2-288/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации пос. Красная Горбатка 10 августа 2011 года Селивановский районный суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Яшиной Л.А. при секретаре Макаровой А.Ф с участием помощника прокурора Селивановского района Кальковой Ю.С., истца Шалухиной Е.А., представителя ответчика ГУ "ЦЗН" Антохина А.Е. (директор, приказ НОМЕР от ДАТА), рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах Шалухиной Е.А. о признании незаконными действий ГУ "ЦЗН" по назначению пособия по безработице в размере минимальной величины, у с т а н о в и л: прокурор Селивановского района Владимирской области обратился в Селивановский районный суд с заявлением в интересах Шалухиной Е.А. о признании незаконными действий ГУ "ЦЗН" по назначению пособия по безработице в размере минимальной величины и обязании ответчика назначить Шалухиной Е.А. с ДАТА пособия по безработице как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», произвести перерасчёт ранее выплаченного пособия начиная с ДАТА. Обосновывая свои требования, прокурор указал, что ДАТА в прокуратуру Селивановского района обратилась Шалухина Е.А. ДАТА года рождения, относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДАТА она была поставлена на учёт в ГУ «ЦЗН» в качестве безработной. Пособие по безработице ей было назначено на общих основаниях, то есть на срок 6 месяцев в размере минимальной величины пособия, что составило СУММА. В назначении Шалухиной Е.А. пособия по безработице в соответствии с требованиями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в размере уровня средней заработной платы, сложившейся во Владимирской области, было отказано со ссылкой на то, что она ранее в 2006 году, 2007 году была трудоустроена в ООО "Б." в качестве рабочего по благоустройству населённых пунктов. Работа по благоустройству посёлка Шалухиной Е.А. осуществлялась на основании срочных трудовых договоров в период летних каникул, в свободное от учёбы время. До ДАТА Шалухина Е.А. обучалась в МОУ "КСОШ"; с сентября 2006 года по июнь 2009 года - в «Профессиональном лицее НОМЕР» г. Владимира. Прокурор считает, что указанная работа не может быть признана лишающей Шалухину Е.А. статуса лица, впервые ищущего работу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и должна расцениваться как оказание социальной поддержки и трудовая адаптация несовершеннолетнего, а потому действия ГУ «ЦЗН» должны быть признаны незаконными, а Шалухиной Е.А. - назначено надлежащее пособие. В судебном заседании представитель прокуратуры Селивановского района помощник прокурора Калькова Ю.С. поддержала заявленные требования в полном объёме. Шалухина Е.А. также просила удовлетворить заявление прокурора. Представитель ГУ «ЦЗН» Антохин А.Е. требования прокурора не признал, в обоснование пояснил следующее. Шалухина Е.А. была признана безработной, и ей с ДАТА было назначено пособие в минимальном размере СУММА в месяц в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» как лицу, не впервые ищущему работу, поскольку Шалухина Е.А. ранее состояла на учете в Центре занятости в качестве гражданина, ищущего работу. В 2006 году и в 2007 году она была трудоустроена в ООО "Б." по договору от 07 маяя 2008 «О совместной деятельности по организации временной занятости несовершеннолетних граждан», ей была выдана трудовая книжка, и временная работа в период летних каникул по трудовому договору включена в трудовой стаж. Ответчик полагал, что при обращении в ГУ «ЦЗН» в июне 2011 года для трудоустройства Шалухина Е.А. не являлась лицом, впервые ищущим работу. Назначение ей пособия по безработице в минимальном размере обосновано: работу Шалухина Е.А ищет не впервые. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В силу статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты. На основании статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд, а также право на защиту от безработицы. Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определяются Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в. Российской Федерации». При этом согласно статье 6 данного Закона законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице. Из положений пункта 3 статьи 4, пункта 2 статьи 30 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» усматривается, что под «впервые ищущими работу» понимаются лица, ранее не работавшие. Одним из видов дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу, согласно пункту 1 статьи 24 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» являются оплачиваемые общественные работы. К числу лиц, испытывающих трудности в поиске работы, в числе прочих в соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» относятся несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. Статьёй 24 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено, что органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице. Согласно пункту 5 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Аналогичное положение содержится в пункте 7 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 10.02.1998 года № 5 «Об утверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей (в редакции Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 05.10.2001 года № 70). Из этого следует, что для назначения пособия по безработице в повышенном размере, обратившееся в службу занятости лицо должно: относиться к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; являться лицом, впервые ищущим работу, и быть признано в установленном порядке безработным. Судом из материалов дела установлено, что ДАТА приказом НОМЕР ГУ «ЦЗН» Шалухина Е.