о признании недействительным постановления главы Селижаровского района о предоставлении земельного участка, о признании недействительной сделкой договор купли-продажи земельного участка



Дело № 2-268/2011           

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Селижарово                                                                                              26 декабря 2011 года

Селижаровский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Величко Е.В.,

при секретаре Артамоновой Н.А.,

с участием помощника Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Сотника А.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-268/2011 по исковому заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области к администрации МО «Селижаровский район», комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными вопросами администрации Селижаровского района, Веткину Вадиму Васильевичу о признании недействительным с момента издания Постановления Главы Селижаровского района от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка Веткину В.В.», недействительным договора купли-продажи земельного участка, применении последствий недействительности ничтожной сделки,

У С Т А Н О В И Л:

Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, Тверской области к администрации муниципального образования «Селижаровский район», Комитету по управлению имуществом и земельными вопросами администрации Селижаровского района, Веткину Вадиму Васильевичу, просил: 1) Признать недействительным с момента издания Постановление главы Селижаровского района от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка Веткину В.В.»; 2) признать договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ площадью <данные изъяты> с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными вопросами администрации Селижаровского района и Веткиным В.В. недействительным; 3) применить последствия недействительности ничтожной сделки, путем обязания: Веткина В.В. возвратить спорный земельный участок в государственную собственность по акту приема-передачи, а Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными вопросами вернуть Веткину В.В. <данные изъяты> полученные от продажи указанного земельного участка.

Исковые требования мотивированы тем, что Администрацией Тверской области 11.09.2002 № 305-па принято постановление «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области». Указанное Постановление опубликовано 13.03.2009 в газете «Тверская жизнь» № 49, в силу чего данный нормативный правовой акт на основании ст. 14 Закона Тверской области от 16.03.2004 № 13-ЗО «О нормативных правовых актах Тверской области» вступил в законную силу после его опубликования, что подтверждено и Определением Судебной коллегии ВС РФ от 04.08.2010 № 35-Г10-11. Пунктами 1-3 данного Постановления территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана Курортом местного значения «Селигер», утверждены: «Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области»; установлены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте <адрес> ДД.ММ.ГГГГ г. Пункт 2.1. «Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области» устанавливает месторасположения Курорта, в пределы курорта входят Осташковский район, восточная часть Пеновского района и северная часть Селижаровского района. В п. 2, 2.4 Положения устанавливается, что Курорт местного значения «Селигер» относится к особо охраняемым природным территориям. Вышеизложенное подтверждает нахождение северной части Селижаровского района и населенных пунктов, расположенных на данной территории, в границах курорта местного значения «Селигер», т.е. в границах особо охраняемой природной территории, ограниченной Федеральными законами в обороте. Нахождение земельного участка с площадью 6396 кв.м. с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в пределах курорта местного значения «Селигер» свидетельствует, что названный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, и согласно п.п. 2,5 ст. 27, ст.ст. 52, 85, ч. 2 ст. 95, ст. 96 ЗК РФ, п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст. 58 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» не может быть выделен в собственность частного лица. Поэтому постановление главы Селижаровского района от ДД.ММ.ГГГГ и заключенный на основании этого постановления договор купли-продажи не соответствует закону.

В ходе судебного разбирательства по делу представитель Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры уточнил заявленные требования, просил возвратить спорный земельный участок в муниципальную собственность, обязать Администрацию Селижаровского района вернуть деньги, полученные по договору купли-продажи, и уточнил круг лиц, в защиту прав и законных интересов которых заявлен настоящий иск, дополнив его Муниципальным образованием «Селижаровский район».

В судебном заседании помощник Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Сотник А.С. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в первоначальном исковом заявлении, и пояснил, что оспариваемое постановление и договор купли-продажи являются незаконными, подлежат признанию недействительными, как нарушающие права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку предоставленный Веткину В.В. в собственность спорный земельный участок находится в пределах округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», то есть относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение. Курортная зона «Селигер» была разработана в 2000 году, в 2002 году этой территории на основании Постановления Губернатора Тверской области был придан статус особо охраняемой природной территории, были утверждены ее границы и режим охраны. Данный правовой акт был опубликован 13.03.2009 в газете «Тверская жизнь» № 49, вступил в силу с даты его опубликования. Сделка по приобретению в собственность Веткиным В.В. земельного участка была совершена после опубликования данного документа, соответственно, такие действия являются нарушением федерального законодательства. О принятии оспариваемого постановления Главы Селижаровского района природоохранному прокурору стало известно ДД.ММ.ГГГГ, из сообщения и.о. главы района, что подтверждается приложенной к исковому заявлению копией данного письменного сообщения. Требование о признании постановления главы Селижаровского района от ДД.ММ.ГГГГ незаконным подано в установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок.

