2-204/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации пос. Красная Горбатка 05 июля 2012 года Селивановский районный суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Яшиной Л.А. при секретаре Макаровой А.Ф. с участием старшего помощника прокурора Селивановского района Подгорнова Н.В., истца Осиповой Е.А., представителя ответчика - администрации Селивановского района Владимирской области - Новиковой И.А. (по доверенности), представителя органа опеки и попечительства администрации Селивановского района Владимирской области - Конновой Е.В. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах Осиповой Е.А. к администрации Селивановского района Владимирской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, у с т а н о в и л: прокурор Селивановского района обратился в Селивановский районный суд Владимирской области с заявлением в защиту интересов Осиповой Е.А. к администрации Селивановского района Владимирской области с требованием об обязании ответчика предоставить Осиповой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счёт средств бюджета Владимирской области, находящееся в границах муниципального образования городское поселение посёлок Красная Горбатка. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Осипова Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании протокола № заседания жилищной комиссии администрации муниципальное образование городское поселение пос. Красная Горбатка от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления главы данного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № Осипова Е.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с постановлением главы Селивановского района от ДД.ММ.ГГГГ № за Осиповой Е.А. закреплённого жилья нет. По достижении Осиповой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ 18 лет над ней было прекращено попечительство, в связи с чем, согласно действующему законодательству, у неё возникло право на внеочередное получение жилья. Непредоставление ответчиком жилья нуждающейся в нём Осиповой Е.А. и отсутствие сведений о конкретных сроках его предоставления послужили основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском. Старший помощник прокурора Селивановского района Подгорнов Н.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объёме. Осипова Е.А. поддержала заявленный в её интересах иск в полном объёме, пояснила суду, что в настоящее время она окончила школу и нуждается в жилье. Представитель ответчика администрации Селивановского района Владимирской области Новикова И.А. иск признала и пояснила, что в настоящее время выполнить заявленные требования не представляется возможным в виду отсутствия финансового обеспечения приобретения жилья Осиповой Е.А. По поступлении финансовых средств из регионального бюджета квартира Осиповой Е.А. будет приобретена, однако ответчик просит предоставить срок для исполнения заявленных прокурором требований до ДД.ММ.ГГГГ. Департамент образования Администрации Владимирской области, привлечённый к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного заседания, явку полномочного представителя не обеспечил, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве № ДО-3572 04-07 от ДД.ММ.ГГГГ с заявленными требованиями не согласился и указал, что истцом не предоставлены доказательства возникновения права на внеочередное получение жилого помещения за счёт средств областного бюджета. Суду не представлены документы, подтверждающие наличие статуса ребёнка-сироты у Осиповой Е.А., кроме того, постановлением главы № от 2001 года за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, что противоречит предусмотренным действующим законодательством условиям внеочередного предоставления жилого помещения лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Представитель органа опеки и попечительства администрации Селивановского района Владимирской области Коннова Е.В. просила удовлетворить заявленные требования. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статья 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ Осипова Е.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, её родителями являются ФИО2 и ФИО3. Согласно записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Решением ФИО5 районного суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 объявлен умершим (согласно свидетельству о смерти серии II-HA № он умер ДД.ММ.ГГГГ). Постановлением Главы ФИО5 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 назначена опекуном над несовершеннолетней Осиповой Е.А. в связи с обстоятельством смерти матери последней и отсутствием сведений о месте жительства её отца. На основании части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу положений статей 32, 33 Гражданского кодекса Российской Федерации опека устанавливается над малолетними, попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Исходя из этого опека (попечительство) над несовершеннолетним лицом прекращается по достижении им возраста 18 лет. Осипова Е.А. достигла совершеннолетнего возраста ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, согласно аттестату о среднем (полном) общем образовании серии №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, в 2012 году Осипова Е.А. окончила Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красногорбатская средняя общеобразовательная школа» Селивановского района Владимирской области, то есть окончилось её пребывание в образовательном учреждении. Таким образом, Осипова Е.А. как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, над которым прекращено попечительство и которое окончило пребывание в образовательном учреждении, имеет право на внеочередное предоставление жилья. Указание третьего лица на непредоставление доказательств возникновения права на внеочередное получение жилого помещения за счёт средств областного бюджета суд находит несостоятельным. Представленными документами подтверждается, что Осипова Е.А. является лицом из числа лица детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на основании положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» таковыми являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Утверждение третьего лица, что в соответствии с пунктом 2 постановления главы Селивановского района от ДД.ММ.ГГГГ № за Осиповой Е.А. сохранено право на жилую площадь по адресу: <адрес> (хотя в постановлении номер дома указан как <адрес>, и это противоречит условиям внеочередного получения жилья, также несостоятельно, поскольку указанный пункт 2 признан утратившим силу Постановлением Главы Селивановского района от ДД.ММ.ГГГГ №. Осипова Е.А. пояснила суду, что проживала вместе со своим опекуном (попечителем) ФИО4 по адресу: <адрес>, и была там зарегистрирована по месту жительства до октября 2010 года. В настоящее время она проживает вместе с ФИО4 по адресу: <адрес>, и зарегистрирована там по месту жительства. Прав на эти жилые помещения у неё нет. ФИО12, вызванный в суд в качестве свидетеля, пояснил, что является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается договором приватизации указанной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. Его супруга ФИО4 являлась опекуном (попечителем) Осиповой Е.