О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании. Решение по делу № 2-97/2012 от 13.03.2012 г.



Дело № 2-97/2012       

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

13 марта 2012 года                                пос. Красная Горбатка

Селивановский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Яшиной Л.А.,

при секретаре Макаровой А.Ф.,

с участием помощника прокурора Селивановского района Орловой В.В.,

заинтересованных лиц: представителя муниципального образования Селивановский район Владимирской области Матаскиной В.В.,

представителя муниципального образования сельское поселение Малышевское Селивановского района Владимирской области Минькиной Т.В.,

представителя муниципального бюджетного учреждения культуры Селивановского района «Селивановский районный Центр культуры и досуга» Ненюковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к муниципальному бюджетному учреждению культуры Селивановского района «Селивановский районный Центр культуры и досуга», муниципальному образованию Селивановский район Владимирской области, муниципальному образованию сельское поселение Малышевское Селивановского района Владимирской области о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Красноушенского сельского культурно-досугового центра,

у с т а н о в и л:

прокурор Селивановского района Владимирской области обратился в Селивановский районный суд Владимирской области с заявлением в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации к муниципальному бюджетному учреждению культуры Селивановского района "Селивановский районный Центр культуры и досуга", муниципальному образованию Селивановский район Владимирской области, муниципальному образованию сельское поселение Малышевское Селивановского района Владимирской области о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Красноушенского сельского культурно-досугового центра, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие муниципального образования Селивановский район, муниципального образования сельское поселение Малышевское Селивановского района по нефинансированию проведения противопожарных мероприятий, необходимых для устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании Красноушенского сельского культурно-досугового центра, расположенного по адресу: <адрес>; признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения культуры Селивановского района Владимирской области «Селивановский районный Центр культуры и досуга» по необеспечению пожарной безопасности в здании Красноушенского сельского культурно-досугового центра, расположенного по адресу: <адрес>; обязать муниципальное образование сельское поселение Малышевское в срок до 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить администрации Селивановского района бюджетные ассигнования в размере, достаточном для выполнения противопожарных мероприятий в Красноушенском сельском культурно-досуговом центре, расположенном по адресу: <адрес>; обязать муниципальное образование Селивановский район устранить нарушения требований пожарной безопасности в Красноушенском сельском культурно-досуговом центре, расположенном по адресу: <адрес>, путем финансирования приобретения оборудования и выполнения в Красноушенском сельском культурно-досуговом центре в срок до 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу следующих работ: установку прямой телефонной связи с подразделением пожарной охраны, оборудование помещений культурно-досугового центра автоматической установкой пожарной сигнализации, проведение замеров сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования с составление акта, оборудование помещения сельского культурно-досугового центра системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа, установку на люке в чердачное помещение дверцы и запорного устройства, установку перекрытия во встроенной котельной из материала, соответствующего пределу огнестойкости не менее REY 45; обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры Селивановского района Владимирской области «Селивановский районный Центр культуры и досуга» устранить нарушения требований пожарной безопасности в Красноушенском сельском культурно-досуговом центре, расположенном по адресу: <адрес>, путем приобретения оборудования и организации выполнения в срок до 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в указанном здании следующих работ: установку прямой телефонной связи с подразделением пожарной охраны, оборудование помещений культурно-досугового центра автоматической установкой пожарной сигнализации, проведение замеров сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования с составление акта, оборудование помещения сельского культурно-досугового центра системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа, установку на люке в чердачное помещение дверцы и запорного устройства, установку перекрытия во встроенной котельной из материала, соответствующего пределу огнестойкости не менее REY 45; запретить муниципальному образованию Селивановский район и муниципальному бюджетному учреждению культуры Селивановского района Владимирской области «Селивановский районный Центр культуры и досуга» осуществление деятельности, предусмотренной уставом указанного учреждения, в помещениях здания Красноушенского сельского культурно-досугового центра, расположенного по адресу: <адрес>, до момента полного устранения указанных нарушений пожарной безопасности.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о противопожарной безопасности в здании Красноушенского сельского культурно-досугового центра, расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 39 Правил пожарной безопасности РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 (ППБ 01-03) здание Красноушенского культурно-досугового центра не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны.

