Дело № 2-284/2011 г. 25 августа 2011 года Селивановский районный суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Черновой С.В. при секретаре Воиновой Е.А., с участием истца Хименковой С.А., представителя ответчика <данные изъяты> Сафоновой М.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований, Хименкова М.А., Хименкова Е.М., представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, МОУ <данные изъяты> Кукушкиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Кр. Горбатка дело по иску Хименковой С.А. к администрации муниципального образования <данные изъяты> о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, у с т а н о в и л : Хименкова С.А. обратилась в Селивановский районный суд с иском к администрации МО <данные изъяты> о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на очередь по месту работы в муниципальном общеобразовательном учреждении <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. В заявлении указано, что истец работает педагогом в МОУ <данные изъяты>», где в ДД.ММ.ГГГГ. была поставлена на очередь на улучшение жилищных условий. В связи с тем, что администрацией <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ. списки очередности не были переданы в администрацию МО <данные изъяты>, она в очереди на улучшение жилищных условий отсутствует. После обращения к ответчику в ДД.ММ.ГГГГ. протоколом заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании истец Хименкова С.А. поддержала свои исковые требования, подтвердила приведенные в исковом заявлении доводы и дополнительно пояснила следующее. Она, как педагог, в ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на очередь на улучшение жилищных условий по месту работы в <данные изъяты>. При распределении квартир в ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что она в очереди на улучшение жилищных условий в администрации МО <данные изъяты> не состоит, так как ДД.ММ.ГГГГ. школой не были переданы списки очередности в администрацию МО <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ после письменного обращения она получила выписку из протокола заседания жилищной комиссии администрации МО <данные изъяты>, из которой ей стало известно об отказе в восстановлении ее в очереди на улучшение жилищных условий. Считает, что она должна быть восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий в администрации МО <данные изъяты> с даты постановки ее на очередь по месту работы в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ Представитель ответчика МО <данные изъяты> юрист ООО <данные изъяты> Сафонова М.А. с иском Хименковой С.А. согласилась и пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ Хименкова С.А. обратилась в администрацию МО <данные изъяты> с заявлением о восстановлении ее в очереди на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. с даты постановки ее на очередь по месту работы. Жилищной комиссией Хименковой в восстановлении на очереди отказано в соответствии с ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ. Третьи лица на стороне истца, не заявляющие самостоятельных требований, Хименков М.А. и Хименков Е.М. с иском Хименковой С.А. согласились и подтвердили доводы, изложенные в исковом заявлении и пояснения истца. Третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований, Хименкова Е.М., извещенная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, от нее поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. В заявлении указано, что исковые требования Хименковой С.А. поддерживает. Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, директор муниципального образовательного учреждения <данные изъяты> Кукушкина Е.В. с иском Хименковой С.А. согласилась и пояснила, что до ДД.ММ.ГГГГ. школа вела учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, последний раз распределение жилья ими было произведено в ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ., узнав о распределении жилья, подали учетные дела в администрацию МО <данные изъяты>, но они были возвращены. В ДД.ММ.ГГГГ администрация поселка и районная администрация запрашивали учетные дела для выделения учителям субсидий на приобретение жилья. Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, администрации <данные изъяты> извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. От них поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя и вынести решение в пользу Хименковой С.А. Выслушав показания участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Порядок предоставления таких помещений определен положениями статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. При этом в силу части 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Вышеназванные нормы, закрепленные в части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации и в части 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» подразумевают, что никто не может быть произвольно лишен имеющегося законного права на жилище и вытекающего из него права стоять в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2). Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан. Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев принятия граждан на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Снятие же указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 - 6 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Конституция Российской Федерации (часть 2 статьи 40) возлагает обязанность создавать условия для осуществления права на жилище на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Выполнение государством или органами местного самоуправления взятых на себя обязательств до 1 марта 2005 года по предоставлению гражданину жилья по договору социального найма, не прекращается с вступлением в законную силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что новое жилищное законодательство установило один единый порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, - путем учета их по месту жительства органами местного самоуправления, выполнение государством или органами местного самоуправления взятых на себя обязательств до 1 марта 2005 года по предоставлению гражданину жилья по договору социального найма путем учета его по месту работы в муниципальном учреждении возможно путем внесения указанных лиц в списки, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства при условии, что указанные граждане являются жителями данного города, района в городе, городского поселка. Обязанностью государства и органов местного самоуправления при изменении жилищного законодательства было не допустить лишения граждан права на жилище, не допустить ухудшения условий получения жилья одними гражданами перед другими, имевшими до вступления Жилищного кодекса Российской Федерации в силу одинаковые права стоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением Главы муниципального образования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден протокол № заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, которым Хименковой С.А. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования <данные изъяты> с даты постановки на очередь по месту работы МОУ «<данные изъяты>», то есть с ДД.ММ.ГГГГ Согласно справке, представленной администрацией МО <данные изъяты>, по адресу <адрес> зарегистрированы: Хименкова С.А., Хименков М.А., Хименкова Е.М., Хименков Е.М. В материалах дела имеются заявление Хименковой С.А. в профком и директору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой поставить ее на очередь на квартиру, так как она проживает с семьей на частной квартире. Данное заявление зарегистрировано в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно спискам очередности на получение жилья МОУ <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Хименкова С.