Дело № 2 - 106 \ 2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 марта 2012 года Селивановский районный суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Мустафина В.Р., секретаря Суворкиной Н.А., с участием помощника прокурора Селивановского района Орловой В.В., представителя заинтересованного лица МБУК Селивановского района «Селивановский районный Центр культуры и досуга» Ненюковой С.В., представителя заинтересованного лица администрации Селивановского района Матаскиной В.В., представителя заинтересованного лица отдела надзорной деятельности по Селивановскому району ГУ МЧС России по Владимирской области Ануфриева А.В., представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования сельское поселение Чертковское Акифьевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области гражданское дело по заявлению прокурора Селивановского района в интересах неопределенного круга лиц и интересах Российской Федерации к Муниципальному образованию Селивановский район Владимирской области, муниципальному бюджетному учреждению культуры Селивановского района «Селивановский районный Центр культуры и досуга» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Надеждинского сельского Дома культуры и запрещении деятельности в здании Надеждинского сельского Дома культуры, УСТАНОВИЛ: Прокурор Селивановского района обратился в Селивановский районный суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением к Муниципальному образованию Селивановский район Владимирской области о признании бездействия по необеспечению пожарной безопасности в здании Надеждинского сельского Дома культуры незаконным, возложении на Муниципальное образование Селивановский район Владимирской области обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании Надеждинского сельского Дома культуры путем приобретения оборудования и выполнения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу работ по устранению нарушений Правил пожарной безопасности, и к Муниципальному образованию Селивановский район Владимирской области и муниципальному бюджетному учреждению культуры Селивановского района «Селивановский районный Центр культуры и досуга» о запрещении деятельности, предусмотренной уставом учреждения, в помещениях здания Надеждинского сельского Дома культуры до полного устранения нарушений пожарной безопасности. В обоснование иска указано, что незаконное бездействие в виде не выполнения Правил пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью граждан в случае возникновения пожара. В судебном заседании помощник прокурора Селивановского района Орлова В.В. поддержала заявленные требования, указав, что невыполнение требований пожарной безопасности угрожает жизни и здоровью граждан. Для устранения незаконного бездействия необходимо обязать Муниципальное образование Селивановский район выполнить работы по устранению нарушений и до устранения выявленных нарушений запретить деятельность, предусмотренную уставом, в помещении Надеждинского сельского Дома культуры. Представитель муниципального образования Селивановский район Владимирской области Матаскина В.В. заявленные прокурором требования признала в части наличия нарушений Правил пожарной безопасности и необходимости их устранения частично. Матаскина не согласилась с требованием о возложении обязанности установить прямую телефонную связь в здании Надеждинского сельского Дома культуры, так как площадь помещений, где проводятся непосредственно культурно-массовые мероприятия и работа с посетителями составляет 59,8 кв.м, количество посетителей не превышает 50 человек. Матаскина просила отказать в удовлетворении требования о запрещении деятельности сельского клуба, так как это приведет к негативным последствиям для жителей. Представитель муниципального образования сельское поселение Чертковское Селивановского района Владимирской области Акифьева Т.В. заявленные требования в части нарушений Правил пожарной безопасности признала, просила не устанавливать запрет на деятельность сельского клуба, так как это единственное здание, где жители поселения могут проводить культурно-массовые мероприятия. Представитель муниципального бюджетного учреждения культуры Селивановского района "Селивановский районный Центр культуры и досуга" Ненюкова С.В. согласилась с пояснениями представителя Муниципального образования Селивановский район и просила не устанавливать запрет деятельности Надеждинского сельского дома культуры. Представитель ГУ МЧС России Ануфриев А.В. заявленные требования поддержал, пояснил, что для безопасного проведения культурно-массовых мероприятий в здании Надеждинского сельского дома культуры требуется соблюдение правил пожарной безопасности. Также указал на обязательное обеспечение прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны, так как при площади используемых помещений в здании дома культуры в 59,8 кв.м, в доме культуры могут пребывать 79 человек. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. Согласно ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий. В силу ст. 209 ГК РФ только собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. Согласно п.п. 19.1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры. В соответствии со ст. 20 ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (утверждены Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 313) определены требования к помещениям с массовым пребыванием людей. В качестве способа защиты гражданских прав статья 12 ГК РФ устанавливает, в частности, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 1065 ГК РФ, суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Иски, предъявленные в порядке, предусмотренном статьей 1065 ГК РФ, подлежат рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства. Из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что собственником Надеждинского сельского Дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>, является Муниципальное образование Селивановский район Владимирской области. Это подтверждено ответом на запрос суда председателя КУМИ администрации Селивановского района от 27.03.2012 г., из которого следует, что здание Надеждинского сельского Дома культуры, расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью Селивановского района, находилось в оперативном управлении отдела культуры администрации Селивановского района, которое в настоящее время ликвидировано. Из письма председателя КУМИ администрации Селивановского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в оперативное управление МБУК «Селивановский районный центр культуры и досуга» здание Надеждинского сельского Дома культуры не передано. Факт того, что Надеждинский сельский Дом культуры находится в муниципальной собственности Селивановского района подтверждается также решением Селивановского районного совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О согласовании перечня муниципального имущества, подлежащего разграничению между муниципальным образованием Селивановский район и муниципальным образованием сельское поселение Чертковское Селивановского района», из которого следует, что здание по адресу: <адрес> подлежит передаче в муниципальную собственность сельского поселения Чертковское Селивановского района. Согласно статье 5.1 Закона Владимирской области от 10.04.2006 N 39-ОЗ основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является