Ответчик Веткин В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой от ДД.ММ.ГГГГ, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Администрации Селижаровского района Тверской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, против удовлетворения исковых требований не возражал.

Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными вопросами Селижаровского района Тверской области в судебное заседание не явился, руководитель Комитета представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой от ДД.ММ.ГГГГ, о причинах не явки суду не сообщил, письменных возражений не представил.

Дело рассмотрено в отсутствие указанных ответчика, представителей ответчиков и третьего лица в соответствии с ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ.

Ответчик Веткин В.В. представил письменные возражения по иску, в которых указывает, что спорный земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности, относится к категории земель - земли населенных пунктов. Согласно положениям ст. 27 ЗК РФ категории земель - земли населенных пунктов не изъяты из оборота и не ограничены в нем, следовательно, могут предоставляться в частную собственность. Принадлежащий ему земельный участок не был переведен в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов. Документа, подтверждающего изъятия полностью или частично данного земельного участка из хозяйственного использования и оборота не имеется, также отсутствует документ, устанавливающий особый правовой режим. Согласно ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю, в том числе особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В свидетельстве о государственной регистрации права на земельный участок, в выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним такие ограничения прав не зарегистрированы. Из описания границ округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер» и картографического материала ЗАО «Курортпроект» невозможно определить, что спорный земельный участок расположен в границах курорта. В письменных возражениях высказано также несогласие ответчика Веткина В.В. с выводами истца о том, что на основании ст. 35 Градостроительного кодекса РФ и ст. 85 ЗК РФ отнесение одного и того же земельного участка к категории земель населенных пунктов и к категории земель особо охраняемых территорий и объектов не противоречит закону. Указанные нормы определяют не возможности отнесения одного земельного участка к разным категориям земель, а возможность выделения зоны особо охраняемой территории в категории земель населенных пунктов. Зона особо охраняемой территории в категории земель населенных пунктов, к которой относится земельный участок с кадастровым номером в настоящее время не выделена.

Заслушав заместителя помощника природоохранного прокурора Сотника А.С., исследовав материалы дела, суд находит требования Волжского межрегионального природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением главы Селижаровского района от ДД.ММ.ГГГГ Веткину В.В. в собственность за плату предоставлен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> находящийся по адресу: <адрес>, для использования в целях ведения личного подсобного хозяйства (л. д. 8).

В соответствии с указанным Постановлением ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом и земельными вопросами администрации <адрес> и Веткиным В.В., заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:29:0141002:8, общей площадью <данные изъяты> находящегося по адресу: <адрес> из земель населенных пунктов для использования в целях ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок продан за <данные изъяты> (л. д. 9-11). Актом приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными вопросами администрации Селижаровского района в соответствии с вышеуказанным договором купли-продажи передал в собственность покупателя, а Веткин В.В. принял данный земельный участок, расчет между сторонам произведен полностью, что подтверждается квитанцией об оплате Веткиным В.В. денежных средств по договору (л. д. 12-13).

Право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Веткиным В.В. в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 15).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 ЗК РФ, ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», преамбула Закона Тверской области от 29 апреля 1998 г. № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области»).

В силу пункта 8 ст.28 ФЗ от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Статьей 3 ФЗ от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» закреплено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта РФ.

В соответствии со ст. 9, 12 Закона Тверской области «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области» от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 к полномочиям администрации Тверской области относятся признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения по предложению органов местного самоуправления на основании гидрогеологических, курортологических, санитарно-эпидемиологических и других исследований; утверждение Положения о курорте местного значения; установление и утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих местное значение.

Постановлением Администрации Тверской области «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» от 11 сентября 2002 года № 305-па, опубликованным 13 марта 2009 года в газете «Тверская жизнь» № 49, принятым в целях реализации Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Закона Тверской области от 29 апреля 1998 года № 9-ОЗ-2 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Тверской области», сохранения и развития природных лечебных ресурсов, обеспечения надлежащего санитарного и экологического состояния территории озера Селигер и Верхневолжских озер, создания необходимых условий для отдыха, лечения населения области с учетом предложения органов местного самоуправления Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов Тверской области, территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана курортом местного значения «Селигер» в Тверской области, утверждено Положение о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области (далее Положение), а также границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте <адрес> ДД.ММ.ГГГГл. д.16-20).

Из п.1.2 Положения следует, что курорт местного значения «Селигер» предназначен для отдыха и лечения граждан из Тверской области и других регионов Российской Федерации с использованием природных лечебных ресурсов, которыми эта местность располагает.

