О восстановлении в списке, нуждающихся в улучшении жилищных условий. решение по делу № 2-263/2011 от 25.07.2011



Дело № 2-263\11

                                                                РЕШЕНИЕ

                                               Именем Российской Федерации

25 июля 2011 года                                                                            пос. Красная Горбатка

Селивановский районный суд Владимирской области в составе председательствующего председателя суда Башарова В.А.,

при секретаре Барцевой О.В.,

с участием истца Ухловой В.И.,

представителя истца адвоката Лебедева А.А., представившего удостоверение и ордер , выданный ДД.ММ.ГГГГ Муромской коллегий адвокатов Адвокатской палаты <адрес>,

представителей ответчика - Муниципального образования городское поселение поселок Красная Горбатка Селивановского района главы муниципального образования Агапова С.М., и специалиста по жилищным и земельным вопросам Федотовой Ю.А., действующей по доверенности от 22.07.2011 года,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Муниципального образовательного учреждения «Красногорбатская средняя школа» директора школы Кукушкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ухловой В.И. к Муниципальному образованию городское поселение поселок Красная Горбатка Селивановского района о возложении на ответчика обязанности восстановить ее в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем принятия ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в пос. Красная Горбатка, с даты постановки ее на соответствующий учет в Красногорбатской средней школе в 1987 году,

                                                   УСТАНОВИЛ:

Ухлова В.И. обратилась в суд с иском к администрации Муниципального образования городское поселение поселок Красная Горбатка Селивановского района (далее - МО ГП п. Красная Горбатка).

Указала, что в ДД.ММ.ГГГГ году по окончании Владимирского педагогического института по распределению была трудоустроена в Красногорбатскую среднюю школу учителем математики. 10 сентября 1987 года на основании личного заявления была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы - в Красногорбатской средней школе. Последний раз жилье для распределения среди лиц, стоящих на учете в названной школе, выделялось администрацией поселка Красная Горбатка в 1995 году. В 2010 году на территории МО ГП пос. Красная Горбатка в рамках федеральной программы «Жилище» на 2007-2010 годы» был построен 20 - квартирный жилой дом, однако на лиц, проживающих в поселке, стоящих на учете в муниципальных образовательных учреждениях, квартиры в данном доме не выделялись и были все распределены среди лиц, стоящих на учете в МО ГП пос. Красная Горбатка. Жилищной комиссией и главой МО ГП пос. Красная Горбатка, к которым она обратилась с заявлением о взятии ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки ее на данный учет в Красногорбатской средней школе, в постановке ее на учет было отказано.

Полагает, что сложившаяся ситуация, когда она, будучи в установленном порядке поставленной на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 24 года назад, в настоящее время оказалась лишенной права на получение жилого помещения по договору социального найма, нарушает ее конституционное право на жилище, а также право на жилище членов ее семьи.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца судом привлечены члены семьи Ухловой В.И. и муниципальное образовательное учреждение «Красногорбатская средняя школа» (далее - Красногорбатская средняя школа).

МО ГП пос. Красная Горбатка заявило об отсутствии возражений против удовлетворения требования Ухловой В.И. Глава муниципального образования указал, что право Ухловой В.И. на улучшение жилищных условий безусловно было нарушено, так как после вступления в силу 1 марта 2005 года нового Жилищного кодекса списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые велись в образовательных учреждениях перестали приниматься во внимание при распределении муниципального жилья по спискам муниципальных образований.

Решением Селивановского районного суда Ухловой В.И. в удовлетворении иска было отказано.

Суд первой инстанции мотивировал свое решение тем обстоятельством, что Ухлова В.И. в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, не состояла, с заявлением о принятии на данный учет не обращалась.

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда, рассмотрев кассационную жалобу истца, указанное решение отменила, дело вернула на новое рассмотрение, указав, что суд первой инстанции не учел норму, закрепленную в пункте 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 180-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», сохраняющей за гражданами, принятыми на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

При новом рассмотрении дела стороны свои позиции поддержали.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд находит исковое требование подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена норма, согласно которой каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации предусматривает предоставление малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Порядок предоставления таких помещений определен положениями статьи 57 названного кодекса.

При этом в силу части 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Вышеназванные нормы, закрепленные в части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации и в части 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» подразумевают, что никто не может быть произвольно лишен имеющегося законного права на жилище и вытекающего из него права стоять в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев принятия граждан на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Снятие же указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод.

Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

При этом Конституция Российской Федерации (часть 2 статьи 40) возлагает обязанность создавать условия для осуществления права на жилище на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Выполнение государством или органами местного самоуправления взятых на себя обязательств до 1 марта 2005 года по предоставлению гражданину жилья по договору социального найма, не прекращается с вступлением в законную силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что новое жилищное законодательство установило один единый порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, - путем учета их по месту жительства органами местного самоуправления, выполнение государством или органами местного самоуправления взятых на себя обязательств до 1 марта 2005 года по предоставлению гражданину жилья по договору социального найма путем учета его по месту работы в муниципальном учреждении возможно путем внесения указанных лиц в списки, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства при условии, что указанные граждане являются жителями данного города, района в городе, городского поселка.