В нарушение п. 44 Правил пожарной безопасности РФ на люке в чердачное помещение отсутствует дверца и запорное устройство.

В нарушение табл. 37 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 года № 6 (ПТЭЭП), пп. 3, 57 Правил пожарной безопасности РФ не проведены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования с составлением акта.

В нарушение требований табл. 1, 2 Приказа МЧС РФ от 20.06.2003 года № 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)", п. 3 Правил пожарной безопасности РФ помещения Красноушенского культурно-досугового центра не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа.

В нарушение требований п. 10.1.2 табл. 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)», п. 3 Правил пожарной безопасности РФ помещения Красноушенского культурно-досугового центра не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации.

В нарушение п. 3 Правил пожарной безопасности РФ, п. 3.9 СНиП П-35-76, табл. 1 СНиП 21-01-97, перекрытие во встроенной котельной выполнено из горючего материала и не соответствует требуемому пределу огнестойкости не менее REY 45.

Указанные нарушения носят длительный характер и не были устранены по результатам вынесенного в отношении указанного объекта предписания отдела надзорной деятельности по Селивановскому району ГУ МЧС России по Владимирской области №7/1/7 от 21.02.2011 года. С допущенными нарушениями Красноушенский сельский культурно-досуговый центр продолжает функционировать и в настоящее время.

Красноушенский сельский культурно-досуговый центр в соответствии с п. 1.6 Устава муниципального бюджетного учреждения культуры Селивановского района Владимирской области «Селивановский районный центр культуры и досуга» является структурным подразделением - филиалом Селивановского районного центра культуры и досуга.

В силу п. 1.7 Устава Селивановский районный центр культуры и досуга является юридическим лицом, муниципальным бюджетным учреждением, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления и отвечает по своим обязательствам в пределах, установленных законом, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. РЦКД имеет самостоятельный баланс и лицевые счета в Селивановском отделении Управления федерального казначейства по Владимирской области, печать со своим наименованием, а также штампы, бланки и прочие реквизиты.

Согласно ст. 56 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных п. 5 ст. 113, ст. 115 и 120 Гражданского кодекса РФ.

Права учреждения, закрепленные за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ.

Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений определяется законом.

В силу п. 6 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 года, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем.

В соответствии с п. 12 ст. 14 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование сельское поселение Малышевское Селивановского района передало, а муниципальное образование Селивановский район приняло на себя полномочия по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

Согласно п. 1.2 указанного соглашения, исполнение полномочий поселения муниципальным районом осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета поселения в бюджет муниципального района в сумме 1713,1 тыс. руб.

В ходе проверки установлено, что фактически из бюджета муниципального образования сельского поселения Малышевское в 2011 году в бюджет муниципального района на выполнение переданных полномочий перечислено <данные изъяты>. руб.

Однако из указанной суммы мероприятия пожарной безопасности муниципальным образованием Селивановский район не финансировались.

Кроме того, постановлением главы администрации МО Селивановский район от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная целевая программа «Комплексная безопасность учреждений культуры на 2011-2013 гг.», согласно которой общий объем финансирования программы на мероприятия по противопожарной безопасности и принятию мер профилактики терроризма в учреждениях культуры Селивановского района (в том числе и в Красноушенском сельском культурно - досуговом центре) на 2011 год должен был составить <данные изъяты>. рублей.

Из ответа администрации МО Селивановский район от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в нарушение условий указанной программы в 2011 году МО сельское поселение Малышевское, финансовые средства на реализацию мероприятий программы средства не выделялись.

