Дело № 2-100/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 апреля 2012 года пос. Красная Горбатка Селивановский районный суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Яшиной Л.А., при секретаре Макаровой А.Ф., с участием помощника прокурора Селивановского района Соловьева Я.В., заинтересованных лиц: представителя муниципального образования Селивановский район Владимирской области Матаскиной В.В., представителя муниципального образования сельское поселение Малышевское Селивановского района Владимирской области Татановой Т.А., представителя отдела надзорной деятельности по Селивановскому району ГУ МЧС России по Владимирской области Ануфриева А.В., представителя Кочергинского сельского дома культуры Сальниковой Т.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к муниципальному образованию Селивановский район Владимирской области, муниципальному бюджетному учреждению культуры Селивановского района «Селивановский районный Центр культуры и досуга» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Кочергинского сельского дома культуры, УСТАНОВИЛ: прокурор Селивановского района обратился в Селивановский районный суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации с заявлением к муниципальному образованию Селивановский район Владимирской области о признании бездействия по необеспечению пожарной безопасности в здании Кочергинского сельского дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным, возложении на муниципальное образование Селивановский район Владимирской области обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Кочергинского сельского дома культуры путем приобретения оборудования для данного сельского дома культуры и выполнения работ по устранению нарушений Правил пожарной безопасности, и к муниципальному образованию Селивановский район Владимирской области, муниципальному бюджетному учреждению культуры Селивановского района «Селивановский районный Центр культуры и досуга» о запрещении осуществления деятельности, предусмотренной уставом муниципального бюджетного учреждения культуры Селивановского района Владимирской области «Селивановский районный Цент культуры и досуга» в помещениях здания Кочергинского сельского дома культуры до устранения указанных нарушений пожарной безопасности. В обоснование заявления указано, что незаконное бездействие в виде невыполнения Правил пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью граждан в случае возникновения пожара. В судебном заседании помощник прокурора Селивановского района Соловьев Я.В. поддержал заявленные требования, указав, что невыполнение требований пожарной безопасности угрожает жизни и здоровью граждан. Для устранения незаконного бездействия необходимо обязать муниципальное образование Селивановский район выполнить работы по устранению нарушений и до устранения выявленных нарушений запретить деятельность, предусмотренную уставом, в помещении Кочергинского сельского дома культуры. Представитель муниципального образования Селивановский район Владимирской области Матаскина В.В. заявленные прокурором требования признала в части наличия нарушений Правил пожарной безопасности и необходимости их устранения. Матаскина просила отказать в удовлетворении требования о запрещении деятельности сельского дома культуры, так как это приведет к негативным последствиям для сельских жителей. Представитель муниципального образования сельское поселение Малышевское Селивановского района Владимирской области Татанова Т.А. заявленные требования в части нарушений Правил пожарной безопасности признала, просила не устанавливать запрет на деятельность сельского дома культуры, так как это единственное здание, где жители поселения могут проводить культурно-массовые мероприятия. Представитель муниципального бюджетного учреждения культуры Селивановского района "Селивановский районный Центр культуры и досуга" Ненюкова С.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, согласилась с требованиями прокурора, оставив решение на усмотрение суда. Представитель ГУ МЧС России Ануфриев А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, указал, что для безопасного проведения культурно-массовых мероприятий в здании Первомайского сельского клуба требуется соблюдение правил пожарной безопасности. Представитель Кочергинского сельского дома культуры Сальникова Т.А. заявленные требования в части нарушений Правил пожарной безопасности признала, просила не устанавливать запрет на деятельность сельского дома культуры, так как это единственное здание, где жители поселения могут проводить культурно-массовые мероприятия. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. Согласно ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий. В силу ст. 209 ГК РФ только собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. Согласно п.п. 19.1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры. В соответствии со ст. 20 ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержание требования пожарной безопасности. Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (утверждены Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313) определены требования к помещениям с массовым пребыванием людей. В качестве способа защиты гражданских прав статья 12 ГК РФ устанавливает, в частности, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 1065 ГК РФ, суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Иски, предъявленные в порядке, предусмотренном статьей 1065 ГК РФ, подлежат рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства. Из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что собственником здания Кочергинского сельского дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, является муниципальное образование Селивановский район Владимирской области. Это подтверждено ответом на запрос суда председателя КУМИ администрации Селивановского района от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что здание Кочергинского сельского дома культуры, расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью Селивановского района. Согласно имеющихся в деле материалов здание Кочергинского сельского дома культуры находится в оперативном управлении отдела культуры администрации Селивановского района. В оперативное управление МБУК «Селивановский районный центр культуры и досуга» здание Кочергинского сельского дома культуры не передано. Факт того, что здание Кочергинского сельского дома культуры находится в муниципальной собственности Селивановского района подтверждается также решением Селивановского районного совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О согласовании перечня муниципального имущества, подлежащего разграничению между муниципальным образованием Селивановский район и муниципальным образованием сельское поселение Малышевское Селивановского района», из которого следует, что здание Кочергинского сельского дома культуры по адресу: <адрес> подлежит передаче в муниципальную собственность сельского поселения Малышевское Селивановского района. Согласно статье 5.1 Закона Владимирской области от 10.04.2006 № 39-ОЗ основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является постановление Губернатора Владимирской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности. Учитывая то, что постановление Губернатора Владимирской области о разграничении имущества между муниципальным образованием Селивановский район и МО СП Малышевское Селивановского района не принято, здание Кочергинского сельского дома культуры находится в муниципальной собственности Селивановского района. Согласно ст. 209 ГК РФ и ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Муниципальное образование Селивановский район обязано обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. В силу п.8 ст. 37 Федерального закона от 22 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" выполнение предписаний и законные требования должностных лиц пожарной охраны обязательно. Актом по результатам проверки от 09.02.2012 года здания Кочергинского сельского дома культуры, расположенного по адресу <адрес> подтверждены нарушения: п. 39 Правил пожарной безопасности РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313 (ППБ 01-03) здание сельского дома культуры не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; п. 52 Правил пожарной безопасности РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313 (ППБ 01-03) дверь запасного эвакуационного выхода и зрительного зала открывается не по направлению выхода из здания; табл. 1, 2 Приказа МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)", п. 3 Правил пожарной безопасности РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313 (ППБ 01-03) помещения сельского дома культуры не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа; табл. 37 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. № 6. (ПТЭЭП), п.