населенных пунктов <адрес> и по направлению движения к ним соответствующие указатели; 4) в срок до ДД.ММ.ГГГГ устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12х12 м к водоисточникам, расположенным в районе населенных пунктов <адрес>, для установки пожарных автомобилей и забора воды.

Исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой Селижаровского района проведена проверка соблюдения лесного законодательства в части обеспечения пожарной безопасности в населенных пунктах органами местного самоуправления. Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» раскрывает понятие «пожарной безопасности» - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативными документами, устанавливающими положения в области обеспечения пожарной безопасности, являются нормы, правила и стандарты, принятые уполномоченными органами. В качестве нормативного документа, определяющего основные требования в области пожарной безопасности, применяются Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313. Между тем, администрацией Оковецкого сельского поселения Селижаровского района данные требования в полном объеме не исполняются. Согласно паспортам пожарной безопасности населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, утвержденных главой администрации Оковецкого сельского поселения, ряд населенных пунктов муниципального образования в полной мере от лесных пожаров не защищен. В соответствии с п.112 ППБ 01-03, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Однако, между населенными пунктами <адрес> Оковецкого муниципального образования и лесными массивами минерализованные полосы на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесными участками отсутствуют. Соответственно, своевременная очистка территории населенных пунктов и минерализованных полос от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы не осуществляется. Согласно п.114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. В нарушение указанной нормы в населенных пунктах <адрес> звуковые системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации не установлены. При наличии в районе населенных пунктов <адрес> водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения, указателей у данных водоемов и по направлению движения к ним не имеется, чем нарушаются положения п.90 ППБ 01-03. Не выполнены условия п.94 ППБ 01-03, согласно которым при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забором воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). А именно, в населенных пунктах <адрес> площадки у источников водоснабжения не обустроены. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения (п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В силу ч.2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Как следует из положений ч.1 ст.37 указанного Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, Оковецкое сельское поселение в лице исполнительно-распорядительного органа - администрации поселения - должно принимать меры, направленные на предупреждение пожаров в населенных пунктах, граничащих с лесными массивами. Материалы прокурорской проверки свидетельствуют о неисполнении возложенной на органы местного самоуправления обязанности. Непринятие администрацией Оковецкого сельского поселения мер, направленных на предотвращение пожаров в населенных пунктах, граничащих с лесными участками, может привести к перебросу огня с лесных участков на населенные пункты, в которых как проживают, так и могут находиться граждане (отдыхающие, проезжающие и т.д.), круг которых определить не представляется возможным.

На судебном разбирательстве помощник прокурора Селижаровского района Тверской области Чунин А.С. представил заявление прокурора об изменении исковых требований, определением суда принятое к производству. Прокурор просил обязать ответчика: 1) в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить в населенных пунктах <адрес> звуковые системы оповещении населения о чрезвычайной ситуации; 2) в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и расположенных на территории или в районе (в радиусе 200 м.) населенных пунктов <адрес> и по направлению движения к ним соответствующие указатели; 3) в срок до ДД.ММ.ГГГГ устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12х12 м к водоисточникам, расположенным на территории или в районе (в радиусе 200 м.) населенных пунктов <адрес>, для установки пожарных автомобилей и забора воды. От других заявленных исковых требований прокурор отказался, о чем представлено письменное заявление. Судом в этой части производство по делу прекращено, вынесено соответствующее определение. Помощник прокурора Селижаровского района Тверской области Чунин А.С. поддержал уточненные исковые требования, просил удовлетворить их в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Помощник прокурора пояснил, что Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» разрешает не проводить строительство дополнительного водоема, рыть пруд, противопожарную канаву в населенных пунктах с числом жителей менее 50 человек, но поскольку в указанных в иске населенных пунктах уже имеются водоемы, естественного либо искусственного происхождения, в силу требований приказа МЧС «Об утверждении Правил пожарной безопасности», администрация сельского поселения должна оборудовать такой водоем соответствующими подъездами и условиями для забора воды, не зависимо от того, сколько жителей проживает в таком населенном пункте.

Представитель третьего лица на стороне истца ОНД по п.Селижарово и Селижаровскому району ГУ МЧС России по Тверской области в судебное заседание не явился. Третье лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, с ходатайством об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не обращалось. Ранее на судебном разбирательстве представитель третьего лица Волков Д.А. исковые требования прокурора Селижаровского района просил удовлетворить.

Представители ответчика администрации муниципального образования «Оковецкое сельское поселение» Селижаровского района Тверской области глава администрации Иванова Е.А. и Малышева Н.Н. на судебном разбирательстве иск прокурора Селижаровского района Тверской области, с учетом уточнений, признали частично: признали в части требований установить в указанных в иске населенных пунктах системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации (пункт 1), не признали в части требований установить у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения, и по направлению движения к ним соответствующие указатели, устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием к таким водоемам (пункт 2,3). Иванова Е.А. пояснила, что в большей части деревень, по которым заявлены требования устроить подъезды к водоемам с площадками, установить указатели, проживает менее 50 человек. Больше 50 человек живет только в деревнях <адрес>, но водоемы в этих деревнях на балансе администрации сельского поселения, как пожарные, не состоят. Подъезды с площадками к ним есть, но они меньше по размерам, чем указано в иске.

Представитель ответчика Малышева Н.Н. на судебном разбирательстве пояснила, что согласно пункта 5 ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек. Аналогичное правило предусмотрено разделом. 2.11 СНИП 1984 года «Водоснабжение, наружные сети и сооружения» СНИП 2.04.02-84. В большинстве поселений, по которым прокурором заявлены требования устроить к водоисточникам подъезды с площадками, поставить указатели, численность жителей менее 50 человек. Требования основываются только на приказе МЧС «О правилах пожарной безопасности». Однако, федеральный закон по статусу выше, поэтому в данной ситуации надо руководствоваться федеральным законом. Поскольку федеральным законом разрешено не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек, не требуется устанавливать и указатели к водоемам.

Выслушав прокурора, представителей ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что иск прокурора Селижаровского района Тверской области подлежит удовлетворению частично.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.

В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 19 Закона N69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

Согласно статье 10 Закона N69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Согласно статье 63 Закона N123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Статьей 62 Закона N123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).

Согласно статье 68 Закона N123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей (часть 5).

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), согласно пункту 90 которых у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Пунктом 94 этих Правил установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). В соответствии с п.114 указанных Правил, на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Ответчик не оспаривает, что в населенных пунктах <адрес> Оковецкого сельского поселения отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Указанное обстоятельство подтверждается паспортами пожарной безопасности этих населенных пунктов.

Поскольку на основании статьи 19 Закона N69-ФЗ организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре относится к полномочиям органов местного самоуправления, суд приходит к выводу, что требования прокурора обязать ответчика установить в населенных пунктах <адрес> звуковую систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации обоснованы и подлежат удовлетворению.

Сторонами не оспаривается, что в <адрес> проживает <данные изъяты> человек, в <адрес> - <данные изъяты> человек, в <адрес> - <данные изъяты> человек, в <адрес> - <данные изъяты> человека, в <адрес> - <данные изъяты> человек, в <адрес> - <данные изъяты> человек, в <адрес> - <данные изъяты> человека, в <адрес> - <данные изъяты> человека, в <адрес> - <данные изъяты> человек. Указанные обстоятельства подтверждаются паспортами пожарной безопасности этих населенных пунктов.

Не основано на законе утверждение прокурора, что, поскольку на территории указанных населенных пунктов либо в их районе имеются естественные или искусственные водоисточники, в силу требований п.94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) подъезды с площадками к ним должны быть обустроены, не зависимо от количества жителей в этих населенных пунктах.

Частью 3 статьи 62 Закона N123-ФЗ установлено, что необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом. Часть 5 статьи 68 этого закона освобождает орган местного самоуправления поселения от обязанности обеспечивать возможность использования естественных и искусственных водоемов для целей наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора обязать ответчика устроить подъезды с площадками с твердым покрытием, к водоисточникам, расположенным на территории или в районе деревень <адрес> установить у этих водоемов и по направлению движения к ним соответствующие указатели, удовлетворению не подлежат, поскольку законом не предусмотрено наличия у ответчика обязанности выполнения таких действий. Сторонами не оспаривается, что указанные населенные пункты имеют количество жителей до 50 человек, застроены зданиями высотой до 2 этажей.

Так как на основании статьи 19 Закона N69-ФЗ создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, относится к полномочиям органов местного самоуправления, суд приходит к выводу, что требования прокурора обязать ответчика устроить подъезды с площадками с твердым покрытием, к водоисточникам, расположенным на территории или в районе деревень <адрес> установить у этих водоемов и по направлению движения к ним соответствующие указатели обоснованы и подлежат удовлетворению.

Утверждение главы администрации Оковецкого сельского поселения Ивановой Е.А., что водоемы в указанных населенных пунктах не стоят на балансе администрации, не имеет правового значения, поскольку обязанность ответчика по устройству и обеспечению возможности использования для целей пожаротушения таких водоемов предусмотрена законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Гражданский иск прокурора Селижаровского района Тверской области к администрации муниципального образования «Оковецкое сельское поселение» Селижаровского района Тверской области удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Оковецкое сельское поселение» Селижаровского района Тверской области устранить нарушения требований пожарной безопасности: 1) в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить в населенных пунктах <адрес> звуковые системы оповещении населения о чрезвычайной ситуации; 2) в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и расположенных на территории или в районе (в радиусе 200 м.) населенных пунктов <адрес> и по направлению движения к ним соответствующие указатели; 3) в срок до ДД.ММ.ГГГГ устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12х12 м к водоисточникам, расположенным на территории или в районе (в радиусе 200 м.) населенных пунктов <адрес>, для установки пожарных автомобилей и забора воды.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Селижаровский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

          

Председательствующий                              О.Н.Лебедева