Дело 12-22/2011г. Р Е Ш Е Н И Е п. Селижарово 01 ноября 2011 года Судья Селижаровского районного суда Тверской области Зуева Л.В., с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении индивидуального предпринимателя Смирнова Е.Г., должностного лица, вынесшего постановление - государственного инспектора ОНД по п.Селижарово и Селижаровскому району ГУ МЧС России по Тверской области Л.А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Смирнова Е.Г. на постановление государственного инспектора ОНД по п.Селижарово и Селижаровскому району ГУ МЧС России по Тверской области Л.А.В. от ДД.ММ.ГГГГ № о наложении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности, которым он на основании ч.3, ч.4 ст.20.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях подвергнут административному наказанию в виде штрафа в сумме 30 000 рублей, У С Т А Н О В И Л: Постановлением Государственного инспектора ОНД по п.Селижарово и Селижаровскому району ГУ МЧС России по Тверской области Л.А.В. от ДД.ММ.ГГГГ № о наложении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности индивидуальный предприниматель Смирнов Е.Г. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в сумме 30 000 рублей за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.3, ч.4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно данному постановлению, обстоятельствами совершения административного правонарушения явилось: 1) ДД.ММ.ГГГГ в11час.00мин. в ходе плановой проверки помещения магазина, расположенного по адресу <адрес> Смирнов Е.Г. нарушил ППБ-01-03, утвержденные 18.06.03г. Приказом № 313 МЧС РФ, регистрационный номер в Минюсте РФ 4838(зарегистрирован 27.06.03г.), а именно: не произвел замер сопротивления изоляции электропроводов ППБ 01-03 п.57 ПТЭЭП п.2.12.17, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях; 2) ДД.ММ.ГГГГ в 11час.00мин в ходе плановой проверки помещения магазина, расположенного по адресу <адрес> Смирнов Е.Г.нарушил ППБ-01-03, утвержденные 18.06.03г. Приказом № 313 МЧС РФ, регистрационный номер в Минюсте РФ 4838(зарегистрирован 27.06.03г.), а именно: пожарные извещатели автоматической пожарной сигнализации установлены на стене помещения магазина ППБ 01-03 СП 5.13130.2009, п.13.3.4, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В жалобе Смирнов Е.Г.просит отменить указанное постановление, считает его необоснованным, противоречащим нормам действующего административного законодательства. Жалобу мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ государственный инспектор ОНД по п.Селижарово и Селижаровскому району ГУ МЧС России по Тверской области Л.А.В. проводил проверку в помещении магазина в <адрес> в ходе которой им были выявлены нарушения правил пожарной безопасности. По результатам проверки были составлены протоколы, с которым он не согласен, так как он является арендатором нежилого помещения, где проводилась проверка. ДД.ММ.ГГГГ между ним и собственником помещения К.С.А. был заключен договор аренды нежилого помещения, в соответствии с которым арендодатель обязан обеспечить реальную возможность круглосуточного использования арендуемого помещения, установку охранной и противопожарной сигнализации (п.2,4 договора). Согласно ч.1 ст.38 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. В силу п.10 Правил пожарной безопасности РФ утвержденных 18.03.03г. собственники имущества, лица, уполномоченные владеть пользоваться или распоряжаться имуществом должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. П.38 данных правил установлено, что при аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий. Таким образом, ответственность за нарушения требований пожарной безопасности возлагается на лицо владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендатор, так и арендодатель. Поскольку стороны в договоре аренды от 01 января 2011 года сами урегулировали вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность, данные обязанности возложены на арендодателя - К.С.А.. Считает, что его вина в совершении административных правонарушений предусмотренных ч.3 и ч.4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях не установлена, считает незаконным привлечение его к административной ответственности. При рассмотрении жалобы в судебном заседании Смирнов Е.Г. поддержал доводы, изложенные в жалобе, а также пояснил, что он арендует помещение в здании, принадлежащем К.С.А. При проверке были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, но он не устанавливал сигнализацию, никаких действий по оборудованию своего помещения противопожарными средствами не осуществлял, так как К.С.А. не разрешала ни ему, ни другим арендодателям совершать какие- либо действия по ремонту и содержанию здания. Все это отражено в договоре. О том, что в помещении, которое он арендует, будет проведена проверка он узнал по телефону со слов жены. Утром ДД.ММ.ГГГГ он приехал из отпуска, пришел на работу и ознакомился с документами, которые уже были составлены, указав, что с протоколом не согласен. Должностное лицо, вынесшее обжалованное постановление, - государственный инспектор ОНД по п. Селижарово и Селижаровскому району ГУ МЧС России по Тверской области Л.А.В. согласно плана ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении индивидуального предпринимателя Смирнова Е.Г., который арендует помещение, расположенное по адресу п. <адрес> Были выявлены указанные в постановлении нарушения правил пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность по ч.3,ч.4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Копия распоряжения о предстоящей проверки была направлена Смирнову Е.Г. по почте, о чем имеется уведомление. Проверку он начал проводить ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на место проверки пришел Смирнов Е.Г., он ознакомил его с документами. Свидетель К.С.А. в судебном заседании пояснила, что по договору купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ она приобрела в собственность <данные изъяты> здание в п. <адрес>. Помещения этого здания она сдает в аренду, в том числе и Смирнову Е.Г. Она как собственник здания производила ремонт, в том числе необходимые действия по обеспечению противопожарной безопасности здания. Никому из арендаторов она не разрешает что-либо делать в здании, сама за все отвечает. С арендаторами помещений она ежегодно составляет договор аренды. ДД.ММ.ГГГГ такой договор был составлен со Смирновым Е.Г., где в п.2.4 указано, что арендодатель в согласованный с арендатором срок обязуется передать ему ключи и обеспечить реальную установку охранной и противопожарной сигнализации. Считает, что о данной проверке должны были известить ее и проводить проверку в ее присутствии, как собственника здания. Указанные в договоре обязанности арендатора - соблюдать правила пожарной безопасности (п.3.3) предусматривают соблюдение Смирновым Е.Г. и другими арендаторами элементарных правил пожарной безопасности - не курить, не жечь мусор в помещении. А установка оборудования, соответствия этого оборудования требованиям пожарной безопасности, замеры - все это по условиям договора является ее обязанностью, как собственника помещения. За указанные в постановлении нарушения правил пожарной безопасности должна нести ответственность она. В судебном заседании исследованы представленные документы: акт проверки индивидуального предпринимателя Смирнова Е.Г. от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором п. Селижарово и Селижаровского района по пожарному надзору Л.А.В..; договор аренды между арендодателем К.С.А. и арендатором Смирновым Е.Г. от ДД.ММ.ГГГГ; почтовое уведомление об отправлении заказного письма на имя Смирнова Е.Г.; предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности№100 индивидуальному предпринимателю Смирнову Е.Г.; материалы дела № об административном правонарушении, предусмотренных ч.3, ч.4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Смирнова Е.Г.; свидетельство Министерства РФ по налогам и сборам о регистрации Смирнова Е.Г. в качестве индивидуального предпринимателя; свидетельства о государственной регистрации права К.С.А. на земельный участок и двухэтажное кирпичное здание в п. <адрес>. Исследовав в судебном заседании материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав индивидуального предпринимателя Смирнова Е.Г., государственного инспектора ОНД по п.Селижарово и Селижаровскому району ГУ МЧС России по Тверской области Л.А.В., свидетеля К.С.А., суд считает обжалованное постановление подлежащим отмене, а производство по делу прекращению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Постановление по делу об административном правонарушении должно отвечать требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно п.п. 3, 4, 6 ч.1 ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу. Следовательно, вывод о виновности лица в совершении конкретного административного правонарушения должен быть обоснован анализом собранных по делу доказательств и оценкой их каждого в отдельности и всех в совокупности. В силу положений ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении могут быть, в том числе, протокол об административном правонарушении и иные документы лишь в том случае, если они получены с соблюдением закона. Представленные протоколы об административном правонарушении в отношении ИП Смирнова Е.Г., иные документы составлены в соответствии с требованиями закона. Согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. На основании части 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала её проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. О проведении плановой проверки индивидуальный предприниматель Смирнов Е.Г. извещен в соответствии с требованиями данной нормы закона, что подтверждается почтовым уведомлением и другими материалами дела. Частью 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. При перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий (п. 38 тех же Правил). Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, т.е. таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор. Поскольку стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность. При этом если в договоре аренды указанный вопрос не урегулирован, то ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на арендатора, так и на арендодателя в зависимости от того, чье противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При рассмотрении жалобы в судебном заседании показаниями Смирнова Е.Г., К.С.А., договором аренды помещения установлено, что К.С.А. является собственником здания, часть помещения предоставила в аренду ИП Смирнову Е.Г., заключив с ним договор. В данном договоре аренды стороны урегулировали вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения пожарной безопасности. Так в п.2.4. договора аренды указано, что обязанностью арендодателя-К.С.А. является в согласованный с арендатором - Смирновым Е.Г. срок передать ему ключи и обеспечить реальную возможность использования помещения, установка охранной и противопожарной сигнализации. В судебном заседании свидетель К.С.А. подтвердила свои обязанности и ответственность по соблюдению правил пожарной безопасности, по установке в принадлежащем ей помещении противопожарного оборудования и соответствия его необходимым требованиям. Таким образом, установлено, что индивидуальный предприниматель Смирнов Е.Г. не является субъектом данного административного правонарушения, поскольку как арендатор он не несет обязанности по обеспечению пожарной безопасности в части устройства противопожарного оборудования, его замеров. В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 настоящего Кодекса, суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии оснований для принятия решения об отмене обжалуемого постановления и прекращении производства по делу. На основании изложенного и руководствуясь п. 3 части первой ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Р Е Ш И Л : Жалобу Смирнова Евгения Геннадьевича удовлетворить. Постановление государственного инспектора ОНД по п.Селижарово и Селижаровскому району ГУ МЧС России по Тверской области Л.А.В. от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении индивидуального предпринимателя Смирнова Евгения Геннадьевича отменить, производство по делу прекратить. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Селижаровский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья Л.В. Зуева