А. была признана безработной, и ей на основании приказа НОМЕР от ДАТА назначено пособие по безработице в размере минимальной величины СУММА. Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. В деле имеется справка отдела опеки и попечительства управления образования администрации Селивановского района НОМЕР от ДАТА, согласно которой, Шалухина Е.А. ДАТА года рождения действительно относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно сообщению ООО "Б." НОМЕР от ДАТА Шалухина Е.А. работала в этой организации в периоды с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА рабочим по благоустройству населённых пунктов по программе «трудоустройства временной занятости несовершеннолетних граждан (договоры с ГУ «ЦЗН» НОМЕР от ДАТА и НОМЕР от ДАТА - в деле). В подтверждение этого в материалах дела имеются также срочный трудовой договор НОМЕР от ДАТА и срочный трудовой договор НОМЕР от ДАТА, заключённые между Шалухиной Е.А и ООО "Б.". Как следует из содержания пунктов 1.1 договоров НОМЕР от ДАТА «О совместной деятельности по организации временной занятости несовершеннолетних граждан» и НОМЕР от ДАТА «О совместной деятельности по организации временной занятости несовершеннолетних граждан», заключённых между ГУ «ЦЗН» (Центр) и ООО "Б." (Работодатель) эти договора определяли отношения Центра и Работодателя (их обязательства, права и ответственность) при организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Согласно пункту 2.2.3. договора НОМЕР от ДАТА ГУ «ЦЗН» обязался ежемесячно на основании акта приёмки-сдачи работ по выполнению условий настоящего договора перечислять на лицевые счета Работников средства федерального бюджета для их материальной поддержки из расчёта не менее СУММА в месяц за фактически отработанное время и выполненные работы. ГУ "ЦЗН" суду представлена копия заявления-анкеты о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, заполненной Шалухиной Е.А. ДАТА. Установлено, что срочные трудовые договоры ООО "Б." с Шалухиной Е.А. заключались в отсутствие письменного согласия законного представителя, что противоречит положениям статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объёме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей). Кроме того, следует учитывать, что Шалухина Е.А. не искала для себя работу как таковую. Из документов, имеющихся в деле, следует, что она ДАТА году только окончила 9 классов общеобразовательной школы, в этом же году поступила учиться в лицей, который окончила ДАТА, то есть в периоды с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА Шалухина Е.А. была учащейся, а не лицом, ищущим работу. Давая оценку вышеуказанным обстоятельствам, суд характеризует работу Шалухиной Е.А. в период с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА как оказание социальной поддержки и трудовую адаптацию несовершеннолетней в рамках реализация программы временной занятости учащихся-подростков, Шалухина Е.А. выполняла работы по благоустройству посёлка Красная Горбатка. Такая деятельность Шалухиной Е.А. не может быть признана работой, лишающей её при последующем обращении в ГУ «ЦЗН» статуса лица, впервые ищущего работу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом суд также исходит из того, что регистрация в ГУ "ЦЗН" при трудоустройстве в соответствии с договорами НОМЕР от ДАТА «О совместной деятельности по организации временной занятости несовершеннолетних граждан» и НОМЕР от ДАТА «О совместной деятельности по организации временной занятости несовершеннолетних граждан» была обязательной и не зависела от воли Шалухиной Е.А. Наличие у Шалухиной Е.А. трудовой книжки также нельзя признать фактом, устанавливающим, что ранее она уже обращалась в ГУ «ЦЗН» в поисках работы, поскольку этот документ фиксирует её трудовую деятельность, имевшую социально полезную направленность, являвшуюся её дополнительной социальной поддержкой, но никак не выполнявшуюся на найденном после обращения к ответчику месте работы. ГУ "ЦЗН" суду не представлено доказательств того, что после первого обращения в ГУ «ЦЗН» Шалухина Е.А. была зарегистрирована в качестве безработной и получила статус, который определил бы её в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» как трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, ищет работу и готов приступить к ней. Из изложенного суд делает вывод, что при обращении в ГУ "ЦЗН" ДАТА (дата обращения подтверждается заявлением-анкетой о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, заполненной Шалухиной Е.А. ДАТА) Шалухина Е.А. подлежала регистрации в качестве безработного как впервые ищущий работу гражданин, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с назначением пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившейся во Владимирской области. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: заявление прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах Шалухиной Е.А. удовлетворить. Признать незаконными действия ГУ "ЦЗН" по назначению Шалухиной Е.А. ДАТА Обязать ГУ "ЦЗН" назначить Шалухиной Е.А. с ДАТА пособие по безработице как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, впервые Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Л.А. Яшина Решение в окончательной форме принято 15 августа 2011 года. Председательствующий Л.А. Яшина
года рождения пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице.
ищущему работу, в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», произвести перерасчёт ранее выплаченного пособия, начиная с ДАТА.