п. 3,57 Правил пожарной безопасности РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313 (ППБ 01-03) не проведены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования с составлением акта; п. 10.1.2 табл. 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", п. 3 Правил пожарной безопасности РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313 (ППБ 01-03) помещения дома культуры не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; п. 3 Правил пожарной безопасности РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313 (ППБ 01-03), п. 7.4 табл. 1 СНиП 21-01-97, перегородка, отделяющая помещение выставочного зала от кабинета директора не соответствует требуемому пределу огнестойкости. Представителем муниципального образования Селивановский район не оспаривалось то, что нарушения Правил, выявленные в Кочергинском сельском доме культуры, существовали длительное время, и на момент рассмотрения дела не устранены. Существование нарушений Правил подтверждено предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ отделу культуры администрации Селивановского района главного государственного инспектора Селивановского района по пожарному надзору, из которого следует, что указанные нарушения Правил пожарной безопасности в РФ выявлялись в ходе проверки инспектором по пожарному надзору в январе 2011 года и подлежали устранению до 31 января 2012 года. Учитывая изложенное, принимая во внимание то, что нарушения Правил пожарной безопасности в Кочергинском сельском доме культуры существовали длительное время, не были устранены несмотря на предписание государственного инспектора об устранении выявленных нарушений, суд приходит к выводу о том, что бездействие муниципального образования Селивановский район по не устранению нарушений Правил пожарной безопасности в РФ является незаконным. Собственником здания более года допускаются нарушения требований Правил пожарной безопасности в РФ при эксплуатации задания Кочергинского сельского дома культуры, в связи с чем создается реальная угроза жизни и здоровью граждан и нарушаются права неопределенного круга лиц. В связи с этим суд считает, что требования об устранении собственником нарушений Правил пожарной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц как осуществляющих трудовую деятельность, так и посещающих клуб, обоснованы и подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, учитывая сроки, определенные ранее предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ для устранения нарушений требований пожарной безопасности, суд приходит к выводу о необходимости установить срок для исполнения решения суда до 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Учитывая то, что сторонами не предоставлено доказательств, подтверждающих необходимость увеличения этого срока, суд считает данный срок достаточным для устранения нарушений и восстановления путем устранения нарушений Правил пожарной безопасности права граждан на безопасное пользование учреждениями культуры. При оценке возражений против установления запрета деятельности сельского дома культуры суд учитывает то, что неисполнение требований правил пожарной безопасности создает реальную опасность защищенности неопределенного круга лиц, которые в случае пожара могут находиться в помещении сельского дома культуры, от вреда жизни и здоровью, которые являются неотчуждаемыми правами и свободами человека, и считает, что устранение угрозы жизни и здоровью граждан имеет высший приоритет над правом на пользование учреждениями культуры. С заявлением прокурором предоставлены доказательства того, что существует угроза жизни и здоровью граждан, посещающих сельский дом культуры. Доводы прокурора о существующей угрозе жизни и здоровью граждан подтверждены в судебном заседании представителем отдела надзорной деятельности по Селивановскому району ГУ МЧС России по Владимирской области. В связи с этим возражения в части установления запрета деятельности сельского дома культуры не основаны на законе, так как установление такого запрета не противоречит общественным интересам. В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ, в целях устранения опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан в будущем, суд считает необходимым установить запрет на пользование сельским домом культуры до устранения нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью граждан. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: заявление прокурора Селивановского района в интересах неопределенного круга лиц и интересах Российской Федерации к муниципальному образованию Селивановский район Владимирской области, муниципальному бюджетному учреждению культуры Селивановского района Владимирской области «Селивановский районный Центр культуры и досуга» о признании бездействия незаконными и возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Кочергинского сельского дома культуры удовлетворить. Признать бездействие муниципального образования Селивановский район Владимирской области по необеспечению пожарной безопасности в здании Кочергинского сельского дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным. Обязать муниципальное образование Селивановский район Владимирской области в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Кочергинского сельского дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>, путем приобретения оборудования для данного сельского клуба и выполнения в нем работ: по установке прямой телефонной связи с подразделением пожарной охраны, по оборудованию помещений сельского дома культуры автоматической установкой пожарной сигнализации, оборудованию помещения сельского дома культуры системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа, по установке двери на запасном эвакуационном выходе и зрительном зале, открывающейся по направлению выхода из здания, по демонтажу несоответствующей требуемому пределу огнестойкости перегородки, отделяющей помещение выставочного зала от кабинета директора. Запретить муниципальному образованию Селивановский район Владимирской области и муниципальному бюджетному учреждению культуры Селивановского района Владимирской области «Селивановский районный Центр культуры и досуга» осуществление деятельности, предусмотренной уставом муниципального бюджетного учреждения культуры Селивановского района Владимирской области «Селивановский районный Центр культуры и досуга» в помещениях здания Кочергинского сельского дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>, до устранения указанных нарушений пожарной безопасности. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца. Председательствующий Л.А. Яшина