о признании незаконным бездействия Совета депутатов Селищенского сельского поселения Селижаровского района



Дело № 2-77/2012          

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Селижарово                                                     12 марта 2012 года

Селижаровский районный суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи Ляшкевич Л.А.,

при секретаре Виноградовой Е.С.,

с участием заявителя - заместителя прокурора Селижаровского района Горячева В.А.,

представителя заинтересованного лица Совета депутатов Селищенского сельского поселения Селижаровского района Тверской области - Малышевой Н.Н., действующей на основании доверенности от 11.11.2011,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-77/2012 по заявлению прокурора Селижаровского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Совета депутатов Селищенского сельского поселения Селижаровского района Тверской области, выраженного в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Совета депутатов Селищенского сельского поселения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Селижаровского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Совета депутатов Селищенского сельского поселения Селижаровского района Тверской области, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, принимаемых Советом депутатов Селищенского сельского поселения Селижаровского района, обязании Совета депутатов Селищенского сельского поселения Селижаровского района проводить в соответствии с требованиями действующего законодательства антикоррупционные экспертизы принятых нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Селижаровского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Проведенной проверкой установлено, что Советом депутатов Селищенского сельского поселения игнорируются требования федерального законодательства о противодействии коррупции, в части проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов представительного органа поселения и их проектов. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенные факторы - это положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), установленным п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона, является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 рассматриваемого Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Статьями 34, 35 и 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что представительный орган муниципального образования является самостоятельным органом местного самоуправления, обладает правами юридического лица. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Исходя из изложенного, представительный орган муниципального образования, как орган местного самоуправления, участвующий в мероприятиях по противодействию коррупции, обязан осуществлять антикоррупционную экспертизу принятых им нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Однако, несмотря на принятие Советом депутатов Селищенского сельского поселения нормативных правовых актов, антикоррупционная экспертиза таких актов (проектов нормативных правовых актов) в представительном органе поселения до настоящего времени не проводится. В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы не составляются. Не проведение Советом депутатов Селищенского сельского поселения антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), затрагивает конституционные права, свободы и обязанности как жителей муниципального образования, так и иных лиц в различных сферах правоприменения (земельное, градостроительное, природоохранное законодательство и т.д.), поскольку приводит к несвоевременному выявлению коррупциогенных факторов, что является грубым нарушением основных принципов противодействия коррупции. Круг лиц, права, свободы и интересы которых могут быть затронуты несвоевременным проведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), определить не представляется возможным.

В судебном заседании заместитель прокурора Селижаровского района Горячев В.А. поддержал требования и подтвердил доводы, изложенные в заявлении.

Представительзаинтересованного лица Совета депутатов Селищенского сельского поселения - Малышева Н.Н. в судебном заседании полностью признала заявленные прокурором Селижаровского района требования, о чем представила суду письменное заявление, при этом судом представителю заинтересованного лица были разъяснены последствия признания заявленных требований. Признание представителем заинтересованного лица заявленных прокурором Селижаровского района требований принято судом, так как оно не противоречит требованиям закона, сделано в виде письменного заявления, адресованного суду, с соблюдением требований ст.173 ГПК РФ, в пределах полномочий.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. На основании ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Селижаровского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов Селищенского сельского поселения Селижаровского района Тверской области, выраженное в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Совета депутатов Селищенского сельского поселения Селижаровского района Тверской области.

Обязать Совет депутатов Селищенского сельского поселения Селижаровского района Тверской области по истечении месяца со дня вступления решения суда в законную силу проводить антикоррупционные экспертизы принимаемых нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Совета депутатов Селищенского сельского поселения Селижаровского района Тверской области в порядке, определенном Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий                                                           Л.А.Ляшкевич