Решение по делу № 2-13/2011 г. по иску прокурора Селивановского района о возложении обязанности предоставить жилое помещение.



2-13/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Красная Горбатка         13 января 2011 года

Селивановский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Яшиной Л.А.

при секретаре Макаровой А.Ф.

с участием помощника прокурора Селивановского района Кальковой Ю.С.,

заинтересованного лица Фомичевой О.А.,

представителя ответчика - администрации Владимирской области - Быковой Л.В. (по доверенности),

представителя ответчика - администрации Селивановского района Владимирской области - Шанина О.А. (по доверенности),

представителя органа опеки и попечительства администрации Селивановского района Владимирской области - Максимовой О.Н. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Селивановского района в защиту интересов Фомичевой О.А. к администрации Селивановского района Владимирской области, администрации Владимирской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л:

прокурор Селивановского района обратился в Селивановский районный суд Владимирской области с заявлением в защиту интересов Фомичевой О.А. к администрации Селивановского района Владимирской области, администрации Владимирской области с требованием об обязании ответчиков приобрести и предоставить Фомичевой О.А. отдельное благоустроенное жилое помещение с учётом установленных социальных норм по договору социального найма в черте пос. Красная Горбатка Селивановского района.

Заявлением НОМЕР от ДАТА прокурор уточнил заявленные требования и просил обязать администрацию Владимирской области обеспечить передачу администрации Селивановского района финансовых средств, необходимых для обеспечения жилым помещением Фомичеву О.А. в срок до трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и обязать администрацию Селивановского района за счёт средств, предоставленных администрацией Владимирской области для обеспечения жилым помещением Фомичевой О.А., приобрести и предоставить Фомичевой О.А. отдельное благоустроенное жилое помещение с учётом установленных социальных норм по договору социального найма в черте пос. Красная Горбатка Селивановского района в срок до трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указано, что 24 февраля 2005 года согласно статье 145 Семейного кодекса Российской Федерации постановлением главы АДРЕС над несовершеннолетней Фомичевой О.А. установлена опека. В соответствии с Порядком предоставления жилой площади за счёт средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждённым Постановлением Губернатора Владимирской области № 398 от 13.07.2005 года, органы местного самоуправления приобретают жильё на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц на условиях проведения конкурсных торгов. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населённого пункта. ДАТА Фомичева О.А. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учёт. ДАТА Фомичева О.А. окончила обучение в ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 29» пос. Красная Горбатка. Однако по окончанию обучения в училище жилое помещение ей предоставлено не было. В настоящее время Фомичева О.А. проживает в арендуемой квартире, в связи с чем тратит большую часть своего заработка на арендные платежи. В связи с бездействием администрации Владимирской области, администрации Селивановского района по предоставлению жилого помещения нарушается конституционное право Фомичевой О.А. на жильё.

Помощник прокурора Селивановского района Калькова Ю.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объёме с учётом уточнения.

Фомичева О.А. поддержала заявленный в её интересах иск в полном объёме с учётом уточнения, пояснила суду, что в настоящее время она ждет ребенка, жильё снимает в п. Новый Быт.

Представитель ответчика администрации Селивановского района Владимирской области Шанин О.А. иск признал и пояснил, что в настоящее время выполнить заявленные требования не представляется возможным в виду отсутствия финансового обеспечения приобретения жилой площади Фомичевой О.А. При поступлении финансовых средств из регионального бюджета квартира Фомичевой О.А. будет приобретена, просил увеличить срок, в который ответчик должен приобрести жильё, поскольку с 1 января 2011 года изменился порядок проведения торгов, что, по мнению представителя ответчика, усложнило процесс приобретения жилого помещения.

Представитель ответчика администрации Владимирской области Быкова Л.В. иск не признала и пояснила суду, что исковые требования, предъявленные к администрации Владимирской области, не подлежат удовлетворению, так как не основаны на законе. Администрация Владимирской области не приобретает и не предоставляет квартиры гражданам. Администрацией Владимирской области разработаны необходимые нормативные правовые акты, позволяющие исполнять органам местного самоуправления переданные полномочия, перечислены средства субвенции на приобретение квартир детям. Вывод прокурора о бездействии администрации Владимирской области является недоказанным. В первом квартале 2011 года, как это делалось и ранее, из областного бюджета в Селивановский район будут направлены денежные средства, выделенные для приобретения жилья гражданам указанной категории, понуждать к этому администрацию Владимирской области не имеет смысла.