А. состояла в данной очереди под номером 2, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ под номером 1. Из договора найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> в лице директора ФИО8, действующее от имени собственника жилого помещения и наймодателя администрации муниципального образования <данные изъяты> передало Хименковой С.А. и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из <данные изъяты> комнат общей площадью <данные изъяты>. по адресу: <данные изъяты> Данное обстоятельство подтверждается копией технического паспорта <данные изъяты>, выполненной <данные изъяты> ГУ <данные изъяты> Бюро технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ После предоставления указанного жилого помещения Хименкова С.А. была оставлена в очереди на улучшение жилищных условий. Кроме того, в материалах дела имеется копия сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому глава МО <данные изъяты> возвращает в МОУ <данные изъяты> учетные дела работников школы в том числе Хименковой С.А., а также заявление Хименковой С.А. от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное председателю жилищной комиссии <данные изъяты>, в котором она отказывается от участия в программе предоставления жилищных сертификатов работникам бюджетных организаций в ДД.ММ.ГГГГ году. Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ Хименкова С.А. и Хименков Е.М. являются собственниками <данные изъяты> Хименков М.А. и Хименкова Е.М. объектов недвижимого имущества в собственности не имеют, что подтверждается сообщениями Управления Росреестра по <данные изъяты> В списке граждан, состоящих на учете на улучшение жилищных условий в бюджетных организациях МО <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных главой МО <данные изъяты>, имеется Хименкова С.А. с указанием даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании установлено, что Хименкова С.А. как педагог <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на очередь на улучшение жилищных условий по месту работы. При передаче жилого фонда из муниципального образования <данные изъяты> списки очередности на улучшение жилищных условий из бюджетных организаций в МО <данные изъяты> переданы не были. Однако, муниципальное образование <данные изъяты> правомочно было передать, а муниципальное образование <данные изъяты> обязано было принять вместе с муниципальным жилым фондом <данные изъяты> и списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не только по месту жительства в <адрес>, но и по месту работы в муниципальных учреждениях, проживающих в <адрес>. Данное право и обязанность связаны также с тем, что финансирование строительства социального жилья как до ДД.ММ.ГГГГ, так и в настоящее время осуществляется из одних и тех же источников: государственного фонда, фонда субъектов федерации, муниципальных фондов. Самостоятельно жилищное строительство <данные изъяты>, являющаяся муниципальным учреждением, никогда не осуществляла и не осуществляет в связи с отсутствием отдельного от муниципального образования финансирования. Законность постановки Хименковой С.А. в ДД.ММ.ГГГГ на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, участниками дела не оспаривается. Сведения о наличии оснований для снятия Хименковой С.А. с указанного учета отсутствуют. То обстоятельство, что Хименкова С.А. до изменений в жилищном законодательстве, касающихся порядка постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не обращалась с заявлением о постановке на указанный учет по месту жительства, не может служить основанием для отказа в восстановлении ее на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на соответствующий учет по месту работы. Согласно статье 1 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., право граждан РСФСР на жилище, гарантированное Конституцией СССР и Конституцией РСФСР, обеспечивалось развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Весь жилищный фонд в соответствии со статьей 5 названного кодекса включал в себя: жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). При этом весь государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик дома ведомственного жилищного фонда в городах, рабочих, курортных и дачных поселках подлежали постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР. Жилые помещения среди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет, как по месту жительства так и по месту работы в муниципальных учреждениях образования, культуры и здравоохранения, предоставлялись исполнительными органами местного самоуправления из государственного жилого фонда, находящегося в ведении местных Советов народных депутатов. Таким образом, права граждан, состоящих на учете по месту жительства и по месту работы в местных муниципальных учреждениях на получение жилья по договорам социального найма, были равными безотносительно к месту ведения списка. При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что учет граждан по месту жительства органом местного самоуправления и по месту работы в муниципальных учреждениях, расположенных на этой же территории, который велся до 1 марта 2005 г., представлял собой единый, предусмотренный жилищным законодательством учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства. Лица, учтенные в списках в муниципальных учреждениях здравоохранения, образования и культуры, не могли воспользоваться правом на альтернативный учет, который был предоставлен гражданам частью 2 статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР, так как не являлись субъектами данного права в силу того, что средние школы, в частности, не относились к предприятиям и учреждениям, имеющим собственный жилищный фонд, ведущим жилищное строительство или принимающим долевое участие в жилищном строительстве. Иной же вид учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение жилья по договорам социального найма, в частности, учет муниципального служащего по месту работы в муниципальном учреждении, жилищным законодательством не был предусмотрен. Кроме того, категория граждан, указанная в части 2 статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР, не могла претендовать на получение на предприятии жилья на условиях социального найма, так как жилой фонд, построенный на средства предприятий, являлся собственностью этих предприятий. Лишение граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, учтенных в списках по месту работы в муниципальных учреждениях ранее принадлежавшего им равного права с гражданами, учтенными в списке по месту жительства, на получение муниципального жилья, как это уже указывалось выше, противоречит Конституции Российской Федерации и положениям части 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Таким образом, суд находит исковые требования Хименковой С.А. к администрации МО <данные изъяты> о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки ее на соответствующий учет по месту работы в МОУ <данные изъяты> обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Хименковой С.А. к администрации муниципального образования <данные изъяты> о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить. Обязать муниципальное образование <данные изъяты> восстановить Хименкову С.А. <данные изъяты> в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ даты постановки ее на соответствующий учет в <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд в течение 10 дней со дня провозглашения через Селивановский районный суд. Судья С.В. Чернова Копия верна Судья С.В. Чернова Секретарь Е.А. Воинова Решение в окончательной форме изготовлено 26 августа 2011 года Судья С.В. Чернова Решение вступило в законную силу «______» _________________2011 г. Судья С.В. Чернова