Невыполнение вышеуказанных требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности РФ должностными лицами Селивановского районного центра культуры и досуга привело к несоблюдению противопожарного режима в здании Красноушенского сельского культурно-досугового центра, расположенного по адресу: <адрес>, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения пожара, а отсутствие финансирования на приобретение необходимого оборудования и проведение соответствующих работ по выполнению противопожарных мероприятий делает невозможным выполнение работ, направленных на создание безопасного пребывания людей в здании сельского культурно-досугового центра.

В судебном заседании помощник прокурора Селивановского района Орлова В.В. поддержала заявленные требования.

Представитель муниципального образования Селивановский район Владимирской области Матаскина В.В. заявленные прокурором требования признала в части наличия установленных нарушений Правил пожарной безопасности и необходимости их устранения. Просила учесть отсутствие средств для финансирования работ и тот факт, что приказом начальника муниципального учреждения «Управление культуры, спорта и молодежной политики» администрации Селивановского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ в целях упорядочения численности посетителей культурно-массовых мероприятий в сельских культурно-досуговых учреждениях установлено, что при организации культурно-массовых мероприятий численность посетителей в сельских культурно-досуговых учреждениях не должна превышать 40 человек.

Представитель муниципального образования сельское поселение Малышевское Селивановского района Владимирской области Минькина Т.В. заявление признала, пояснив, что согласно соглашению в целях создания условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры поселением было перечислено в районный бюджет <данные изъяты>. руб., но заявок о перечислении средств для обеспечения противопожарных мероприятий в здании Красноушенского сельского культурно-досугового центра от администрации Селивановского района не поступало.

Представитель муниципального бюджетного учреждения культуры Селивановского района "Селивановский районный Центр культуры и досуга" Ненюкова С.В. заявление признала, пояснив, что денежных средств для проведения противопожарных мероприятий в здании Красноушенского сельского культурно-досугового центра не выделялось, поэтому они не проведены.

Представитель ГУ МЧС России Ануфриев А.В. пояснил, что в феврале 2011 года была проведена проверка соблюдения Правил пожарной безопасности, в том числе, в Красноушенском сельском культурно-досуговом учреждении, по результатам которого вынесено предписание. К настоящему моменту устранены только те нарушения, устранение которых не требовало финансовых затрат.

Директор Красноушенского сельского культурно-досугового учреждения Береговая С.И. подтвердила наличие нарушений Правил пожарной безопасности в учреждении, но просила не закрывать его, поскольку в клубе работают кружки, которые посещаются подростками.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу норм статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.ст. 1, 34 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 года N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Положениями ст. 37 данного закона предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Положениями ст. 38 закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В судебном заседании установлено, что муниципальному образованию Селивановский район на праве собственности принадлежит здание Красноушенского сельского культурно-досугового центра, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой КУМИ администрации Селивановского района (номер в реестре муниципального имущества - ). Здание передано в оперативное управление муниципального бюджетного учреждения культуры Селивановского района "Селивановский районный Центр культуры и досуга" согласно постановления администрации Селивановского района от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1.5 Устава МБУК «Селивановский районный Центр культуры и досуга» учредителем и собственником имущества муниципального учреждения является муниципальное образование Селивановский район, МБУК «Селивановский районный Центр культуры и досуга» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество.

Согласно п.п. 19.1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.

