Дело № 2-302/2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Селижарово 01 сентября 2011 года Селижаровский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Величко Е.В., при секретаре Касумовой Е.В., с участием помощника Самарского межрайонного природоохранного прокурора Романовой В.Ю., действующей на основании доверенности № 08-05-2011 от 02.08.2011, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Тверской области об оспаривании постановления главы Селижаровского района Тверской области от 26.05.2010 года № 507 «О предоставлении земельного участка Итаевой З.А.», У С Т А Н О В И Л: Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области обратился в суд с заявлением о признании недействительным с момента издания постановления главы Селижаровского района Тверской области от 26.05.2010 года № 507 «О предоставлении земельного участка Итаевой З.А.». В заявлении ссылается на то, что данным постановлением Главы Селижаровского района Итаевой З.А. был предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 1100 кв.м. из земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером 69:29:0070203:77, расположенный по адресу: Тверская область п. Селижарово ул. Ленина д. 59. Данное постановление Главы Селижаровского района является незаконным, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также интересы Тверской области, поскольку входит в состав земель особо охраняемых природных территорий и поэтому согласно п.п. 2,5 ст. 27, ст.ст. 52, ч. 2 ст. 95, ст. 96 ЗК РФ, п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст. 58 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.2 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» не может быть выделен в собственность частного лица. В судебном заседании помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора Романова В.Ю. поддержала заявленные требования по указанным в заявлении основаниям. Также полагала, что срок на обращение в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ не нарушен, так как прокурор узнал о нарушении закона при издании данного постановления, только из ответа главы Селижаровского района, полученного 05.05.2011 года. Представитель заинтересованного лица Главы Селижаровского района в судебное заседание не явился, представил заявление об отсутствии возражений относительно заявленного требования и о рассмотрении дела в его отсутствие. Заинтересованное лицо Итаева З.А.. в судебное заседание не явилась, в установленном законом порядке извещена о времени и месте рассмотрения заявления, что подтверждается распиской, возражений против заявленных требований не представила. Заинтересованное лицо Управление Росреестра Тверской области в установленном законом порядке извещено о времени и месте рассмотрения заявления. Своих представителей в судебное заседание не направило, возражений против заявленных требований не представило. Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Из разъяснений, данных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.).При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка. Необходимо также выяснять соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Постановлением Главы Селижаровского района от 26.05.2010 года № 507 Итаевой З.А.в собственность за плату был предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Тверская область п. Селижарово ул. Ленина д. 59, площадью 1100 кв.м. для индивидуального жилищного строительства (л. д. 8). Из выписки ЕГРП следует, что прав на земельный участок, переданный оспариваемым постановлением указанному лицу не зарегистрировано (л. д. 10). В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи. Согласно пункту 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 95 Земельного кодекса РФ, статья 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», преамбула Закона Тверской области от 29 апреля 1998 г. №9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области»). В силу пункта 8 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов. Статьей 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» закреплено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 9, 12 Закона Тверской области «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области» от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 к полномочиям администрации Тверской области относятся признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения по предложению органов местного самоуправления на основании гидрогеологических, курортологических, санитарно-эпидемиологических и других исследований; утверждение Положения о курорте местного значения; установление и утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих местное значение. Как указано в преамбуле и п.п.2,3 Постановления Администрации Тверской области «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» от 11 сентября 2002 года № 305-па, опубликованного 13 марта 2009 года в газете «Тверская жизнь» № 49, в целях реализации Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Закона Тверской области от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Тверской области», сохранения и развития природных лечебных ресурсов, обеспечения надлежащего санитарного и экологического состояния территории озера Селигер и Верхневолжских озер, создания необходимых условий для отдыха, лечения населения области и учитывая предложение органов местного самоуправления Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов Тверской области, Администрацией Тверской области территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана курортом местного значения «Селигер» в Тверской области, утверждено Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области, а также границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО «Курортпроект» (г. Москва) 2000 год (л.