А., и последняя проживала с ними до момента снятия с регистрации в 2010 году. Осипова Е.А. вселялась в уже принадлежащее ему жилое помещение в 1994 году не как член его семьи, а как член семьи матери ФИО2, которая собственником квартиры не являлась. ФИО4, вызванная в суд в качестве свидетеля, пояснила, что на основании постановления Главы Селивановского района от ДД.ММ.ГГГГ № являлась опекуном (попечителем) Осиповой Е.А. Осипова Е.А. действительно проживала и была зарегистрирована с ней и её супругом ФИО12 по адресу: <адрес>. В настоящее время Осипова Е.А. зарегистрирована и проживает с ФИО4 по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит ФИО4 на праве собственности, что подтверждается сообщением Меленковского филиала Государственного бюджетного учреждения «Бюро технической инвентаризации» № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно уведомлению Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области № от ДД.ММ.ГГГГ у Осиповой Е.А. отсутствуют права на какие-либо объекты недвижимого имущества. Таким образом, у Осиповой Е.А. нет закрепленного за ней жилья, иным она не владеет и нуждается в обеспечении жильём по ранее указанным основаниям. Но до настоящего времени обязанность по обеспечению жильём Осиповой Е.А. ответчиком не исполнена. Более того, положения части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна быть осуществлена незамедлительно после его возникновения. Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма Осиповой Е.А., состоящей на учёте нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента прекращения попечительства над ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Статья 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законом Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 201-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления Селивановского района наделены отдельными государственными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В силу пункта 1 части 2 статьи 5 Закона Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 201-03 органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий. Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года № 226-03 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется по окончании или в течение двух лет до окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, по возвращении или в течение двух лет до возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 м2 общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 м2. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления. Из содержания статьи 2 Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года № 226-03 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что расходы на государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Постановлением Губернатора Владимирской области от 30 января 2007 года № 55 «О Порядке финансирования и расходования средств областного бюджета на государственное обеспечение и социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что финансирование государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), осуществляется, в том числе за счет субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения. Размер и порядок использования субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, определяются соответствующим постановлением Губернатора области. В соответствии с постановлением губернатора Владимирской области от 13 июля 2005 года № 398 «О предоставлении жилой площади за счёт средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения» Департамент образования администрации области обеспечивает перечисление средств областного бюджета бюджетам муниципальных образований, выделенных на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Органы местного самоуправления муниципальных образований обеспечивают целевое использование средств из областного бюджета, выделенных на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Кроме того, органы местного самоуправления ежегодно в срок до 01 апреля направляют в департамент образования администрации области сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Департамент образования на основании полученных сведений в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому: • формирует для распределения средств областного бюджета на очередной финансовый год сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Сводный список для предоставления жилого помещении вне очереди формируется в хронологической последовательности в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года № 226-03 «О. государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; • определяет объём расходов на приобретение жилья с распределением средств муниципальным образованиям для включения в проект областного бюджета на соответствующий год. Учитывая, что финансирование расходов на приобретение жилья осуществляется в соответствии положениями закона системно (то есть в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных средств на соответствующий финансовый год на приобретение, реконструкцию и строительство жилья), обязанность по предоставлению жилого помещения Осиповой Е.А. за счёт средств, предусмотренных в бюджете Владимирской области на данные цели, возлагается на администрации Селивановского района. На основании вышеизложенного суд признаёт обоснованным право Осиповой Е.А. на внеочередное предоставление жилого помещения. Обязанность по реализации этого права должна быть возложена на ответчика администрацию Селивановского района. Заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению. Предложенный ответчиком срок исполнения его обязательств до 31 декабря 2012 года суд признаёт достаточным и разумным, поскольку его ограничение более ранним сроком будет являться крайне обременительным для ответчика, который в отсутствие жилищного строительства и ограниченного рынка жилья в пос. Красная Горбатка должен приобрести на торгах жилое помещение, в связи с чем полагает возможным установление срока исполнения решения суда до 31 декабря 2012 года. Прокурор Подгорнов Н.В. не возражал против установления указанного срока исполнения решения. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд: р е ш и л: иск прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах Осиповой Е.А. к администрации Селивановского района Владимирской области о возложении обязанности предоставить отдельное благоустроенное жилое помещение удовлетворить. Обязать администрацию Селивановского района Владимирской области предоставить Осиповой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение за счет средств бюджета Владимирской области с учётом установленных социальных норм по договору социального найма на территории поселка Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Л.А. Яшина а