Дело № 2 - 181 \ 2011 Именем Российской Федерации 16 июня 2011 года Селивановский районный суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Мустафина В.Р., секретаря Суворкиной Н.А. с участием помощника прокурора Селивановского района Подгорнова Н.В., представителя ответчика ФИО2 <адрес> и Совета народных депутатов МО СП <адрес> Кобякиной В.С., представителя СПК «<данные изъяты>» Кульковой Н.М. рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области гражданское дело по иску Прокурора Селивановского района в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования сельское поселение <адрес> к администрации муниципального образования сельское поселение <адрес>, Совету народных депутатов муниципального образования сельское поселение <адрес> и Сельскохозяйственному производственному кооперативу «<данные изъяты>» о признании недействительным решения совета народных депутатов, признании недействительной сделки по приватизации(отчуждению) жилых помещений, применения последствий недействительности сделки, УСТАНОВИЛ: Прокурор Селивановского района действуя в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования сельское поселение <адрес> обратился в Селивановский районный суд с иском к администрации муниципального образования сельское поселение <адрес>, Совету народных депутатов муниципального образования сельское поселение <адрес> и Сельскохозяйственному производственному кооперативу «<данные изъяты>» о признании недействительным решения Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> №5 от 28.02.2011 «О передаче объектов жилищного фонда» с момента его вынесения, признании недействительной сделки по приватизации (отчуждению) и передаче жилых помещений жилищного фонда социального использования муниципального образования сельское поселение <адрес> в собственность сельскохозяйственному производственному кооперативу «<данные изъяты>», применении последствий недействительности сделки путем возложения на Сельскохозяйственный производственный кооператив «<данные изъяты>» обязанности возвратить в муниципальную собственность муниципального образования сельское поселение <данные изъяты>, а на администрацию муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> обязанности принять в муниципальную собственность от сельскохозяйственного производственного кооператива «<данные изъяты>» жилые помещения в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Прокурор Подгорнов Н.В. в судебном заседании иск поддержал, пояснил, что проведенной проверкой соблюдения жилищного законодательства установлен факт незаконной передачи жилищного фонда МО СП <адрес> в СПК «<данные изъяты>» Решением совета МОСП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ квартиры в д. <адрес> в нарушение закона, без соблюдения проживающих в квартирах граждан на приватизацию жилья, переданы в СПК «<данные изъяты>». Решение совета не основано на законе и подлежит отмене. Квартиры должны быть возращены в муниципальную собственность и включены в реестр муниципального имущества. Прокурор просил удовлетворить иск в полном объеме. Представитель ответчика администрации ФИО2 <адрес> и Совета народных депутатов МОСП <данные изъяты> Кобякина В.С. исковые требования признала. Представитель ответчика СПК «<данные изъяты>» Кулькова Н.М. возражений против иска не заявила, пояснила, что СПК «<данные изъяты>» взамен на полученные от МОСП квартиры передало в МОСП Волосатовское четыре квартиры. Полученные СПК квартиры уже включены в состав имущества СПК. Кроме этого в случае признания оспариваемого решения незаконным не ясно, как будут возвращены квартиры в СПК «<данные изъяты>». Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела суд приходит к следующему: Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конституционно-правовой смысл ст. 40 Конституции Российской Федерации раскрыт в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2006 N 6-П, в соответствии с которым ст. 40 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим, иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Это означает необходимость выработки органами публичной власти в рамках мер социальной защиты определенных категорий населения адекватной условиям рыночной экономики жилищной политики (ст. 72 Конституции Российской Федерации). Материальную основу такой политики составляет жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации). Жилищный фонд социального использования формируется из находящихся в государственной и муниципальной собственности объектов жилищного фонда и пополняется за счет ввода новых объектов, предназначенных исключительно для удовлетворения потребности в жилище и обеспечения жилыми помещениями социального использования малоимущих и иных категорий граждан, указанных в законе. В силу ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. На основании ч.2 ст.235 ГК РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. Таким образом, в силу ст. 217, 235 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц только в порядке, предусмотренном законами о приватизации муниципального имущества. Подпунктом 3 п. 2 ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что действие названного Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда. Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не предусмотрена возможность передачи жилых помещений в собственность юридических лиц. Данным Законом регулируются отношения по бесплатной передаче в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Из Решения Совета народных депутатов от 28.02.2011 г. №5 следует, что объекты жилищного фонда МОСП <адрес>, квартиры по адресу: <адрес> передаются СПК «<данные изъяты>». Передача квартир от МОСП <данные изъяты> в СПК «<данные изъяты>» также подтверждена актами от 02.03.2011 г. Из содержания актов следует, что оспариваемые жилые помещения поступают в основные средства юридического лица, то есть в собственность СПК «<данные изъяты>». Из пояснений представителя ответчика СПК «<данные изъяты>» следует, что взамен на переданные квартиры СПК «<данные изъяты>» передал в муниципальную собственность другие жилые помещения, и таким образом совершил сделку по обмену жилыми помещениями. Передача жилых помещений от СПК «<данные изъяты>» в муниципальную собственность подтверждена решением Совета народных депутатов МОСП <данные изъяты> №<данные изъяты> от 28.02.2011г. и выпиской из протокола общего собрания членов СПК «<данные изъяты>» от 28.02.2011г. Поскольку предметом оспариваемого решения от 28 февраля 2011 года №5 являются жилые помещения, право муниципальной собственности на которые принадлежало МОСП <адрес>, сделка по передаче жилых помещений из муниципальной собственности в собственность юридического лица не соответствует требованиям закона. В силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации такая сделка ничтожна. Распоряжение спорными квартирами путем их передачи юридическому лицу СПК «<данные изъяты>» противоречит действующему законодательству Российской Федерации и нарушает интересы муниципального образования сельское поселение <адрес>, а также права неопределенного круга лиц, жителей данного муниципального образования на улучшение жилищных условий. В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Решение совета народных депутатов МО СП <адрес> от 28.02.2011 г. №5 подлежит признанию недействительным с даты его принятия. В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. В связи с этим жилые помещения, расположенные в <адрес> подлежат возвращению от СПК «<данные изъяты>» в муниципальную собственность МОСП <адрес>. Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании п.п.9, 19 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков и прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Принимая во внимание то, что прокурор, ответчики администрация МОСП <адрес> и Совет народных депутатов ФИО2 <адрес> освобождены от возмещения судебных издержек на основании закона, государственная пошлина на основании ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика СПК «<данные изъяты>». На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора Селивановского района в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования сельское поселение <адрес> к администрации муниципального образования сельское поселение <адрес>, Совету народных депутатов муниципального образования сельское поселение <адрес> и Сельскохозяйственному производственному кооперативу «<данные изъяты>» о признании недействительным решения Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> №5 от 28.02.2011 «О передаче объектов жилищного фонда» с момента его вынесения, признании недействительной сделки по приватизации (отчуждению) и передаче жилых помещений жилищного фонда социального использования муниципального образования сельское поселение <адрес> жилых помещений в собственность сельскохозяйственному производственному кооперативу «<данные изъяты>», применении последствий недействительности сделки путем возложения на Сельскохозяйственный производственный кооператив «<данные изъяты>» обязанности возвратить в муниципальную собственность муниципального образования сельское поселение Волосатовское, а на администрацию муниципального образования сельское поселение Волосатовское обязанности принять в муниципальную собственность от сельскохозяйственного производственного кооператива «<данные изъяты>» жилые помещения в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу удовлетворить в полном объеме. Признать недействительным решение Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение <адрес> №5 от 28 февраля 2011 года «О передаче объектов жилищного фонда» с момента его вынесения. Признать недействительной сделку по приватизации (отчуждению) и передаче жилых помещений жилищного фонда социального использования муниципального образования сельское поселение <адрес>, а именно квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (площадью <данные изъяты> кв.м.), жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (площадью <данные изъяты> кв.м.), жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (площадью <данные изъяты> кв.м.), квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (площадью <данные изъяты> кв.м.) в собственность Сельскохозяйственному производственному кооперативу «<данные изъяты>». Применить последствия недействительности сделки путем возложения на Сельскохозяйственный производственный кооператив «<данные изъяты>» обязанности возвратить в муниципальную собственность муниципального образования сельское поселение <адрес>, а на администрацию муниципального образования сельское поселение <адрес> обязанности принять в муниципальную собственность от Сельскохозяйственного производственного кооператива «<данные изъяты>» жилые помещения: квартиру по адресу <адрес>, <адрес> (площадью <данные изъяты> кв.м.), жилой дом по адресу <адрес> (площадью <данные изъяты> кв.м.), жилой дом по адресу <адрес> (площадью <данные изъяты> кв.м.), квартиру по адресу <адрес> (площадью <данные изъяты> кв.м.) в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход бюджета в размере 200(двести) рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет получателя УФК по Владимирской области (МИФНС России № 7 по Владимирской области) р/с 40101810800000010002, ИНН 3324010533, БИК 041708001, КПП 332401001, КБК 182 1 08 03010 01 1000 110, ОКАТО 17248551000 ГРКЦ ГУ Банк России по Владимирской области. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Копия верна. Председательствующий судья В.Р.Мустафин н
РЕШЕНИЕ