Представитель органа опеки и попечительства администрации Селивановского района Владимирской области Максимова О.Н. просила удовлетворить заявленные требования.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает, что к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Постановлением Главы Селивановского района № 80 от 24 февраля 2005 года над Фомичевой О.А. установлена опека.

Согласно свидетельству НОМЕР Фомичева О.А. родилась ДАТА. Её родителями являются Ф.А.С. и Ф.Л.А.. В соответствии со свидетельством НОМЕР Ф.А.С. умер ДАТА. Справкой НОМЕР подтверждается, что В. (Ф.) Л.А. является инвалидом второй группы.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии НОМЕР от ДАТА жилищная комиссия поставила Фомичеву О.А. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно сообщению администрации МО ГП пос. Красная Горбатка НОМЕР от ДАТА Фомичева О.А. была зарегистрирована по месту жительства ДАТА по заявлению собственника В.Н.Ю. по адресу: АДРЕС (заявление В.Н.Ю. от ДАТА). Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности В.Н.Ю. (свидетельство НОМЕР).

Отсюда следует, что Фомичева О.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет своего жилого помещения и нуждается в обеспечении жильём.

Статья 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пункт 2 части 2 статьи 57 предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законом Владимирской области от 28.12.2005 года № 201-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления Селивановского района наделены отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Закона Владимирской области от 28.12.2005 года № 201-03 органы местного самоуправления Селивановского района наделены отдельными государственными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу пункта 1 части 2 статьи 5 Закона Владимирской области от 28.12.2005 года № 201-03 органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.

Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 года № 226-03 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется по окончании или в течение двух лет до окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, по возвращении или в течение двух лет до возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 м2 общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 м2. В случае, если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.

Из содержания статьи 2 Закона Владимирской области от 03.12.2004 года № 226-03 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что расходы на государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.01.2007 года № 55 утвержден Порядок финансирования и расходования средств областного бюджета на государственное обеспечение и социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым финансирование государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет осуществляется за счет субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Размер и порядок использования субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, определяются соответствующим постановлением Губернатора области.

ДАТА Фомичева О.А. окончила ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 29» пос. Красная Горбатка (диплом НОМЕР).

Из вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению Фомичевой О.А. жилым помещением лежит на администрации Селивановского района Владимирской области.

Судом не может быть принят довод ответчика администрации Селивановского района Владимирской области об отсутствии финансовых средств для приобретения жилого помещения для Фомичевой О.А.

Вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и решаются в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации. В силу его положений (статьи 1, 152) гражданин не является субъектом бюджетных отношений, а потому право Фомичевой О.А. на предоставление её жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Селивановского района к администрации Селивановского района Владимирской области подлежат удовлетворению в части обеспечения Фомичевой О.А. жилой площадью на территории пос. Красная Горбатка. В то же время, суд считает, что ограничение срока исполнения обязательства по приобретению и предоставлению указанному физическому лицу жилого помещения тремя месяцами с момента вступления решения в законную силу неразумным и крайне обременительным для ответчика, который в отсутствие жилищного строительства и ограниченного рынка жилья в п. Красная Горбатка должен приобрести на торгах жилое помещение, в связи с чем полагает возможным установление шестимесячного срока исполнения решения суда.

Исковые требования, заявленные к администрации Владимирской области, удовлетворению не подлежат в связи с тем, что ни федеральное законодательство, ни законодательство субъекта не предусматривает выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребёнку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. Сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органами местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд:

р е ш и л:

исковое заявление прокурора Селивановского района в интересах Фомичевой О.А. к администрации Селивановского района Владимирской области, администрации Владимирской области удовлетворить частично.

Обязать администрацию Селивановского района Владимирской области приобрести и предоставить Фомичевой О.А. ДАТА рождения, уроженке АДРЕС, отдельное благоустроенное жилое помещение с учётом установленных социальных норм по договору социального найма на территории пос. Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области в срок до 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований к администрации Владимирской области об обязании обеспечить передачу администрации Селивановского района финансовых средств, необходимых для обеспечения жилым помещением Фомичевой О.А., отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Селивановский районный суд.

Председательствующий                                     Л.А. Яшина

Решение в окончательной форме принято 18 января 2011 года.

Председательствующий                                     Л.А. Яшина