Дело № 2-347/2011 01 ноября 2011 года Селивановский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Мустафина В.Р., при секретаре Суворкиной Н.А., с участием Паршина Д.М., помощника прокурора Селивановского района Соловьева Я.В., представителя ответчика администрации Селивановского района Новиковой И.А., представителя органа опеки и попечительства администрации Селивановского района Смирновой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Красная Горбатка Селивановского района гражданское дело по иску прокурора Селивановского района в интересах Паршина Д.М. к администрации Селивановского района Владимирской области о возложении обязанности предоставить отдельное благоустроенное жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Прокурором Селивановского района в интересах Паршина Д.М. предъявлен иск к администрации Селивановского района Владимирской области о возложении обязанности предоставить истцу отдельное благоустроенное жилое помещение с учетом установленных социальных норм по договору социального найма в черте Селивановского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ Иск мотивирован тем, что Паршин Д.М. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет, не предоставлением жилья нарушается право Паршина Д.М. на жилище и социальное обеспечение. В судебном заседании помощник прокурора Селивановского района Соловьев Я.В. исковые требования поддержал, пояснил, что Паршину Д.М., состоящему на учете в качестве нуждающегося, администрацией <адрес> после прохождения службы в армии, жилое помещение в нарушение закона предоставлено не было. Истец ФИО2 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, просил обязать ответчика исполнить обязанность по предоставлению квартиры. ФИО7 возражал против увеличения срока исполнения судебного решения. Представитель ответчика администрации Селивановского района Новикова И.А. в судебном заседании с иском прокурора согласилась частично, пояснила, что Паршин Д.М. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и ему необходимо выделить квартиру. Однако из-за отсутствия денежных средств в бюджете района на 2012 г., решение суда в 2012 г. исполнить невозможно, в связи с чем Новикова просила срок исполнения решения увеличить до ДД.ММ.ГГГГ Представитель органа опеки и попечительства администрации Селивановского района Смирнова И.А. в судебном заседании с иском прокурора согласилась частично, пояснила, что из-за отсутствия денежных средств в бюджете района на 2012 г., решение суда в 2012 г. исполнить невозможно, в связи с чем срок исполнения решения необходимо увеличить до ДД.ММ.ГГГГ Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил. Выслушав показания участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. Статья 40 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пункт 2 части 2 статьи 57 предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законом Владимирской области от 28.12.2005 года № 201-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления Селивановского района наделены отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Владимирской области от 28.12.2005 года № 201-03 органы местного самоуправления Селивановского района наделены отдельными государственными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В силу п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона Владимирской области от 28.12.2005 года № 201-03 органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий. Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 года № 226-03 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется по окончании или в течение двух лет до окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, по возвращении или в течение двух лет до возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв.м. общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв.м.. В случае, если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления. В соответствии с п. 3 Порядка предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 № 398 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди по месту первичного выявления и устройства или по месту жительства в случае выявления в другой территории. Согласно ст. 2 Закона Владимирской области от 03.12.2004 года № 226-03 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что расходы на государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.01.2007 года № 55 утвержден Порядок финансирования и расходования средств областного бюджета на государственное обеспечение и социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым финансирование государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет осуществляется за счет субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Размер и порядок использования субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, определяются соответствующим постановлением Губернатора области. Постановлением Главы администрации Селивановского района от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном над Паршиным Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена ФИО6, в связи с тем, что отец несовершеннолетнего находится в заключении, а мать злоупотребляет спиртными напитками, ведет аморальный образ жизни. Из свидетельства о смерти серии № №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что отец истца Паршин М.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ Дата смерти матери истца ФИО16 - ДД.ММ.ГГГГ, также подтверждается имеющимся в материалах гражданского дела свидетельством серии -№ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18, 19). Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ при администрации муниципального образования сельское поселение Малышевское, Паршин Д.М., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеющий собственного жилья поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении (л.д. 12). Согласно сообщению Управления Росрегистрации по Владимирской области № от ДД.ММ.ГГГГ сведения о правах Паршина Д.М. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества отсутствуют. Согласно сообщению ГАУ Владимирской области Бюро технической инвентаризации сведения о наличии у Паршина Д.М., недвижимое имущество отсутствует. Из справки №, выданной ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования сельское поселение Малышевское Селивановского района, усматривается, что Паршин Д.М., зарегистрированный по месту жительства по адресу: <адрес>, в приватизации данной квартиры участия не принимал. На территории МО СП Малышевское собственности не имеет. Паршин Д.М. прошел военную службу, что подтверждается военным билетом №, выданным военным комиссариатом Селивановского района Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17). Из свидетельства о заключении брака серии № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС администрации округа Муром Владимирской области, следует, что Паршин Д.М. и ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, им присвоена фамилия Паршины (л.д. 16). Согласно свидетельства о рождении серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС администрации округа Муром Владимирской области у Паршина Д.М. и ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь ФИО11 (л.д. 15). В судебном заседании установлено, что Паршин Д.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ДД.ММ.ГГГГ был признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет в администрации муниципального образования сельское поселение Малышевское Селивановского района, так как в собственности жилого помещения Паршин Д.М. не имеет. Из-за отсутствия жилого помещения Паршин Д.М. вынужден проживать в арендуемой квартире, на что тратить большую часть заработка. Таким образом, из-за бездействия ответчика по предоставлению Паршину Д.М. жилого помещения, нарушается конституционное право истца на жилище. При указанных обстоятельствах, суд находит исковое заявление прокурора в интересах Паршина Д.М. к администрации Селивановского района Владимирской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение обоснованным и подлежащим удовлетворению. Исходя из буквального понимания требований ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" суд приходит к выводу о том, что обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в связи с чем суд считает возражения ответчика в части необходимости установления срока исполнения судебного решения из-за отсутствия денежных средств на приобретение жилого помещения необоснованными. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах Паршина Д.М. к администрации Селивановского района Владимирской области о возложении обязанности предоставить отдельное благоустроенное жилое помещение удовлетворить. Обязать администрацию Селивановского района Владимирской области предоставить Паршину Д.М., <данные изъяты>, отдельное благоустроенное жилое помещение с учетом установленных социальных норм по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий судья В.Р.Мустафин н