О возложении обязанности оборудовать вход в здание пандусом. Решение по делу № 2-119/2012 от 26.04.2012 г.



Дело № 2-119/2012 г.

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

26 апреля 2012 года

Селивановский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Черновой С.В.

при секретаре Воиновой Е.А., с участием помощника прокурора Селивановского района Соловьева Я.В., представителей ответчиков МО <данные изъяты> Бондиной О.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, МОУ <данные изъяты> Сколкина А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации Муниципальному общеобразовательному учреждению <данные изъяты>», муниципальному образованию <данные изъяты> о возложении обязанности оборудовать здание школы специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и о финансировании указанных работ,

у с т а н о в и л :

Прокурор Селивановского района Владимирской области обратился в Селивановский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, после изменения исковых требований, к муниципальному образованию Селивановский район о возложении обязанности в срок до 01 марта 2013 года профинансировать работы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в помещение МОУ <данные изъяты> и к Муниципальному общеобразовательному учреждению <данные изъяты> в срок до 01 сентября 2013 года обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещение МОУ <данные изъяты> по адресу: <адрес> соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» путем оборудования входа в здание указанного учреждения - пандусом. В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в ходе которой были выявлены нарушения закона в сфере обеспечения прав инвалидов на благоприятную среду жизнедеятельности. При осмотре здания МОУ <данные изъяты> являющегося объектом инфраструктуры и относящегося к общественным, установлено, что входы в здание не оборудованы пандусами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов, отсутствие которых ограничивает возможность инвалидов, использующих кресла-коляски, вести независимый образ жизни и участвовать во всех сферах жизни. Данное образовательное учреждение является муниципальным образовательным учреждением, собственником указанного здания является муниципальное образование <данные изъяты>, на которое должна быть возложена обязанность по финансированию данного вида работ.

В судебном заседании прокурор Соловьёв Я.В. поддержал измененные исковые требования в полном объеме, дополнительно пояснив, что срок выполнения требований обусловлен тем, что в бюджете <данные изъяты> на 2012 год финансовые средства на выполнение указанных работ не были запланированы.

Представитель ответчика директор Муниципального общеобразовательного учреждения <данные изъяты>» Сколкин А.Ю. в судебном заседаниине возражал против иска в части оборудования входа в здание школы пандусом, но пояснил, что в настоящее время нет необходимости в проведении указанных работ, так как в школе обучаются только два ребенка - инвалида, оба не ограничены в движении. Кроме того, установка пандуса на входе в школу запланирована на 2013 год согласно муниципальной программе.

Представитель ответчика главный специалист, юрисконсульт МУ «Центр хозяйственного обслуживания системы образования» администрации <данные изъяты> Бондина О.А. в судебном заседании с иском прокурора согласилась, но пояснила, что денежные средства на финансирование работ по оборудованию входов в общеобразовательные учреждения района бюждетом на 2012 год не предусмотрены, в связи с чем в муниципальную программу «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в <данные изъяты> на 2012 -2015 годы» вносятся изменения и дополнения.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

Одной из важнейших целевых задач государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы является обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Пунктом 3.9 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 N 73 в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам установлено, что открытые лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Согласно п. 3.13 вышеуказанных правил в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ передачи и закрепления в пользование на праве оперативного управления имущества муниципальной собственности <данные изъяты> Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации <данные изъяты> Муниципальному общеобразовательному учреждению <данные изъяты> передано в пользование на праве оперативного управления (доля 996/1000) здание Селивановской общеобразовательной школы общей площадью 2704,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

В судебном заседании установлено, что Муниципальным общеобразовательным учреждением <данные изъяты> до настоящего времени ни один из входов в здание не оборудован пандусом. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки соблюдения законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной помощником прокурора Селивановского района, согласно которому ни один вход в здание указанного учреждения не оборудован пандусами и другими устройствами для беспрепятственного доступа инвалидов.

Согласно Уставу муниципального общеобразовательного учреждения <данные изъяты> является муниципальным учреждением <данные изъяты>, учредителем которого является муниципальное образование <данные изъяты>

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, помимо прочего, формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.

Таким образом, отсутствие денежных средств не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения для соблюдения обязанностей, возложенных федеральным законодателем.

Довод представителей ответчиков о том, что в настоящее время среди обучающихся в данном учреждении имеются два ученика ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ рождения, которые обучаются на дому индивидуально, в связи с чем на данный момент в оборудовании входа в здание учреждения пандусом нет необходимости, суд находит основанным на неверном толковании действующего законодательства, поскольку появление инвалидов или гражданина с ограниченными возможностями передвижения не может быть исключено в будущем, учитывая, что обращение в суд заявлено прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Кроме того, то обстоятельство, что согласно долгосрочной целевой программе «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в <данные изъяты> на 2012 - 2015 годы», утвержденной постановлением главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ год в состав работ включено устройство пандуса и лестницы с поручнями в МДОУ <данные изъяты> не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, так как в качестве источников финансирования программы указаны средства областного бюджета, что не соответствует долгосрочной целевой программе Владимирской области «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов во Владимирской области на 2011 - 2015 годы», утвержденной Постановлением Губернатора Владимирской области от 01.04.2011      N 263, которой выделение денежных средств на нужды <данные изъяты> не предусмотрено.

Также в материалах дела имеется сообщение Финансового управления администрации <данные изъяты>, согласно которому на 2012 год в районном бюджете по указанной программе средства на оснащение мест общего пользования специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в образовательных учреждений не предусмотрены, для МОУ <данные изъяты> будут учтены при формировании бюджета на период 2013 и плановый период 2014 - 2015 годов, что ставит под сомнение реальное исполнение целевой программы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в <данные изъяты> на 2012 - 2015 годы».

Анализ законодательства и доказательств, исследованных в судебном заседании, позволяет суду сделать вывод о том, что исковые требования прокурора Селивановского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к муниципальному образованию <данные изъяты> в срок до 01 марта 2013 года профинансировать работы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в помещения МОУ <данные изъяты> в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» путем оборудования входа в указанное учреждение пандусом и к Муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>» о возложении обязанности в срок до 01 сентября 2013 года обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещения МОУ <данные изъяты> в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» путем оборудования входа в указанное учреждение пандусом подлежат удовлетворению.

Срок для выполнения требований суд считает разумным, учитывая наличие средств в бюджете и сроки его планирования, а также объем работ, которые надлежит выполнить для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, ст. 206 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению <данные изъяты> Муниципальному образованию <данные изъяты> о возложении обязанности оборудовать здание школы специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и о финансировании указанных работ удовлетворить.

Обязать Муниципальное образование <данные изъяты> в срок до 01 марта 2013 года профинансировать ремонтные работы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в помещения МОУ <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» путем оборудования входа в указанное здание пандусом.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание МОУ <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» путем оборудования входа в указанное здание пандусом.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.

Судья С.В. Чернова