Пунктами 2.1, 2.2, 2.4, 2.6, 3.5 Положения предусмотрено, что курорт местного значения «Селигер» находится на северо-западе Тверской области, где сосредоточено наибольшее количество озер, окруженных лесами. В пределы курорта входят Осташковский район, восточная часть Пеновского района и северная часть Селижаровского района. Общая площадь курорта местного значения «Селигер» составляет 4000 кв. км (400,0 тыс. га). Природными лечебными факторами в районе озера Селигер являются минеральные воды питьевого и бальнеологического назначения, лечебные грязи, климат и ландшафтные условия. Курорт местного значения «Селигер» относится к особо охраняемым природным территориям. Земли, леса и водоемы в пределах территории курорта «Селигер» имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны.

В статье 1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ определено, что округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).

Постановлением администрации Тверской области от 11 сентября 2002 г. № 305-па утверждены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер». Так, пунктами 6.4, 6.5, 6.6 Положения о курорте местного значения Селигер» в Тверской области установлено, что природные лечебные ресурсы курорта «Селигер», как и другие природные объекты, включая собственно территорию курорта, образуют особо охраняемую природную территорию и подлежат охране в соответствии с требованиями проекта «Округ горно-санитарной охраны курорта «Селигер» в Тверской области». Горно-санитарная охрана курорта имеет своей целью сохранение химических и физических свойств природных лечебных ресурсов от истощения и загрязнения. Правовой основой горно-санитарной охраны курорта «Селигер» являются границы и режим округа, утвержденные данным Постановлением.

Описание границ округа и зон горно-санитарной охраны приведены в пояснительной записке к проекту <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ содержатся в текстовом и графическом приложении и предусматривают первую, вторую и третью зоны округа горно-санитарной охраны. Внешние границы третьей зоны совпадают с границами округа горно-санитарной охраны (л. д. 21-26).

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что законом прямо предусмотрен запрет по отчуждению земель особо охраняемых территорий, к которым отнесена северная часть Селижаровского района, в том числе и вся территория городского поселения поселка Селижарово, в границах которого находится спорный земельный участок.

Исследованными доказательствами подтверждено, что постановлением главы Селижаровского района от ДД.ММ.ГГГГ Веткину В.В. за плату предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> находящийся по адресу: <адрес>, относящийся к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которого пунктом 2 и подп.1 пункта 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, пунктом 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет на отчуждение, поэтому оспариваемое постановление следует признать недействительным.

Из объяснений помощника Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Сотника А.С. и имеющейся в материалах дела копии письма (л. д. 14) следует, что о нарушении прав неопределенного круга лиц, субъекта РФ - Тверской области, МО «Селижаровский район» прокурору стало известно ДД.ММ.ГГГГ из информации и. о. Главы Селижаровского района. Таким образом, требование о признании постановления Главы Селижаровского района от ДД.ММ.ГГГГ незаконным подано в установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок.

Так как законом прямо предусмотрен запрет на продажу земельных участков, входящих в состав земель особо охраняемых территорий, к которым относится и спорный земельный участок, сделка по его отчуждению на основании ст.168 ГК РФ является ничтожной.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка)

В силу ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно п.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166). Учитывая, что Кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица. При этом следует учитывать, что такие требования могут быть предъявлены в суд в сроки, установленные пунктом 1 статьи 181 ГК РФ.

При удовлетворении иска в мотивировочной части решения суда о признании сделки недействительной должно быть указано, что сделка является ничтожной. В этом случае последствия недействительности ничтожной сделки применяются судом по требованию любого заинтересованного лица либо по собственной инициативе.

В связи с тем, что ничтожная сделка не порождает юридических последствий, она может быть признана недействительной лишь с момента ее совершения.

На основании изложенного договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка кадастровый номер общей площадью 6396 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными вопросами администрации Селижаровского района и представителем Веткиным В.В. является ничтожной сделкой с момента ее совершения.

По указанным выше основаниям требования Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании сделки недействительной подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. При этом вопрос о приведении сторон в первоначальное состояние должен быть разрешен судом одновременно с признанием сделки недействительной, поскольку факт передачи по ничтожной сделке спорного земельного участка в собственность Веткину В.В. и перечисление денег им Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными вопросами администрации Селижаровского района не оспаривается сторонами и подтвержден материалами дела.

Согласно п.6 ст.2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

П.1.4 Постановления администрации Тверской области от 11.09.2002 № 305-па «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» определено, что курорт местного значения «Селигер» находится в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований Осташковского, Пеновского и Селижаровского районов Тверской области.

В соответствии с абз.1 п.1 ст.19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Указанными выше нормами все земли на территории Селижаровского района, кроме находящихся в федеральной собственности и собственности субъекта РФ в силу федеральных законов и законов субъекта РФ, отнесены к муниципальной собственности Селижаровского района. Договор купли-продажи земельного участка заключался с Веткиным В.В. от имени МО «Селижаровский район» в соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», то есть в порядке распоряжения землями, собственность на которые не разграничена. Следовательно, находящийся на территории Селижаровского района спорный земельный участок является муниципальной собственностью МО «Селижаровский район» как земли особо охраняемых природных территорий местного значения. Поэтому правомерным является уточнение исковых требований в части возвращения земельного участка именно в муниципальную собственность.

