о возложении обязанности восстановить в очереди на улучшение жилищных условий по месту работы. Решение по делу № 2-156/2011 от 30.05.2011г.



Дело №

2

-

156

\

2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2011 года

Селивановский районный суд Владимирской области в составе: председательствующего Мустафина В.Р., секретаря Суворкиной Н.А. истца Хименковой С.А., представителя истца адвоката Лебедева А.А., представителя ответчика Федотовой Ю.А., представителей третьих лиц администрации <адрес> Стулова Ю.В., МОУ «<данные изъяты>» Кукушкиной Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области гражданское дело по иску

Хименковой С.А. к администрации муниципального образования городское поселение п. ФИО1 района Владимирской области о возложении обязанности восстановить в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы в <данные изъяты> школе,

УСТАНОВИЛ:

Хименкова С.А. обратилась в Селивановский районный суд Владимирской области с иском к администрации муниципального образования городское поселение п. ФИО1 района Владимирской области о возложении обязанности восстановить Хименкову С.А. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы в <данные изъяты> школе в 1985 году.

Исковые требования мотивированы тем, что Хименкова С.А. в 1985 году была поставлена на очередь на улучшение жилищных условий по месту работы в <данные изъяты> школа, администрация школы после изменения законодательства не передала в администрацию МО ГП п<данные изъяты> список очередников, администрация МО ГП п. <данные изъяты> не приняла мер к постановке учителей в очередь по месту жительства, в связи с чем Хименкова незаконно лишена права на улучшение жилищных условий.

Хименкова С.А. поддержала иск и пояснила, что на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий она была поставлена по месту работы в 1985 году. Заявление о постановке на учет по месту жительства в исполком она не подавала. После изменения закона администрация школы должна была передать списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрацию МОГП <данные изъяты>, а администрация поселка <данные изъяты> должна была присоединить стоящих в очереди в школе к существующей в администрации очереди в соответствии с датами постановки на учет по месту работы. Хименкова С.А. просила обязать администрацию МОГП <данные изъяты> восстановить её в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки в очередь с 1985 г.

Представитель истца адвокат Ледебев А.А. поддержал исковые требования и пояснил, что Хименкова С.А. с 1985 г. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в <данные изъяты> школе. После отмены ЖК РСФСР, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие «Жилищного кодекса Российской Федерации» Хименкова С.А сохранила право стоять в очереди на улучшение жилищных условий. Однако ответчиком её право было нарушено, так как Хименкову С.А. не включили в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, ведение которой осуществляется администрацией МО ГП <данные изъяты> Ведение очереди в настоящее время по месту работы действующим законодательством не предусмотрено. Ответчиком не выполнены требования ст. 6 «О введении в действие «Жилищного кодекса Российской Федерации». Хименкова С.А. подлежит восстановлению в очереди с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть с 1985 г.

Представитель ответчика администрации муниципального образования городское поселение <данные изъяты> Федотова Ю.А. возражений на иск не заявила, просила рассмотреть дело по существу и вынести решение по усмотрению суда. Федотова пояснила, что на учете нуждающихся в жилом помещении в администрации поселка Хименкова С.А. не состояла, числилась на таком учете по месту работы. Сведений о том, что Хименкова когда либо обращалась с заявлением о постановке на учет по месту жительства исполком и администрацию <адрес> не имеется. Хименкова в администрацию МОГП п. <данные изъяты> обращалась с заявлением только о восстановлении в очереди с 1985 г. Решением жилищной комиссии администрации муниципального образования <данные изъяты> Хименковой С.А. отказано в восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1985 года. Такое решение принято, так как отсутствуют законные основания для восстановления Хименковой в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1985 г.

Представитель третьего лица администрации <адрес> Стулов Ю.В. просил удовлетворить иск, пояснив, что в 2007 году жилой фонд был передан муниципальным образованием <адрес> в ведение муниципального образования <данные изъяты> <данные изъяты> Селивановского района. До этого момента вопрос о соединении учетов нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства и месту работы не решался.

