Дело № 2-265/2012
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерациип. Красная Горбатка 19 сентября 2012 года
Селивановский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Яшиной Л.А.
при секретаре Макаровой А.Ф.,
с участием истца Лебедевой О.А.,
представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Селивановском районе Владимирской области - Ухловой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Лебедевой О.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Селивановском районе Владимирской области о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, определенных периодов работы и о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Лебедева О.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Селивановском районе Владимирской области о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения в учебных оплачиваемых отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и о досрочном назначении трудовой пенсии по старости с даты обращения - ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований Лебедева О.А. указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Селивановском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в течение 25 лет. Ответчиком решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии отказано. Истец считает данный отказ необоснованным, поскольку на тот момент действовало Положение «О Порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденное Постановлением Совета министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Периоды нахождения в учебных оплачиваемых отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должны быть включены в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку истцом осуществлялась в период с 1987 по 2012 год педагогическая деятельность в учреждениях, которые являются образовательными. Педагогическая деятельность Лебедевой О.А. начата с ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов Ивановской начальной школы. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем начальных классов в Красногорбатской восьмилетней школе. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем истории, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учителем начальных классов. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица работает учителем истории в Красногорбатской основной общеобразовательной школе.
Истец просит обязать ответчика включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды нахождения в учебных оплачиваемых отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Лебедева О.А. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Селивановском районе Владимирской области Ухлова С.Г. исковые требования не признала, пояснив, что Лебедева О.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Пенсионный фонд РФ в Селивановском районе с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. В назначении пенсии отказано, так как стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, на момент обращения составил 24 года 09 месяцев 28 дней, при требуемом стаже - 25 лет. В стаж, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, не включены периоды нахождения в учебных оплачиваемых отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как п. 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 №5 (утв. Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 №29) и п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, в том числе дополнительных. Ежегодные дополнительные отпуска перечислены в статье 116 Трудового кодекса Российской Федерации, учебные отпуска вышеназванной статьей не предусмотрены.
Также в стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как ни Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, ни Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ 29.10.2002 №781, не предусмотрено включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости курсов повышения квалификации.
Ухлова С.Г. просила отказать в удовлетворении иска.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, обозрев в судебном заседании пенсионное дело Лебедевой О.А., суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В статье 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина независимо от пола, расы, а также других обстоятельств; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 за педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Таким образом, для расчета трудового стажа Лебедевой О.А. необходимо применять все законодательные акты, которыми регулировались до 1 января 2002 года пенсионные права граждан, а также положения Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившим в действие с 1 января 2002 года.
Лебедева О.А. обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Селивановском районе ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Комиссии Управления ПФ РФ в Селивановском районе от ДД.ММ.ГГГГ Лебедевой О.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку стаж её педагогической деятельности на момент обращения в пенсионный фонд составил 24 года 9 месяцев 28 дней, в него не включены периоды нахождения в учебных оплачиваемых отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.
При этом ответчик не принял во внимание положения статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Причем данные дополнительные отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении, и законодатель не связывает предоставление этих дополнительных отпусков с соответствием профиля образовательного учреждения выполняемой работе.
Согласно статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника на курсы для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальных стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Лебедева О.А. осуществляет педагогическую деятельность, сведения о которой содержатся в трудовой книжке.
В своих требованиях истица ссылается на то, что в периоды нахождения в учебных оплачиваемых отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проходила обучение во Владимирском государственном педагогическом университете, имеющем государственную аккредитацию, что подтверждается дипломом о высшем образовании № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании копий приказов директора муниципального образовательного учреждения «Красногорбатская основная общеобразовательная школа» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № на время обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лебедевой О.А. предоставлялись учебные оплачиваемые отпуска с сохранением средней заработной платы и уплачивались страховые пенсионные взносы.
Лебедевой О.А. представлен диплом, свидетельствующий об окончании ею учебы во Владимирском государственном педагогическом университете ДД.ММ.ГГГГ.
В п. 21 рекомендаций Международной организации труда от 24.06.1974 № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Генеральной конференцией Международной организации труда от 05.06.1974 года были приняты Рекомендации «Об оплачиваемых учебных отпусках», положения которых действуют и в настоящее время, и они должны быть применимы к действующему законодательству.
В частности, в рекомендации термин «Оплачиваемый учебный отпуск» означает отпуск, предоставляемы трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.
Согласно копий приказов директора муниципального образовательного учреждения «Красногорбатская основная общеобразовательная школа» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № Лебедева О.А. по направлению работодателя находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Лебедевой О.А. предоставлялись оплачиваемые отпуска с сохранением средней заработной платы и уплачивались страховые пенсионные взносы.
Действующее трудовое законодательство устанавливает право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
Таким образом, работникам, совмещающим труд с обучением, гарантированы такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время, в связи с чем периоды нахождения истицы в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации должны быть засчитаны в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку в соответствии с действующим законодательством и международными рекомендациями в данной отрасли права периоды самостоятельного обучения работников в образовательных учреждениях высшего профессионального образования как один из видов дополнительного профессионального образования должны учитываться при исчислении соответствующего специального стажа.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом включения периодов нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации, суд приходит к выводу, что на дату - ДД.ММ.ГГГГ, с которой просит назначить досрочную трудовую пенсию Лебедева О.А., её специальный стаж педагогической деятельности составил 25 лет, с заявлением о назначении пенсии Лебедева О.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Селивановском районе Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ, что не противоречит закону.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что отказ в назначении Лебедевой О.А. пенсии ввиду отсутствия у последней требуемой продолжительности специального стажа педагогической деятельности необоснован и нарушает законные права на пенсионное обеспечение, гарантированные государством, в связи с чем исковые требования Лебедевой О.А. подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.
Квитанцией подтверждается, что Лебедева О.А. понесла расходы по уплате государственной пошлины, которые подлежат возмещению за счет ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Лебедевой О.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Селивановском районе Владимирской области о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, определенных периодов работы и о досрочном назначении трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Признать незаконным решение об отказе Лебедевой О.А. в назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Признать за Лебедевой О.А. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Селивановском районе Владимирской области включить Лебедевой О.А. ДД.ММ.ГГГГ, в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить Лебедевой О.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Селивановском районе Владимирской области в пользу Лебедевой О.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.А. Яшина
а