Денежные средства в сумме <данные изъяты> полученные Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными вопросами администрации Селижаровского района по спорному договору подлежат возврату Веткину В.В. за возвращенный в муниципальную собственность земельный участок.

Доводы ответчика Веткина В.В., изложенные в письменных возражениях по иску, о том, что спорный земельный участок имеет категорию земель - земли населенных пунктов и не может быть одновременно отнесен и к категории земель особо охраняемых территорий, что в свидетельстве о государственной регистрации права на земельный участок, в выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ограничения прав на землю не зарегистрированы, что зона особо охраняемой территории в категории земель населенных пунктов, к которой относится земельный участок с кадастровым номером в настоящее время не выделена, что ни категория земель, ни вид разрешенного использования спорного земельного участка, не были изменены, правового значения не имеют, поскольку северная часть территории Селижаровского района, в том числе и населенный пункт д. Колобово отнесена к особо охраняемым природным территориям озера Селигер и Верхневолжских озер местного значения согласно вышеуказанному постановлению администрации Тверской области от 11.09.2002 № 305-па. Кроме того, в соответствии с абз.1 п.1 ст.19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ - в данном случае п.6 ст.2 ФЗ Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которому особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. Указанные нормативные акты приняты по вопросу совместного ведения РФ и субъектов РФ (п. «д» ч.1 ст.72 Конституции РФ), опубликованы в установленном порядке и имеют прямое действие (ст.ст.76, 15 Конституции РФ). Не включение курорта «Селигер» в кадастр не может служить основанием для лишения его статуса особо охраняемой природной территории, так как в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 19 октября 1996 года «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» государственный кадастр является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения обо всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения. Следовательно, приобретение курортом «Селигер» статуса особо охраняемой природной территории не зависит от внесения его в указанный выше реестр.

Факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов (зоне жилой застройки) не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса и статьей 35 Градостроительного кодекса РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.

Доводы ответчика Веткина В.В., что принадлежащий ему земельный участок не относится к зоне Округа горно-санитарной охраны курорта «Селигер», является несостоятельным и опровергнут приведенными выше доказательствами.

В преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» указано, что особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Подп. «ж» п.1 ст.2 указанного закона к таким территориям отнесены лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Согласно преамбуле Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.

П.6 ст.16 упомянутого закона контроль и надзор за обеспечением санаторной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов возложен в пределах своей компетенции на уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В преамбуле постановления администрации Тверской области от 11.09.2002 № 305-па записано, что оно издано в целях реализации Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Применяя последствия недействительности ничтожной сделки, суд учитывает, что договор купли-продажи заключался между двумя сторонами - уполномоченным на продажу земельного участка Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными вопросами администрации Селижаровского района и Веткиным В.В., следовательно, и обязательства по денежным средствам несет Администрация Селижаровского района. В данном случае средства должны быть взысканы из местного бюджета МО «Селижаровский район», так как Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными вопросами является его бюджетным учреждением.

Исполнительные документы, предусматривающие взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, в соответствии с п. 1 ст. 242.5 Бюджетного Кодекса РФ направляются судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 БК РФ в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета. Открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений осуществляет Финансовый отдел администрации Селижаровского района, то есть подразделение администрации Селижаровского района, находящееся в непосредственном подчинении Администрации муниципального образования.

Суд считает, что иск Волжского межрегионального природоохранного прокурора заявлен в интересах неопределенного круга лиц, субъекта РФ Тверской области, МО «Селижаровский район» обоснованно, в пределах его компетенции в порядке ст.12 ГК РФ - признание недействительным акта органа местного самоуправления, признание сделки недействительной и применение последствий недействительности ничтожной сделки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Волжского межрегионального природоохранного прокурораудовлетворить.

Признать недействительным постановление главы Селижаровского района от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка Веткину В.В.».

Признать недействительной (ничтожной) сделкой договор купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером расположенного по адресу <адрес> <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными вопросами администрации Селижаровского района и Веткиным Вадимом Васильевичем.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки и обязать Веткина Вадима Васильевича возвратить земельный участок площадью <данные изъяты> кадастровый номер расположенный по адресу <адрес>, в муниципальную собственность муниципального образования «Селижаровский район», а Администрацию Селижаровского района обязать возвратить Веткину Вадиму Васильевичу деньги в сумме <данные изъяты> полученные Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными вопросами администрации Селижаровского района по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ за возвращенный в муниципальную собственность земельный участок.

Данное решение является основанием для внесения в ЕГРП записи о прекращении права собственности Веткина Вадима Васильевича на земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу <адрес> <адрес>.

Меры по обеспечению иска оставить до исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Селижаровский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

        

Председательствующий                                         Е.В. Величко