РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Суд Селемджинского района Амурской области в составе председательствующего по делу судьи Савка М.И., при секретаре Романовой Е.В., с участием представителя истца - адвоката Натыкан Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манасиповой Нины Владимировны к ГУ- отделу пенсионного фонда РФ в Селемджинском районе с требованием начисления и выплаты пенсии, возмещении судебных расходов и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Манасипова Н.В. обратилась в суд с указанными выше исковыми требованиями о начислении и выплаты ей пенсии за период, который был включен в её педагогический стаж, а именно, период обучения в педагогическом институте и нахождение на курсах повышения квалификации. В обоснование своего иска истица в своем исковом заявлении указала, что решением Селемджинского районного суда в её пользу было вынесено решение: обязать ответчика ГУ - отдел ПФ РФ в Селемджинском районе Амурской области включить в ее в страховой (специальный) стаж, необходимый для назначения пенсии, периоды её педагогической деятельности: курсы повышения квалификации с 20.02.2000 года по 03. 03. 2000 года, и обучение в государственном педагогическом институте с 01.09.1982 года по 22.07.1984 года, включительно. Впоследствии судебным приставом - исполнителем были возбуждены исполнительные производства в отношении должника, 24 и 25 декабря 2009 года исполнительные производства были окончены в связи с их исполнением. После включения в её страховой (специальный) стаж указанных периодов она ожидала, что ответчик самостоятельно выплатит ей всю причитающуюся пенсию за этот включенный период. Но ответчик отказался в добровольном порядке выплатить пенсию. В телефонном разговоре специалист ей сообщила, что в решении суда, которое было исполнено ответчиком, ничего не сказано о выплате ей пенсии, и посоветовали вновь обратиться в суд. Считает такой отказ о начислении ей пенсии незаконным, поскольку ответчик обязан был включить и выплатить ей пенсию за указанный период. Всего в её стаж не был включен период 1 год 11 месяцев и 3 дня. В связи с отказом добровольно начислить и выплатить ей пенсию, что длится уже более 2-х лет, просит взыскать в её пользу моральный вред в размере 50 тысяч рублей, а также пошлину, уплаченную при подаче искового заявления.
В судебное заседание по делу истица не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель истицы - адвокат Натыкан Н.А. поддержала исковые требования, заявленные своей доверительницей, настаивая на их удовлетворении.
Представитель ответчика, ГУ - отдел ПФР в Селемджинском районе в судебное заседание не явился, письменным заявлением в адрес суда, просил рассмотреть дело без участия представителя этого органа.
Ходатайство ответчика удовлетворено судом, в соответствие со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ.
В письменном отзыве на исковое заявление истицы, ответчик (ГУ- отдел пенсионного фонда РФ в Селемджинском районе) указал, что в соответствии с решением суда Селемджинского района от 09.07.2009 года, которым было вынесено решение обязать Отдел ПФР в Селемджинском районе включить Манасиповой ФИО1 в страховой (специальный) стаж периоды её педагогической деятельности: обучение в <данные изъяты> государственном педагогическом институте дневной формы обучения с 01.09.1982 по 22.07.1984 года и курсы повышения квалификации с 20.02.2000 года по 03.03.2000 года. Вышеуказанные периоды были включены в страховой (специальный) стаж, как следствие - увеличение продолжительности стажа и перерасчет размера страховой части пенсии с 01.08.2009 года. В решении суда указано, какие требования Манасиповой Н.В. были удовлетворены, но не указано, какая обязанность возложена на Отдел ПФР в Селемджинском районе, не указано, что должно быть произведено ответчиком в целях восстановления нарушенного права Манасиповой Н.В., т.е. либо установление пенсии с более ранних сроков либо перерасчет размера пенсии, либо что-то иное.
Включение вышеуказанных периодов и увеличение продолжительности стажа заявителя, повлекло возможность произвести перерасчет страховой части пенсии Манасиповой Н. В. с целью увеличения размера её пенсии. Срок, с которого произведен перерасчет пенсии, обосновывается следующим: решение суда вступило в силу в июле 2009 года, что рассматривается как возникновение новых обстоятельств, влекущих за собой увеличение размера пенсии с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникли обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера пенсии.
В дополнительном отзыве на иск Отдел ПФР в Селемджинском районе указал, что в соответствии со ст. 19 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права. Пенсия Манасиповой Н. В. была назначена со дня обращения - 16.01.2009 г. Ранее этой даты заявление о назначении от неё не поступало, решение об отказе в назначении пенсии Отделом ПФР в Селемджинском районе не выносилось по причине отсутствия требуемых 25 лет стажа, связанного с педагогической деятельностью. Поэтому считает требования истицы о назначении ей пенсии с более ранних сроков с учетом включения периодов обучения в <данные изъяты> государственном педагогическом институте дневной формы обучения с 01.09.1982 по 22.07.1984 года и курсы повышения квалификации с 20.02 по 03.03.2000 года необоснованными, т.к. отсутствует дата, определяющая возможность установления пенсии ранее 16.01.2009 года.
Исследовав представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В статье 39 Конституции РФ прямо указано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Положения Конституции являются основополагающими, и на их основе создаются все законодательные акты, в том числе и касающиеся пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.
Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ»).
В силу подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона.
Согласно положениям статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии для лиц, указанных в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 определяется в зависимости от продолжительности их трудового стажа и составляет 0,55 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20 в общей сложности.
Таким образом, как следствие увеличения страхового (специального) стажа Манасиповой Н.В. соответственно подлежит изменению размер установленной трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения, а также величина расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке её пенсионных прав, подлежит валоризации (повышению), сумма которой зависит от величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года (ст. 30.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»).