д.11-16). Из п.1.2 утвержденного Положения следует, что курорт местного значения «Селигер» предназначен для отдыха и лечения граждан из Тверской области и других регионов Российской Федерации с использованием природных лечебных ресурсов, которыми эта местность располагает. Пунктами 2.1, 2.2, 2.4, 2.6, 3.5 Положения предусмотрено, что курорт местного значения «Селигер» находится на северо-западе Тверской области, где сосредоточено наибольшее количество озер, окруженных лесами. В пределы курорта входит Осташковский район, восточная часть Пеновского района и северная часть Селижаровского района. Общая площадь курорта местного значения «Селигер» составляет 4000 кв. км (400,0 тыс. га). Природными лечебными факторами в районе озера Селигер являются минеральные воды питьевого и бальнеологического назначения, лечебные грязи, климат и ландшафтные условия. Курорт местного значения «Селигер» относится к особо охраняемым природным территориям. Земли, леса и водоемы в пределах территории курорта «Селигер» имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны. В статье 1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ определено, что округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района). Постановлением администрации Тверской области от 11 сентября 2002 г. № 305-па утверждены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер». Так, пунктами 6.4, 6.5, 6.6 Положения о курорте местного значения Селигер» в Тверской области установлено, что природные лечебные ресурсы курорта «Селигер», как и другие природные объекты, включая собственно территорию курорта, образуют особо охраняемую природную территорию и подлежат охране в соответствии с требованиями проекта «Округ горно-санитарной охраны курорта «Селигер» в Тверской области». Горно-санитарная охрана курорта имеет своей целью сохранение химических и физических свойств природных лечебных ресурсов от истощения и загрязнения. Правовой основой горно-санитарной охраны курорта «Селигер» являются границы и режим округа, утвержденные данным Постановлением. Описание границ округа и зон горно-санитарной охраны приведены в пояснительной записке к проекту ЗАО «Курортпроект» (г. Москва) 2000 г., содержатся в текстовом и графическом приложении и предусматривают первую, вторую и третью зоны округа горно-санитарной охраны. Внешние границы третьей зоны совпадают с границами округа горно-санитарной охраны, в которую входит п. Селижарово (л. д.11-16). Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что законом прямо предусмотрен запрет по отчуждению земель особо охраняемых территорий, к которым отнесен п. Селижарово, на территории которого находится и спорный земельный участок. Исследованными доказательствами бесспорно и достоверно подтверждено, что постановление Главы Селижаровского района от 26.05.2010 года № 507 «О предоставлении земельного участка Итаевой З.А.», было принято в нарушении пункта 2 и подп.1 пункта 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, пункта 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», которыми был установлен запрет на отчуждение проданного земельного участка, поэтому оспариваемое постановление следует признать незаконным. Принимая во внимание положения ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, суд считает, что прокурором соблюден установленный трехмесячный срок обращения в суд с данным заявлением, поскольку о нарушении при принятии оспариваемого постановления Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура узнала из ответа Главы Селижаровского района, полученного 05.05.2011 года (л. д. 9). Заявление направлено в суд 02.08.2011 года. Суд считает, что заявление Волжского межрегионального природоохранного прокурора заявлен в интересах неопределенного круга лиц и субъекта РФ Тверской области обоснованно, в пределах его компетенции в порядке ст. 12 ГК РФ - признание недействительным акта органа местного самоуправления. Главой 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Однако при рассмотрении данного гражданского дела следует учитывать, что согласно части 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, взимаемая по делам судами общей юрисдикции, зачисляется в бюджеты муниципальных районов в зависимости от территориального расположения соответствующего суда. Поскольку оспаривается постановление должностного лица органа местного самоуправления Селижаровского района и дело рассмотрено в Селижаровском районном суде, расположенном на территории Селижаровского района, то взысканная в порядке ст.103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит зачислению в бюджет МО «Селижаровский район», организационно-распорядительным органом которого является Администрация Селижаровского района. В связи изложенным, суд находит возможным, освободить Администрацию Селижаровского района от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить. Признать незаконным постановление Главы Селижаровского района Тверской области от 26.05.2010 года № 507 «О предоставлении земельного участка Итаевой З.А.» с момента его издания. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Селижаровский районный суд Тверской области в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий Е.В. Величко