Представитель третьего лица МОУ «<данные изъяты>» директор школы Кукушкина Е.М. просила удовлетворить иск и пояснила, что администрации муниципального образования <данные изъяты> было известно о наличии очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в <данные изъяты> школе, поскольку администрацией запрашивались учетные дела, в частности Хименковой С.А., но потом возвращались без какого либо решения. Инициативу в этом вопросе должна была проявить администрация муниципального образования <данные изъяты> и поставить на учет по месту жительства работников школы, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Третьи лица Хименков М.А., Хименкова Е.М., Хименков Е.М. в судебное заседание не явились, предоставили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Пунктом 6 статьи 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно решению муниципального образования городское поселение поселок Красная Горбатка № 5 от 14.03.2007 года в муниципальную собственность муниципального образования городское поселение поселок Красная Горбатка из муниципальной собственности муниципального образования Селивановский район Владимирской области приняты объекты жилого фонда. Основанием послужило решение Селивановского районного Совета народных депутатов от 28.02.2007 года № 12 «Об утверждении перечня объектов жилого фонда и перечень объектов жилищного фонда, передаваемых в собственность городскому поселению, на основании Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закона Владимирской области от 23.11.2005 года «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных городских и сельских поселений Владимирской области».

Пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие «Жилищного кодекса Российской Федерации», предусматривает, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии со статьёй 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки Хименковой С.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1985 году, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

Согласно статье 31 Жилищного кодекса РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.

Согласно пункта 12 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением СМ РСФСР от 31 июля 1984 года № 335 для принятия на учет гражданином подается заявление, к которому прилагается: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме.

Из материалов учетного дела Хименковой С.А. и книги регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий <данные изъяты> школы следует, что с заявлением о постановке в очередь Хименкова С.А. обратилась к директору <данные изъяты> школы ДД.ММ.ГГГГ

Поступившее заявление было рассмотрено жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета <данные изъяты> школы и после проверки жилищных условий было принято решение о принятии Хименковой С.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в <данные изъяты> школе, что подтверждено актом проверки жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ, записями в книге учета очередности на получение квартир <данные изъяты> школы с указанием места в очереди: за 1985 г. Хименкова С.А. №, за 1986 -1987г.г. Хименкова С.А. №, 1988г. Хименкова С.А. №,1989 г. Хименкова С.А. №, за 1990-1993 г.г. Хименкова С.А. №, за 1994 г. Хименкова С.А. №, протоколами заседаний профкома за период с 1989 г. по 1997 г. о пересмотре очередности на получение жилой площади.

Согласно п.4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Владимирской области, утвержденных решением от 30.12.1988 г. Владимирского облисполкома и президиума Облсовпрофа, администрация и профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации имели право предоставлять жилые помещения гражданам с последующим уведомлением исполкома, в том числе в домах ведомственного жилищного фонда, общественных организаций, построенных за счет собственных средств и других нецентрализованных источников финансирования.

<данные изъяты> школа осуществляла предоставление жилых помещений учителям в соответствии с ведущейся очередью, что подтверждено протоколами заседаний администрации и профсоюзного комитета от ДД.ММ.ГГГГ о выделении комнат в интернате, от ДД.ММ.ГГГГ о распределении жилой площади в освободившемся жилом фонде, от ДД.ММ.ГГГГ о распределении квартиры, от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о распределении освободившейся жилой площади. Кроме этого на основании решения профсоюзного комитета и администрации <данные изъяты> школы о распределении освободившейся жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ Хименковой С.А. ДД.ММ.ГГГГ предоставлялась трехкомнатная квартира.

Решение о постановке Хименковой С.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищный условий по месту работы, предоставлении ей жилого помещения было принято в соответствии со ст. 30, 31 Жилищного кодекса РСФСР и Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Совета министров РСФСР от 31 июля 1984 г.

Из Правил учета, действовавших на момент постановки Хименковой С.А. на учет, следует, что учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по желанию осуществлялся по месту работы либо по месту жительства. При этом не устанавливалось запрета на постановку граждан на учет как по месту работы так и по месту жительства. Основанием для учета гражданина по месту работы либо по месту жительства являлось заявление гражданина и решение исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ и пояснений истца не следует, что она обращалась с заявлением в исполнительный комитет <данные изъяты> совета народных депутатов с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и исполкомом было принято решение о постановке Хименковой С.А. на учет. Доказательств обращения Хименковой С.А. с заявлением в исполком не было получено и при исследовании доказательств в судебном заседании.

Учитывая то, что истец указала, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в исполнительный комитет Красногорбатского поселкового совета народных депутатов она не обращалась, суд считает установленным, что Хименкова С.А. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы в <данные изъяты> школе с ДД.ММ.ГГГГ

Хименковой С.А. предоставлены доказательства обращения с заявлением о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства с 1985 г. в администрацию МОГП <данные изъяты> ФИО1 района в декабре 2010 года.

В судебном заседании Хименкова С.А. уточнила, что обращалась к ответчику с заявлением о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий именно с 1985 г., то есть с даты постановки на учет, и она при рассмотрении иска требует восстановления в очереди именно с 1985 г.