Решением Селемджинского районного суда от 09 июля 2009 года были удовлетворены требования истицы о включении в её специальный (страховой) стаж работы периоды её педагогической деятельности, в частности, обучение в <данные изъяты> государственном педагогическом институте дневной формы обучения с 01 сентября 1982 года по 22 июля 1984 года и курсы повышения квалификации с 20 февраля по 03 марта 2000 года.
В соответствие со ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года, № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», касающейся сроков назначения трудовой пенсии, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
16 января 2009 года истица обратилась в Отдел ПФР в Селемджинском районе о назначении ей трудовой пенсии, что подтверждается копией её заявления.
Как следует из представленных ответчиком письменных документов, пенсия истице была назначена с 16 января 2009 года решением № 431 от 11 марта 2009 года в размере 5323,72 рублей, т.е., с момента обращения за ней.
Из письменных пояснений ответчика, а также справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с 01 августа пенсия истице была увеличена в связи с включением в её страховой стаж периодов трудовой деятельности, установленных решением суда от 09 июля 2009 года, до 6313,67 рублей с 6050,04 рублей до этого.
Однако такие действия ответчика не отвечают смыслу принятого судом решения от 09 июля 2009 года по иску истицы к ответчику о включении в её страховой (специальный) стаж периодов её педагогической деятельности.
Как следует из Постановления № 10/16/2073/1643/2/2009 об окончании исполнительного производства от 24 декабря 2009 года, решение суда от 09 июля 2009 года было исполнено, в стаж работы истицы ответчиком были включены отдельные периоды её педагогической деятельности: курсы повышения квалификации с 20.02.2000 года по 03.03.2000 года и обучение в <данные изъяты> государственном педагогическом институте с 01.09.1982 года по 22.07.1984 год, включительно.
Из смысла указанного решения суда следует, что основанием для обращения истицы в суд явился отказ включить в страховой (специальный) стаж отдельных периодов её трудовой деятельности с момента обращения за пенсией, т.е., с 16 января 2009 года. Судом исковые требования истицы были удовлетворены, поэтому ответчик обязан был включить в стаж её работы эти периоды её трудовой деятельности с момента обращения за пенсией, т.е., с 16 января 2009 года, произведя перерасчет пенсии за весь указанный период, т.е., с 16 января 2009 года, а не с 01 августа 2009 года как дня с которого этот стаж включен в общий ответчиком.
Довод ответчика о том, что срок, с которого произведено новое назначение пенсии с 01 августа 2009 года обоснован тем, что решение суда вступило в силу в июле 2009 года, что рассматривается как возникновение новых обстоятельств, влекущих за собой увеличение размера пенсии с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникли обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера пенсии, т.е., по правилам ст. 20 закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно ст. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится:
- с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;
- с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.
Однако в рассматриваемом случае ссылка на ст. 20 указанного закона, не обоснована, поскольку данной статьёй предусмотрен перерасчет пенсии по заявлению пенсионера в случае увеличения стажа при продолжении трудовой деятельности, перевода с одной пенсии на другую и т.д.
Однако каких-либо новых заявлений для перерасчета пенсии истица в данном случае подавать не обязана, поскольку такое заявление ею было подано 16 января 2009 года, в котором истица указала все периоды своей трудовой деятельности с просьбой назначить ей пенсию в соответствие со ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ», т.е., с момента обращения за ней, однако из подсчета её трудового стажа были необоснованно исключены отдельные периоды ее трудовой деятельности, которые впоследствии решением суда от 09 июля 2009 года, были восстановлены. Это не является возникновением новых обстоятельств, а лишь восстановление прав истца на незаконное исключение из подсчета её стажа отдельных периодов её трудовой деятельности.
Поэтому, с момента исполнения решения суда у ответчика возникли обязательства произвести перерасчет ранее назначенной истице пенсии с 16 января 2009 года в связи с включением в её общий трудовой стаж отдельных периодов её трудовой деятельности, а не с 01 августа 2009 года.
В этой части требования истицы подлежат удовлетворению.
Что касается требований истицы о компенсации причиненного ей морального вреда, причиненного в связи с «тяжбой» с ответчиком, длящейся с 2007 года до настоящего времени, а также, тем, что ответчик не соглашается исполнять её законные требования, то данное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 150 ГК РФ, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места жительства, право на имя, право авторства,
Заявленные истицей требования относятся к требованиям имущественного характера, возмещение морального вреда предусмотрено действующим законодательством в случае нарушения личных неимущественных прав.
В соответствие со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу закона к личным неимущественным правам относятся нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом.
Из материалов дела не усматривается доказательств, подтверждающих причинение истице действиями (бездействием) какого-либо вреда её личным неимущественным правам, последствия причинения такого вреда, а также наличие между этими событиями прямой причинной связи.
Не произведение ответчиком перерасчета размера пенсии истицы - это обстоятельство расценивается судом как нарушение имущественных прав истицы, возмещение морального вреда производится лишь в случае нарушения личных неимущественных прав гражданина, которые в данном случае не нарушены.
Кроме того, в силу норм статьи 98 ГПК РФ, подлежит взысканию с ответчика, уплаченная истицей государственная пошлина в размере 200 рублей при подаче иска, в соответствии со ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ.
Поэтому, суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Манасиповой ФИО1 к ГУ - отделу пенсионного фонда РФ в Селемджинском районе, удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - отдел Пенсионного фонда в Селемджинском районе произвести перерасчет пенсионных выплат Манасиповой ФИО1 за период с 16 января по 31 июля 2009 года с учетом периодов её трудовой деятельности, включенных в её педагогический (специальный) стаж работы в соответствие с решением Селемджинского районного суда от 09 июля 2009 года.
Взыскать с Государственного учреждения - отдела Пенсионного фонда в Селемджинском районе в пользу Манасиповой ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Селемджинский районный суд в течение 10 дней с момента его принятия его в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: