Дело № 2-289/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Красная Горбатка 18 августа 2010 года
Селивановский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Яшиной Л.А.
при секретаре Макаровой А.Ф.,
с участием старшего помощника прокурора Селивановского района Подгорнова Н.В.,
представителя ответчика Шанина О.А. - заведующего юридическим отделом (доверенность Данные изъяты от Дата года сроком действия 6 месяцев),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Селивановского района Владимирской области о признании незаконным в части постановления главы Селивановского района Владимирской области Данные изъяты от Дата года и приложения Данные изъяты к нему,
у с т а н о в и л:
прокурор Селивановского района Владимирской области обратился в Селивановский районный суд с заявлением, в дальнейшем уточненном, о признании незаконным в части постановления главы Селивановского района Владимирской области Данные изъяты от Дата года и приложения Данные изъяты к постановлению главы Селивановского района от Дата года Данные изъяты (редакция от Дата года) «Об утверждении нормативов потребления холодного и горячего водоснабжения, отопления и нормативов накопления твёрдых бытовых отходов на территории Селивановского района» недействующим с момента принятия и противоречащим статьям 15, 71, 72 Конституции Российской Федерации, частям 7, 8 статьи 156, пункту 2 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (редакция от 05.04.2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьям 5, 7, 19 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (редакция от 27.12.2009 года) «Об охране окружающей среды», статьям 5, 8, 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (редакция от 30.12.2008 года) «Об отходах производства и потребления».
В заявлении указано, что прокуратурой Селивановского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Селивановский район законодательства в сфере установления нормативов потребления коммунальных услуг, по результатам которой выявлено, что нормативные положения Постановления главы Селивановского района от Дата года Данные изъяты (редакция от Дата года) «Об утверждении нормативов потребления холодного и горячего водоснабжения, отопления и нормативов накопления твердых бытовых отходов на территории Селивановского района», опубликованного в официальном издании «Селивановский вестник» Данные изъяты от Дата года, в части установления нормативов накопления твердых бытовых отходов противоречат действующему законодательству, нарушают права и законные интересы потребителей.
Приложением Данные изъяты к указанному постановлению главы Селивановского района от Дата года Данные изъяты утверждены нормативы накопления твёрдых бытовых отходов для граждан - потребителей: для благоустроенного жилого фонда (кубический метр на 1 человека в год) норматив - 1,4; для неблагоустроенного жилого фонд (кубический метр на 1 человека в год), норматив - 1,85, что, как указывает истец, является незаконным, в связи с чем указанное приложение надлежит признать недействительным с момента принятия и противоречащим действующему законодательству.
В судебном заседании старший помощник прокурора Селивановского района Подгорнов Н.В. поддержал заявленные требования в полном объёме.
Представитель ответчика Шанин О.А. с заявлением согласился, представил копию Постановления администрации Селивановского района Данные изъяты от Дата года, согласно которому пункт 3 Постановления главы Селивановского района от Дата года Данные изъяты «Об утверждении нормативов потребления холодного и горячего водоснабжения, отопления и нормативов накопления твердых бытовых отходов на территории Селивановского района» признан утратившим силу. Представленное суду Постановление вступает в силу с момента опубликования в районной газете «Селивановский вестник».
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора Селивановского района Владимирской области подлежащим удовлетворению.
Пунктом 3 постановления главы Селивановского района Данные изъяты от Дата года утверждён, в частности, норматив накопления твёрдых бытовых отходов для населения в соответствии с приложением Данные изъяты. Согласно указанному приложению норматив накопления твёрдых бытовых отходов в благоустроенном жилом фонде составляет 1,4 м3/чел, в неблагоустроенном жилом фонде - 1,85 м3/чел.
В силу статьи 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в соответствии со статьями 13-14 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов.
В соответствии со статьёй 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся, в том числе, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, установление правовых основ единого рынка, гражданское законодательство.
По предметам ведения Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктами «д», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; законодательство об охране окружающей среды.
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (редакция от 05.04.2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение нормативов накопления твёрдых бытовых отходов для населения также не относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (редакция от 27.12.2009 года) «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, утверждение главой администрации Селивановского района оспариваемым актом нормативов накопления твёрдых бытовых отходов является незаконным и противоречит статьям 15, 71, 72 Конституции Российской Федерации, статье 19 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (редакция от 27.12.2009 года) «Об охране окружающей среды».
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пунктом 2 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата года Данные изъяты, норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Указанные нормативы не могут являться измерителем количества отходов, образовавшихся в жилищном секторе, и применяться для оплаты содержания и ремонта жилых помещений.
Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата г. Данные изъяты (далее - Правила), является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной, и в соответствии с федеральным законодательством её стоимость не является регулируемой. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном ломе, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (часть 7 и 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации) или в случае, указанном в пункте 34 Правил, органом местного самоуправления как одна величина. При этом стоимость отдельных работ должна указываться только в прилагаемом к договору управления многоквартирным дом перечне услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, оспариваемые положения муниципального нормативного правового акта, противоречат статьям 5, 8, 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Оспариваемый акт является нормативным правовым актом, официально опубликован в газете «Селивановский вестник» Данные изъяты от Дата года, применяется на территории Селивановского района в отношении персонально неопределенного круга лиц.
Оспариваемые положения Постановления главы Селивановского района от Дата года Данные изъяты нарушают права потребителей услуг по вывозу бытовых отходов (по сравнению с правилами, установленными законами) на самостоятельное, в порядке, установленном частями 7 и 8 статьи 156, пунктом 2 части 3 статьи 162 Жилищного Кодекса РФ, без вмешательства регулирующего органа, установление всех составных частей платы за содержание и ремонт общего имущества, в том числе сбор и вывоз бытовых отходов в многоквартирном доме общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов или органом местного самоуправления как одна величина.
Таким образом, оспариваемые положения Постановления противоречат действующему законодательству и, поскольку уже в момент принятия Постановления нарушали правовые нормы, подлежат признанию недействительным с момента принятия.
У суда нет оснований для отказа в удовлетворении заявления - к моменту судебного заседания Постановление администрации Селивановского района Данные изъяты от Дата года «О признании утратившим пункта 3 Постановления главы Селивановского района от Дата года Данные изъяты «Об утверждении нормативов потребления холодного и горячего водоснабжения, отопления и нормативов накопления твердых бытовых отходов на территории Селивановского района» не было опубликовано и, соответственно, не вступило в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
заявление прокурора Селивановского района Владимирской области о признании незаконным в части постановления главы Селивановского района Владимирской области Данные изъяты от Дата года и приложения Данные изъяты к нему удовлетворить.
Признать пункт 3 постановления главы Селивановского района Владимирской области Данные изъяты от Дата года и приложение Данные изъяты к постановлению главы Селивановского района от Дата года Данные изъяты (редакция от Дата года) «Об утверждении нормативов потребления холодного и горячего водоснабжения, отопления и нормативов накопления твёрдых бытовых отходов на территории Селивановского района» противоречащим статьям 15, 71, 72 Конституции Российской Федерации, частям 7, 8 статьи 156, пункту 2 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (редакция от 05.04.2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьям 5, 7, 19 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (редакция от 27.12.2009 года) «Об охране окружающей среды», статьям 5, 8, 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (редакция от 30.12.2008 года) «Об отходах производства и потребления» и недействующим с момента принятия.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня провозглашения.
Председательствующий Л.А. Яшина