о признании незаконным бездействия администрации Захаровского сельского поселения Селижаровского района



Дело № 2-70/2012                                   Р Е Ш Е Н И Е                                             ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Селижарово                       12 марта 2012 года

Селижаровский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Величко Е.В.,

при секретаре Довлатовой М.Н.,

с участием заместителя прокурора Селижаровского района Горячева В.А.,
главы администрации Захаровского сельского поселения Селижаровского района Петрова А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-70/2012 по заявлению прокурора Селижаровского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления администрации Захаровского сельского поселения,

                                                        У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Селижаровского района Тверской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления администрации Захаровского сельского поселения, и просил признать незаконным бездействие администрации Селищенского сельского поселения, выраженное в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Захаровского сельского поселения. Обязать администрацию Захаровского сельского поселения проводить антикоррупционную экспертизу принятых нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Захаровского сельского поселения в порядке, определенном Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Селижаровского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о противодействии коррупции.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Однако проведенной проверкой установлено, что администрацией Захаровского сельского поселения игнорируются требования федерального законодательства о противодействии коррупции, в части проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов администрации городского поселения и их проектов.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенные факторы - это положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), установленным п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона, является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 рассматриваемого Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Статьями 34, 37 и 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) является самостоятельным органом местного самоуправления, обладает правами юридического лица. Глава местной администрации в пределах своих полномочий издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Исходя из изложенного, местная администрация, как орган местного самоуправления, участвующий в мероприятиях по противодействию коррупции, обязана осуществлять антикоррупционную экспертизу принятых ею нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Прокуратурой Селижаровского района 31.05.2010 в адрес главы администрации Захаровского сельского поселения направлялось письмо о необходимости проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов местного самоуправления поселения, однако, несмотря на принятие администрацией Захаровского сельского поселения нормативных правовых актов, антикорруционная экспертиза таких актов (проектов нормативных правовых актов) в администрации городского поселения до настоящего времени не проводится. В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы не составляются.

Непроведение администрацией сельского поселения антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), затрагивает конституционные права, свободы и обязанности как жителей муниципального образования, так и иных лиц в различных сферах правоприменения (земельное, градостроительное, природоохранное законодательство и т.д.), поскольку приводит к несвоевременному выявлению коррупциогенных факторов, что является грубым нарушением основных принципов противодействия коррупции. Круг лиц, права, свободы и интересы которых могут быть затронуты несвоевременным проведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), определить не представляется возможным.

В судебном заседании заместитель прокурора Селижаровского района Горячев В.А. поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, и просил их удовлетворить.

Глава Администрации Захаровского сельского поселения Селижаровского района Петров А.Г. требования прокурора признал полностью, не возражал в удовлетворении заявления прокурора, о чем представлено письменное заявление.

Согласно ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, ответчик вправе признать иск.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, распространяются общие положения ГПК РФ с изъятиями (особенностями), установленными гл. 24-26 ГПК РФ.

Поскольку законодательством для указанной категории дел не установлено никаких изъятий из общего правила о принятии судом решения в случае признания заявленных требований органом, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, положения ст. ст. 39, 173 ГПК РФ применяются и при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.

Суд принимает признание главой администрации Захаровского сельского поселения Селижаровского района Петрова А.Г. заявленных прокурором требований, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 173, 198, 258 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Селижаровского района Тверской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Захаровского сельского поселения, выраженное в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Захаровского сельского поселения.

Обязать администрацию Захаровского сельского поселения по истечении одного месяца со дня вступления решения в законную силу проводить антикоррупционную экспертизу принятых нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Захаровского сельского поселения в порядке, определенном Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Селижаровский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий                      Е.В. Величко