Согласно п.п. 12 п. 1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

к вопросам местного значения поселения относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры. В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несёт собственник.                                                                                                                                                                                                                            Между муниципальным образованием сельское поселение Малышевское и муниципальным образованием Селивановский район Владимирской области в соответствии с ч. 4 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года заключены соглашение № 9 от 10 ноября 2010 года и соглашение № 5 от 8 ноября 2011 года, согласно которым Поселение передает, а Муниципальный район принимает на себя отдельные полномочия по решению вопросов местного значения: организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотеки поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры. Исполнение вышеперечисленных полномочий Поселения Муниципальным районом осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Поселения в бюджет Муниципального района.Фактически из бюджета муниципального образования сельского поселения Малышевское в 2011 году в бюджет муниципального района на выполнение переданных полномочий перечислено 5190,6 тысяч рублей. Однако из указанной суммы мероприятия пожарной безопасности муниципальным образованием Селивановский район не финансировались, хотя именно на нем, как на собственнике имущества лежит ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, независимо от того, были ли перечислены муниципальным образованием сельское поселение Малышевское средства на мероприятия по противопожарной безопасности. Такую же ответственность несет и МБУК «Селивановский районный Центр культуры и досуга», в оперативном управлении которого находится здание Красноушенского сельского культурно-досугового центра. Предусмотренных законом оснований признавать незаконным бездействие муниципального образования сельское поселение Малышевское Селивановского района по нефинансированию проведения противопожарных мероприятий, необходимых для устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании Красноушенского сельского культурно-досугового центра и возлагать на него обязанность в срок до 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить администрации Селивановского района бюджетные ассигнования в размере, достаточном для выполнения противопожарных мероприятий в Красноушенском сельском культурно-досуговом центре, не имеется.

На основании ст.ст. 18, 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, ст. 15 БК РФ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с п.п. 7, 21 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п. 2 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Согласно положениям п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 6 Устава муниципального образования Селивановский район Владимирской области (далее Устав), к вопросам местного значения муниципального образования относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета Селивановского района и контроль за исполнением данного бюджета, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Селивановского района.

П.п. 1, 4 п. 1 ст. 23 Устава к компетенции администрации муниципального образования относят формирование и исполнение бюджета Селивановского района, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Селивановского района.

Кроме того, согласно положениям ст. 46 Устава к собственным доходам районного бюджета относятся: налоговые доходы, зачисляемые в районный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в районный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами Владимирской области и решениями Совета народных депутатов; доходы, полученные районным бюджетом в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что учредитель и собственник имущества муниципального бюджетного учреждения обязан принимать меры по надлежащему финансированию бюджетного учреждения, созданного в целях выполнения указанным учреждением полномочий, как отнесенных к компетенции органа местного самоуправления - муниципального образования Селивановский район, так и переданных ему по соглашению.

Из изложенного следует, что обеспечение пожарной безопасности филиала МБУК «Селивановский районный Центр культуры и досуга» - Красноушенского сельского культурно-досугового центра - и связанное с этим вопросом финансирование, законом, нормативными документами, Уставом муниципального образования, возлагается на муниципальное образование Селивановский район. Отсутствие в бюджете средств не может служить основанием к несоблюдению требований федерального законодательства в области пожарной безопасности, а также Конституции РФ, в соответствии с которыми финансирование данного вида деятельности, возложены на муниципальные органы.

Доводы представителя муниципального образования Селивановский район о недостаточности финансирования не являются основанием для освобождения от возложенных законом обязанностей, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Здание Красноушенского сельского культурно-досугового центра является муниципальной собственностью, но фактически в соответствии с ч. 1 ст. 299 ГК РФ передано в оперативное управление МБУК «Селивановский районный Центр культуры и досуга».

В силу п. 6 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 года, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем.

Согласно ч. 2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Из акта от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что прокуратурой Селивановского района проведена проверка исполнения законодательства о противопожарной безопасности в здании Красноушенского сельского культурно-досугового центра, расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 39 Правил пожарной безопасности РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 (ППБ 01-03) здание Красноушенского культурно-досугового центра не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны.

В нарушение п. 44 Правил пожарной безопасности РФ на люке в чердачное помещение отсутствует дверца и запорное устройство.

В нарушение табл. 37 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 года № 6 (ПТЭЭП), пп. 3, 57 Правил пожарной безопасности РФ не проведены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования с составлением акта.

В нарушение требований табл. 1, 2 Приказа МЧС РФ от 20.06.2003 года № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)", п. 3 Правил пожарной безопасности РФ помещения Красноушенского культурно-досугового центра не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа.

В нарушение требований п. 10.1.2 табл. 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)», п. 3 Правил пожарной безопасности РФ помещения Красноушенского культурно-досугового центра не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации.

