об оспаривании постановления главы Селижаровского района



Дело № 2-318/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Селижарово                                  30 августа 2011 года

Селижаровский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Величко Е.В.,

при секретаре Касумовой Е.В.,

с участием помощника Самарского межрайонного природоохранного прокурора Романовой В.Ю., действующей на основании доверенности № 08-05-2011 от 02.08.2011,

заинтересованного лица Романовской В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Тверской области об оспаривании постановления главы Селижаровского района Тверской области от 16.09.2009 года № 907 «О предоставлении земельного участка Романовской В.А.»,

     У С Т А Н О В И Л:

Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области обратился в суд с заявлением о признании недействительным с момента издания постановления главы Селижаровского района Тверской области от 16.09.2009 года № 907 «О предоставлении земельного участка Романовской В.А.».

В заявлении ссылается на то, что данным постановлением Главы Селижаровского района Романовской В.А. был предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 497 кв.м. из земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером 69:29:0070104:52, расположенный по адресу: Тверская область п. Селижарово ул. Урицкого д. 9. Данное постановление Главы Селижаровского района является незаконным, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также интересы Тверской области, поскольку входит в состав земель особо охраняемых природных территорий и поэтому согласно п.п. 2,5 ст. 27, ст.ст. 52, ч. 2 ст. 95, ст. 96 ЗК РФ, п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст. 58 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.2 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» не может быть выделен в собственность частного лица.

В судебном заседании помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора Романова В.Ю. поддержала заявленные требования по указанным в заявлении основаниям. Также полагала, что срок на обращение в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ не нарушен, так как прокурор узнал о нарушении закона при издании данного постановления, только из ответа главы Селижаровского района, полученного 05.05.2011 года.

Представитель заинтересованного лица Главы Селижаровского района в судебное заседание не явился, представил заявление об отсутствии возражений относительно заявленного требования и о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заинтересованное лицо Романовская В.А. в судебном заседании пояснила, что по земельному участку у нее имеется только постановление Главы Селижаровского района, право на него она не регистрировала, на земельном участке расположен родительский дом, требование прокурора ей понятно, и она считает, что удовлетворение данного заявления не повлечет дл нее прекращение прав владения ее земельным участком.

Заинтересованное лицо Управление Росреестра Тверской области в установленном законом порядке извещено о времени и месте рассмотрения заявления. Своих представителей в судебное заседание не направило, возражений против заявленных требований не представило.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Из разъяснений, данных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.).При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка. Необходимо также выяснять соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Постановлением Главы Селижаровского района от 16.09.2009 года № 907 Романовской В.А. в собственность за плату был предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Тверская область п. Селижарово ул. Урицкого д. 9, площадью 497 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (л. д. 8).

Из выписки ЕГРП следует, что прав на земельный участок, переданный оспариваемым постановлением указанному лицу не зарегистрировано (л. д. 10).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 95 Земельного кодекса РФ, статья 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», преамбула Закона Тверской области от 29 апреля 1998 г. №9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области»).

В силу пункта 8 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Статьей 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» закреплено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9, 12 Закона Тверской области «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области» от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 к полномочиям администрации Тверской области относятся признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения по предложению органов местного самоуправления на основании гидрогеологических, курортологических, санитарно-эпидемиологических и других исследований; утверждение Положения о курорте местного значения; установление и утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих местное значение.

Как указано в преамбуле и п.п.2,3 Постановления Администрации Тверской области «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» от 11 сентября 2002 года № 305-па, опубликованного 13 марта 2009 года в газете «Тверская жизнь» № 49, в целях реализации Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Закона Тверской области от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Тверской области», сохранения и развития природных лечебных ресурсов, обеспечения надлежащего санитарного и экологического состояния территории озера Селигер и Верхневолжских озер, создания необходимых условий для отдыха, лечения населения области и учитывая предложение органов местного самоуправления Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов Тверской области, Администрацией Тверской области территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана курортом местного значения «Селигер» в Тверской области, утверждено Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области, а также границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО «Курортпроект» (г. Москва) 2000 год (л.д.11-16).