постановление Губернатора Владимирской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности. Учитывая то, что постановления Губернатора Владимирской области о разграничении имущества между Муниципальным образованием Селивановский район и МО СП Чертковское Селивановского района не принято, Надеждинский сельский Дом культуры находится в муниципальной собственности Селивановского района. Согласно ст. 209 ГК РФ и ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Муниципальное образование Селивановский район обязано обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. В силу п.8 ст. 37 Федерального закона от 22 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" выполнение предписаний и законные требования должностных лиц пожарной охраны обязательно. Актом по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ здания Надеждинского сельского Дома культуры, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, подтверждены нарушения п. 39 ППБ 01-03 и табл.1, 2 Приказа МЧС РФ «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации». Представителем Муниципального образования Селивановский район не оспаривалось то, что нарушения Правил, выявленные в Надеждинском сельском Доме культуры, существовали длительное время, и на момент рассмотрения дела не устранены. Существование нарушений Правил подтверждено предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ отделу культуры Администрации Селивановского района главного государственного инспектора Селивановского района по пожарному надзору, из которого следует, что указанные нарушения Правил пожарной безопасности в РФ выявлялись в ходе проверки инспектором по пожарному надзору в январе 2011 года и подлежали устранению до ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая изложенное, принимая во внимание то, что нарушения Правил пожарной безопасности в Надеждинском сельском Доме культуры существовали длительное время, не были устранены несмотря на предписание государственного инспектора об устранении выявленных нарушений, суд приходит к выводу о том, что бездействие муниципального образования Селивановский район по неустранению нарушений Правил пожарной безопасности в РФ является незаконным. Собственником здания более года допускаются нарушения требований Правил пожарной безопасности в РФ при эксплуатации задания Надеждинского сельского Дома культуры, в связи с чем создается реальная угроза жизни и здоровью граждан и нарушаются права неопределенного круга лиц. В связи с этим суд считает, что требования об устранении собственником нарушений Правил пожарной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, как осуществляющих трудовую деятельность, так и посещающих дом культуры, обоснованы и подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, учитывая сроки, определенные ранее предписанием №7 от ДД.ММ.ГГГГ для устранения нарушений требований пожарной безопасности суд приходит к выводу о необходимости установить срок для исполнения решения суда до 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Учитывая то, что сторонами не предоставлено доказательств, подтверждающих необходимость увеличения этого срока, суд считает данный срок достаточным для устранения нарушений и восстановления путем устранения нарушений Правил пожарной безопасности прав граждан на безопасное пользование учреждениями культуры. Суд не находит обоснованными возражения представителя Муниципального образования Селивановский район о том, что в Надеждинском сельском Доме культуры не бывает массового пребывания людей. Так как помещение Надеждинского сельского Дома культуры (по справке МУ «Управление культуры, спорта и молодежной политики») имеет площадь 59,8 кв. м, при определении максимально допустимого количества людей в помещении следует принимать расчетную площадь, приходящуюся на одного человека, в размере 0,75 кв. м/человека на основании ППБ (1 НШ 01-03 п. 43), из чего следует, что данное помещение отнесено к помещениям с массовым пребыванием людей (более 50 человек). В связи с этим на основании п.39 ППБ Надеждинский сельский Дом культуры необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи. Доводы о том, что дом культуры посещает меньшее количество людей, в связи с чем обеспечение прямой телефонной связи не требуется, противоречат п.43 и п.39 ППБ и не могут быть приняты во внимание. При оценке возражений против установления запрета деятельности клуба суд учитывает то, что неисполнение требований правил пожарной безопасности создает реальную опасность защищенности неопределенного круга лиц, которые в случае пожара могут находиться в помещении дома культуры, от вреда жизни и здоровью, которые являются неотчуждаемыми правами и свободами человека, и считает, что устранение угрозы жизни и здоровью граждан имеет высший приоритет над правом на пользование учреждениями культуры. С заявлением прокурором предоставлены доказательства того, что существует угроза жизни и здоровью граждан, посещающих сельский дом культуры. Доводы прокурора о существующей угрозе жизни и здоровью граждан подтверждены в судебном заседании представителем отдела надзорной деятельности по Селивановскому району ГУ МЧС России по Владимирской области. В связи с этим возражения в части установления запрета деятельности дома культуры не основаны на законе, так как установление такого запрета не противоречит общественным интересам. В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ в целях устранения опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан в будущем суд считает необходимым установить запрет на пользование домом культуры до устранения нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью граждан. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Селивановского района в интересах неопределенного круга лиц и интересах Российской Федерации к Муниципальному образованию Селивановский район, муниципальному бюджетному учреждению культуры Селивановского района «Селивановский районный Центр культуры и досуга» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Надеждинского сельского Дома культуры удовлетворить. Признать бездействие муниципального образования Селивановский район по необеспечению пожарной безопасности в здании Надеждинского сельского Дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным. Обязать муниципальное образование Селивановский район в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Надеждинского сельского Дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>, путем приобретения оборудования для данного клуба и выполнения в нем работ по установке прямой телефонной связи с подразделением пожарной охраны и по оборудованию помещения сельского дома культуры системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа. Запретить муниципальному образованию Селивановский район и муниципальному бюджетному учреждению культуры Селивановского района Владимирской области «Селивановский районный Центр культуры и досуга» осуществление деятельности, предусмотренной уставом Муниципального бюджетного учреждения культуры Селивановского района Владимирской области «Селивановский районный Центр культуры и досуга» в помещениях здания Надеждинского сельского Дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>, до устранения указанных нарушений пожарной безопасности. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий судья В.Р.Мустафин н