В нарушение п. 3 Правил пожарной безопасности РФ, п. 3.9 СНиП П-35-76, табл. 1 СНиП 21-01-97, перекрытие во встроенной котельной выполнено из горючего материала и не соответствует требуемому пределу огнестойкости не менее REY 45.

Суд признает несостоятельным довод представителя муниципального образования Селивановский район Владимирской области Матаскиной В.В. о том, что обеспечивать Красноушенского культурно-досугового центра прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны не нужно, поскольку приказом начальника муниципального учреждения «Управление культуры, спорта и молодежной политики» администрации Селивановского района Владимирской области № 31 от 12 марта 2012 года в целях упорядочения численности посетителей культурно-массовых мероприятий в сельских культурно-досуговых учреждениях установлено, что при организации культурно-массовых мероприятий численность посетителей в сельских культурно-досуговых учреждениях не должна превышать 40 человек.

Пункт 43 Правил пожарной безопасности не связывает массовость пребывания людей в помещении с её нормативным ограничением.

Согласно п. 43 ППБ 01-03 число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (помещения с одновременным пребыванием 50 и более человек - зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культовые и другие залы), не должно превышать количества, установленного нормами проектирования или определенного расчетом (при отсутствии норм проектирования), исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

При определении максимально допустимого количества людей в помещении в указанных выше случаях следует принимать расчетную площадь, приходящуюся на одного человека, в размере 0,75 кв. м/чел. Площадь здания Красноушенского культурно-досугового центра превышает 400 кв. м. Следовательно, максимально допустимое количество людей в здании Красноушенского культурно-досугового центра составит более 500 человек. Иных сведений заинтересованными лицами не представлено.

Перечисленные в акте проверки нарушения правил пожарной безопасности носят длительный характер, что доказывает наличие указаний на эти же нарушения в предписании отдела надзорной деятельности по Селивановскому району ГУ МЧС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Сложившаяся ситуация, по мнению суда, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, посещающих Красноушенский культурно-досуговый центр, так как возможно возникновение пожарной ситуации, что может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и привести к человеческим жертвам.

В целях восстановления нарушенного права, признав незаконным бездействие заинтересованных лиц муниципального образования Селивановский район Владимирской области и муниципального бюджетного учреждения культуры Селивановского района «Селивановский районный Центр культуры и досуга», суд считает необходимым обязать МБУК «Селивановский районный Центр культуры и досуга» устранить в срок до 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в полном объеме допущенные нарушения прав граждан путем принятия мер, направленных на обеспечение здания Красноушенского культурно-досугового центра прямой телефонной связи с подразделением пожарной охраны, автоматической установкой пожарной сигнализации, проведения замеров сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования с составлением акта, оборудования помещения сельского культурно-досуговый центра системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа, установки на люке в чердачное помещение дверцы и запорного устройства, установки перекрытия во встроенной котельной из материала, соответствующего пределу огнестойкости не менее REY 45, а муниципальное образование Селивановский район Владимирской области обязать устранить нарушения требований пожарной безопасности в Красноушенском сельском культурно-досуговом центре, расположенном по адресу: <адрес>, путем финансирования приобретения оборудования и финансирования выполнения в Красноушенском сельском культурно-досуговом центре в срок до 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу перечисленных работ.

Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при вынесении решения, обязывающего сторону совершить определённые действия, суд указывает в решении срок для их совершения.

Суд находит реальным и разумным с учётом установленных обстоятельств по делу, состава работ, необходимых для обеспечения пожарной безопасности, возможности обеспечения их финансирования, определить указанные выше сроки выполнения требований, содержащихся в заявлении прокурора Селивановского района.