Из п.1.2 утвержденного Положения следует, что курорт местного значения «Селигер» предназначен для отдыха и лечения граждан из Тверской области и других регионов Российской Федерации с использованием природных лечебных ресурсов, которыми эта местность располагает.

Пунктами 2.1, 2.2, 2.4, 2.6, 3.5 Положения предусмотрено, что курорт местного значения «Селигер» находится на северо-западе Тверской области, где сосредоточено наибольшее количество озер, окруженных лесами. В пределы курорта входит Осташковский район, восточная часть Пеновского района и северная часть Селижаровского района. Общая площадь курорта местного значения «Селигер» составляет 4000 кв. км (400,0 тыс. га). Природными лечебными факторами в районе озера Селигер являются минеральные воды питьевого и бальнеологического назначения, лечебные грязи, климат и ландшафтные условия. Курорт местного значения «Селигер» относится к особо охраняемым природным территориям. Земли, леса и водоемы в пределах территории курорта «Селигер» имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны.

В статье 1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ определено, что округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).

Постановлением администрации Тверской области от 11 сентября 2002 г. № 305-па утверждены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер».

Так, пунктами 6.4, 6.5, 6.6 Положения о курорте местного значения Селигер» в Тверской области установлено, что природные лечебные ресурсы курорта «Селигер», как и другие природные объекты, включая собственно территорию курорта, образуют особо охраняемую природную территорию и подлежат охране в соответствии с требованиями проекта «Округ горно-санитарной охраны курорта «Селигер» в Тверской области». Горно-санитарная охрана курорта имеет своей целью сохранение химических и физических свойств природных лечебных ресурсов от истощения и загрязнения. Правовой основой горно-санитарной охраны курорта «Селигер» являются границы и режим округа, утвержденные данным Постановлением.

Описание границ округа и зон горно-санитарной охраны приведены в пояснительной записке к проекту ЗАО «Курортпроект» (г. Москва) 2000 г., содержатся в текстовом и графическом приложении и предусматривают первую, вторую и третью зоны округа горно-санитарной охраны. Внешние границы третьей зоны совпадают с границами округа горно-санитарной охраны, в которую входит п. Селижарово (л. д.11-16).

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что законом прямо предусмотрен запрет по отчуждению земель особо охраняемых территорий, к которым отнесен п. Селижарово, на территории которого находится и спорный земельный участок.

Исследованными доказательствами бесспорно и достоверно подтверждено, что постановление Главы Селижаровского района от 16.09.2009 года № 907 «О предоставлении земельного участка Романовской В.А.», было принято в нарушении пункта 2 и подп.1 пункта 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, пункта 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», которыми был установлен запрет на отчуждение проданного земельного участка, поэтому оспариваемое постановление следует признать незаконным.

Принимая во внимание положения ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, суд считает, что прокурором соблюден установленный трехмесячный срок обращения в суд с данным заявлением, поскольку о нарушении при принятии оспариваемого постановления Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура узнала из ответа Главы Селижаровского района, полученного 05.05.2011 года (л. д. 9). Заявление направлено в суд 02.08.2011 года.

Суд считает, что заявление Волжского межрегионального природоохранного прокурора заявлен в интересах неопределенного круга лиц и субъекта РФ Тверской области обоснованно, в пределах его компетенции в порядке ст. 12 ГК РФ - признание недействительным акта органа местного самоуправления.

Главой 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Однако при рассмотрении данного гражданского дела следует учитывать, что согласно части 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, взимаемая по делам судами общей юрисдикции, зачисляется в бюджеты муниципальных районов в зависимости от территориального расположения соответствующего суда.

Поскольку оспаривается постановление должностного лица органа местного самоуправления Селижаровского района и дело рассмотрено в Селижаровском районном суде, расположенном на территории Селижаровского района, то взысканная в порядке ст.103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит зачислению в бюджет МО «Селижаровский район», организационно-распорядительным органом которого является Администрация Селижаровского района.

В связи изложенным, суд находит возможным, освободить Администрацию Селижаровского района от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Признать незаконным постановление Главы Селижаровского района Тверской области от 16.09.2009 года № 907 «О предоставлении земельного участка Романовской В.А.» с момента его издания.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Селижаровский районный суд Тверской области в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий         Е.В. Величко