Дело № 2-62/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Селижарово 12 марта 2012 года Селижаровский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Лебедевой О.Н., при секретаре Смирновой Т.С., с участием помощника прокурора Селижаровского района Тверской области Чунина А.С., представителя заинтересованного лица Совета депутатов Ларионовского сельского поселения Селижаровского района Тверской области - председателя Совета депутатов, Главы Ларионовского сельского поселения Селижаровского района Тверской области Макаровой Г.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Селижаровского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Совета депутатов Ларионовского сельского поселения Селижаровского района Тверской области, выраженного в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Совета депутатов Ларионовского сельского поселения Селижаровского района Тверской области, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Селижаровского района Тверской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, просил: 1) Признать незаконным бездействие Совета депутатов Ларионовского сельского поселения Селижаровского района, выраженное в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Совета депутатов Ларионовского сельского поселения Селижаровского района; 2) Обязать Совет депутатов Ларионовского сельского поселения Селижаровского района проводить антикоррупционную экспертизу принятых нормативных правовых актов Совета депутатов Ларионовского сельского поселения в порядке, определенном Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Требования мотивированы тем, что прокуратурой Селижаровского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Проведенной проверкой установлено, что Советом депутатов Ларионовского сельского поселения игнорируются требования федерального законодательства о противодействии коррупции, в части проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов представительного органа поселения и их проектов. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенные факторы - это положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), установленным п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона, является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 рассматриваемого Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Статьями 34, 35 и 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что представительный орган муниципального образования является самостоятельным органом местного самоуправления, обладает правами юридического лица. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Исходя из изложенного, представительный орган муниципального образования, как орган местного самоуправления, участвующий в мероприятиях по противодействию коррупции, обязан осуществлять антикоррупционную экспертизу принятых им нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Однако несмотря на принятие Советом депутатов Ларионовского сельского поселения нормативных правовых актов, антикоррупционная экспертиза таких актов (проектов нормативных правовых актов) в представительном органе поселения до настоящего времени не проводится. В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы не составляются. Непроведение Советом депутатов поселения антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), затрагивает конституционные права, свободы и обязанности как жителей муниципального образования, так и иных лиц в различных сферах правоприменения (земельное, градостроительное, природоохранное законодательство и т.д.), поскольку приводит к несвоевременному выявлению коррупциогенных факторов, что является грубым нарушением основных принципов противодействия коррупции. Круг лиц, права, свободы и интересы которых могут быть затронуты несвоевременным проведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), определить не представляется возможным. В судебном заседании помощник прокурора Селижаровского района Тверской области Чунин А.С. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить. Представитель заинтересованного лица Совета депутатов Ларионовского сельского поселения Макарова Г.Е. требования прокурора признала, пояснила, что в настоящее время Совет депутатов Ларионовского сельского поселения действительно не исполняет возложенные на него федеральным законом обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов. В ближайшее время указанные нарушения будут устранены. Представитель заинтересованного лица Совета депутатов Ларионовского сельского поселения Макарова Г.Е. представила суду письменное заявление о признании заявленных прокурором требований. Признание представителем заинтересованного лица требований прокурора Селижаровского района Тверской области о признании незаконным бездействия Совета депутатов Ларионовского сельского поселения Селижаровского района и обязании указанного представительного органа местного самоуправления проводить антикоррупционную экспертизу принятых нормативных правовых актов и их проектов принято судом, так как оно не противоречит требованиям закона, сделано в виде письменного заявления, адресованного суду, с соблюдением требований ст.173 ГПК РФ, в пределах полномочий, имеющихся у представителя заинтересованного лица. Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. На основании ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 194-198, 245 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Селижаровского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие Совета депутатов Ларионовского сельского поселения Селижаровского района, выраженное в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Совета депутатов Ларионовского сельского поселения Селижаровского района. Обязать Совет депутатов Ларионовского сельского поселения Селижаровского района по истечении месяца с момента вступления решения суда в законную силу проводить антикоррупционную экспертизу принятых нормативных правовых актов Совета депутатов Ларионовского сельского поселения в порядке, определенном Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Селижаровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий О.Н. Лебедева