При разрешении требований прокурора о запрете осуществления деятельности, предусмотренной уставом учреждения, в помещениях здания Красноушенского сельского культурно-досугового центра, до полного устранения имеющихся нарушений, суд учитывает, количество имеющихся нарушений, их характер и опасность, длительность существования нарушений, и полагает обоснованным запретить муниципальному образованию Селивановский район и муниципальному бюджетному учреждению культуры Селивановского района Владимирской области «Селивановский районный Центр культуры и досуга» осуществление деятельности по оказанию развлекательных услуг с массовым пребыванием людей в помещениях здания Красноушенского сельского культурно-досугового центра, расположенного по адресу: <адрес>, до момента устранения установленных нарушений пожарной безопасности, поскольку неприменение такого вида гражданской ответственности может повлечь за собой возможное причинение в случае возникновения пожара вреда имуществу, как заинтересованных, так и иных лиц, находящихся в непосредственной близости и на территории Красноушенского сельского культурно-досугового центра, а главное, несоблюдение вышеуказанных требований пожарной безопасности создает угрозу причинения вреда здоровью, жизни граждан, работающих в учреждении и посещающих его.

Разрешая вопрос в части оплаты государственной пошлины, суд руководствуется требованиями пунктов 9, 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым освобождаются от уплаты государственной пошлины: прокуроры по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет. В силу ст. 333.19 НК РФ с МБУК «Селивановский районный Центр культуры и досуга» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

заявление прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к муниципальному бюджетному учреждению культуры Селивановского района «Селивановский районный Центр культуры и досуга», муниципальному образованию Селивановский район Владимирской области, муниципальному образованию сельское поселение Малышевское Селивановского района Владимирской области о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Красноушенского сельского культурно-досугового центра удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие муниципального образования Селивановский район Владимирской области по нефинансированию проведения противопожарных мероприятий, необходимых для устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании Красноушенского сельского культурно-досугового центра, расположенного по адресу: <адрес>.

Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения культуры Селивановского района Владимирской области «Селивановский районный Центр культуры и досуга» по необеспечению пожарной безопасности в здании Красноушенского сельского культурно-досугового центра, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать муниципальное образование Селивановский район Владимирской области устранить нарушения требований пожарной безопасности в Красноушенском сельском культурно-досуговом центре, расположенном по адресу: <адрес>, путем финансирования приобретения оборудования и финансирования выполнения в Красноушенском сельском культурно-досуговом центре в срок до 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу следующих работ:

установки прямой телефонной связи с подразделением пожарной охраны,

оборудования помещений культурно-досугового центра автоматической установкой пожарной сигнализации,

проведения замеров сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования с составлением акта,

оборудования помещения культурно-досугового центра системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа,

установки на люке в чердачное помещение дверцы и запорного устройства,

установки перекрытия во встроенной котельной из материала, соответствующего пределу огнестойкости не менее REY 45.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры Селивановского района Владимирской области «Селивановский районный Центр культуры и досуга» устранить нарушения требований пожарной безопасности в Красноушенском сельском культурно-досуговом центре, расположенном по адресу: <адрес>, ул.
Ленина, <адрес>, путем приобретения оборудования и выполнения в срок до 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в указанном здании следующих работ:

установки прямой телефонной связи с подразделением пожарной охраны,

оборудования помещений культурно-досугового центра автоматической установкой пожарной сигнализации,

проведения замеров сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования с составлением акта,

оборудования помещения культурно-досугового центра системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа,

установки на люке в чердачное помещение дверцы и запорного устройства,

установки перекрытия во встроенной котельной из материала, соответствующего пределу огнестойкости не менее REY 45.

Запретить муниципальному образованию Селивановский район и муниципальному бюджетному учреждению культуры Селивановского района Владимирской области «Селивановский районный Центр культуры и досуга» осуществление деятельности по оказанию развлекательных услуг с массовым пребыванием людей в помещениях здания Красноушенского сельского культурно-досугового центра, расположенного по адресу: <адрес>, до момента устранения указанных нарушений пожарной безопасности.

В остальной части заявление оставить без удовлетворения.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры «Селивановский районный Центр культуры и досуга» в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты>) рублей.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                                    Л.А. Яшина

а