Из содержания п. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие «Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Статьей 6 предусмотрены основания для снятия граждан с данного учета.

Статья 31 ЖК РСФСР предусматривала принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства и по месту работы на основании заявления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.

Статья 52 ЖК РФ предусматривает принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.

Из анализируемых норм следует, что постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в момент возникновения оспариваемых правоотношений была возможна только по заявлению гражданина в соответствии с его волеизъявлением, и иные основания для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствовали. Аналогичные правила содержит и действующий на момент разрешения спора закон.

Поскольку действовавшее законодательство предоставляло право нуждающимся в улучшении жилищных условий состоять в списках нуждающихся по месту жительства, по месту работы или одновременно по месту работы и по месту жительства, суд приходит к выводу о том, что Хименкова С.А. реализовала свое право на улучшение жилищных условий путем обращения с заявлением об улучшении жилищных условий по месту работы.

Из исследованных в судебном заседании доказательств не следует, что Хименкова С.А. обращалась когда либо с заявлением в исполнительный комитет, администрацию <адрес> или администрацию МО <данные изъяты> о постановке по месту жительства на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Доказательств передачи ответчику списка граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы истца для включения указанных лиц в список по месту жительства, не имеется.

Органами местного самоуправления муниципального образования городское поселение п. ФИО1 района, муниципального образования <адрес> решений в порядке части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации о формировании единого для <данные изъяты> списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом граждан, вставших на учет по месту жительства и учитывавшихся по месту работы, не принималось.

Учитывая заявительный порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий суд не считает обоснованными доводы истца о том, что администрация <данные изъяты> по своей инициативе после изменения законодательства была обязана постановить её на учет в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на учет по месту работы. Также суд не находит обоснованными доводы истца о наличии такой обязанности и у администрации учреждения, в котором она состояла на учете.

Получение ответчиком списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоявших на учете в МОУ «<данные изъяты> школа», при отсутствии волеизъявления гражданина, не порождало у исполнительного комитета <данные изъяты> совета народных депутатов, администрации <адрес> и администрации МО ГП <данные изъяты> обязанности включить истца без её заявления в очередь на улучшение жилищных условий.

Передача администрацией школы на основании п.15 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий копий списков граждан, принятых на учет по месту работы, в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов не отменяет волеизъявления работника о постановке на учет по месту работы и не является основанием для его учета в очереди по месту жительства без заявления об этом.

Истцом доказательств того, что принято решение о снятии Хименковой С.А. с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, и самой очереди не существует, в нарушение ст.56 ГПК РФ не предоставлено. Из справки МОУ «<данные изъяты> школа» от 28.12.2010 г. по состоянию на 28.12.2010 г. следует, что Хименкова С.А. числится в очереди МОУ «<данные изъяты> школа» на улучшение жилищных условий под №1. Из ответа директора МОУ «<данные изъяты>» от 04.05.2011 г. следует, что очередь в школе не ликвидирована, распоряжений или постановлений о ликвидации очереди на предприятиях района не было, список очередников запрашивался в 2007, 2009, 2010 годах, последний раз жилье по очереди предоставлялось в 1993 году, очередь пересматривалась в 2009 г.

Ссылка представителя истца на нарушения ответчиком пункта 28 Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утвержденные приказом министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 года № 18, не обоснована, так как данным пунктом рекомендуется учитывать, что малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет.

То обстоятельство, что МОУ «<данные изъяты>» является бюджетным учреждением, а истец педагогическим работником, и в соответствии с п. 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» имеет право на первоочередное предоставление жилой площади, юридического значения для разрешения данного спора не имеет. Указанная мера социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Полномочия по осуществлению этой меры социальной поддержки муниципальному образованию <данные изъяты> района не передавались. Хименкова С.А. с заявлением к ответчику о предоставлении данной меры социальной поддержки не обращалась.

Учитывая изложенное, суд не находит несоответствий требованиям закона в действиях жилищной комиссии администрации муниципального образования <данные изъяты> района об отказе в удовлетворении заявления Хименковой С.А. о восстановлениина учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства с даты постановки на учет по месту работы в МОУ «<данные изъяты>» в 1985 г.

В связи с изложенным исковые требования Хименковой С.А. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска Хименковой С.А. к администрации муниципального образования городское поселение п. ФИО1 района Владимирской области о возложении обязанности восстановить Хименкову С.А. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы в <данные изъяты> школе в 1985 году.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Копия верна.

Председательствующий судья В.Р.Мустафин

н