Обязанностью государства и органов местного самоуправления при изменении жилищного законодательства было не допустить лишения граждан права на жилище, не допустить ухудшения условий получения жилья одними гражданами перед другими, имевшими до вступления Жилищного кодекса Российской Федерации в силу одинаковые права стоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Муниципальное образование Селивановский район правомочно было передать, а муниципальное образование городское поселение поселок Красная Горбатка обязано было принять вместе с муниципальным жилым фондом Селивановского района и списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не только по месту жительства в поселке Красная Горбатка, но и по месту работы в муниципальных учреждениях, проживающих в поселке Красная Горбатка.

Данное право и обязанность связаны также с тем, что финансирование строительства социального жилья как до 2005 года, так и в настоящее время осуществляется из одних и тех же источников: государственного фонда, фонда субъектов федерации, муниципальных фондов. Самостоятельно жилищное строительство Красногорбатская средняя школа, являющаяся муниципальным учреждением, никогда не осуществляла и не осуществляет в связи с отсутствием отдельного от муниципального образования финансирования.

Законность постановки Ухловой В.И. в 1987 году на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, участниками дела не оспаривается.

Сведения о наличии оснований для снятия Ухловой В.И. с указанного учета у суда отсутствуют.

То обстоятельство, что Ухлова В.И. до изменений в жилищном законодательстве, касающихся порядка постановки на учет граждан, нуждающихся на улучшении жилищных условий, не обращалась с заявлением о постановке на указанный учет по месту жительства, не может повлиять на вывод суда в силу следующего.

Согласно статьи 1 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, право граждан РСФСР на жилище, гарантированное Конституцией СССР и Конституцией РСФСР, обеспечивалось развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги.

Весь жилищный фонд в соответствии со статьей 5 названного кодекса включал в себя:

1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);

2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);

3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);

4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).

При этом весь государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик дома ведомственного жилищного фонда в городах, рабочих, курортных и дачных поселках подлежали постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.

Жилые помещения среди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет как по месту жительства так и по месту работы в муниципальных учреждениях образования, культуры и здравоохранения предоставлялись исполнительными органами местного самоуправления из государственного жилого фонда, находящегося в ведении местных Советов народных депутатов.

В связи с изложенным права граждан, стоящих на учете по месту жительства и по месту работы в местных муниципальных учреждениях на получение жилья по договорам социального найма были равными безотносительно к месту ведения списка.

Суд находит, что учет граждан по месту жительства органом местного самоуправления и по месту работы в муниципальных учреждениях, расположенных на этой же территории, который велся до 1 марта 2005 года, представлял собой единый предусмотренный жилищным законодательством учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства.

Лица, учтенные в списках в муниципальных учреждениях здравоохранения, образования и культуры, не могли воспользоваться правом на альтернативный учет, который был предоставлен гражданам частью 2 статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР, так как не являлись субъектами данного права в силу того, что средние школы, в частности, не относились к предприятиям и учреждениям, имеющим собственный жилищный фонд, ведущим жилищное строительство или принимающим долевое участие в жилищном строительстве.

Иной же вид учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение жилья по договорам социального найма, в частности, учет муниципального служащего по месту работы в муниципальном учреждении, жилищным законодательством не был предусмотрен.

Кроме того, категория граждан, указанная в части 2 статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР, не могла претендовать на получение на предприятии жилья на условиях социального найма, так как жилой фонд, построенный на средства предприятий являлся собственностью этих предприятий.

Лишение граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, учтенных в списках по месту работы в муниципальных учреждениях ранее принадлежавшего им равного права с гражданами, учтенными в списке по месту жительства, на получение муниципального жилья, как это уже указывалось выше, противоречит Конституции Российской Федерации и положениям части 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Нарушенное право Ухловой В.И. стоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства в поселке Красная Горбатка с момента принятия ее на данный учет в 1987 году может быть восстановлено путем принятия ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в пос. Красная Горбатка.

В связи с изложенным и руководствуясь статьями 198, 199 ГПК РФ, суд

                                                          РЕШИЛ:

Исковое требование Ухловой В.И. к Муниципальному образованию городское поселение поселок Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области о возложении на ответчика обязанности восстановить ее в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем принятия ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в пос. Красная Горбатка, с даты постановки ее на соответствующий учет в Красногорбатской средней школе в 1987 году, - удовлетворить.

Обязать Муниципальное образование городское поселение поселок Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области восстановить Ухлову В..И. в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем принятия ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в пос. Красная Горбатка, с даты постановки ее на соответствующий учет в Красногорбатской средней школе - 10 сентября 1987 года.

Данное решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд в десятидневный срок после изготовления мотивированного решения через Селивановский районный суд.

Председательствующий председатель суда                                   В.А.Башаров