иск удовлетворен



Дело №2-212/11 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2011 г.

Сельцовский городской суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Бурчака С.А.

с участием истца Базулина М.Ф.

представителя ответчика – администрации г. Сельцо Кононовой С.П.,

действующей по доверенности

при секретаре Левиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Базулина М.Ф. к администрации г. Сельцо о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Базулин М.Ф. обратился в суд с иском к администрации г. Сельцо Брянской области о признании права собственности в порядке приватизации на комнату в общежитии по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение было предоставлено ему ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» <адрес> (далее <данные изъяты> на основании постановления администрации и профкома <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и ордера на условиях койко – место как работнику этого предприятия. В данной комнате он проживает и в настоящее время. Постановлением администрации г. Сельцо Брянской области общежитие принято в муниципальную собственность, в связи с чем дом утратил статус общежития и к нему применяется правовой статус, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. Однако истцу отказано в приватизации жилого помещения, что нарушает его права.

В судебном заседании Базулин М.Ф. поддержал свои исковые требования, пояснив, что был вселен в общежитие на законном основании, в связи с работой на <данные изъяты>» <адрес>. Он постоянно проживает в комнате , производит оплату коммунальных платежей, задолженности не имеет. Ввиду утраты домом по адресу: <адрес> статуса общежития в силу закона и с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям в таких домах положений о договоре социального найма, граждане, занимающие часть жилого помещения на условиях койко – место приобретают право пользования им на условиях договора социального найма. Комната, занимаемая им, является изолированным жилым помещением и может являться предметом договора социального найма. Однако с ним заключен договор найма жилого помещения в общежитии на койко – место. Собственник жилого помещения отказал ему в приватизации.

Представитель ответчика – администрации г. Сельцо Брянской области Кононова С.П. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив суду, что администрация г. Сельцо Брянской области не имеет возможности закрепить за истцом всю комнату в общежитии, т.к. комната является жилым помещением и предоставляется по договорам социального найма, согласно действующего жилищного законодательства по очередности. Истец в очереди на получение жилья в администрации г. Сельцо Брянской области не стоит. Более того, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение ком. в <адрес> переведено в маневренный жилой фонд, т.е. в специализированное жилье.

Выслушав лиц, участвующий в деле, изучив материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Материалами дела установлено, что общежитие по адресу: <адрес> находилось в ведении <данные изъяты>» г. Сельцо Брянской области.

На основании совместного постановления администрации и профкома <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ и ордера Базулину М.Ф. предоставлено койко – место в общежитии завода по адресу: <адрес> ком. и по данному адресу он был зарегистрирован.

Таким образом, истцу общежитие было предоставлено в связи с трудоустройством на <данные изъяты> <адрес>.

В силу ст. 109 ЖК РСФСР, действующий на момент возникновения жилищных правоотношений, для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся в период работы или учебы могут использоваться общежития.

ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и Базулиным М.Ф. заключен договор найма помещения в общежитии на койко – место в комнате <адрес> площадью 13,44 кв.м.

Согласно лицевого счета квартиросъемщика, он производит оплату за наем койко – место в комнате <адрес>, задолженности по оплате не имеет.

Из представленной поквартирной карточки на комнату следует, что в указанной комнате зарегистрирован только истец.

Постановлением администрации г. Сельцо Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ и актом приема – передачи жилого фонда с баланса <данные изъяты>» на баланс администрации г. Сельцо от ДД.ММ.ГГГГ, общежитие по адресу <адрес> было принято в муниципальную собственность на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность».

Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального Закона утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Следовательно, граждане, занимающие вышеуказанные жилые помещения, с момента вступления в силу Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку реализация таких прав не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Кроме того, ввиду утраты указанными домами статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения на условиях «койко – места», также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку ст. 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких – либо изъятий и ограничений.

В этой связи гражданам, проживающим на момент вступления в силу ст. 7 Вводного закона в таком жилом помещении на условиях «койко – место», должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение в целом и с ними должен заключаться один договор социального найма как с сонанимателями.

Жилые помещения, переданные в пользование таким гражданам по договору социального найма, подлежат последующей приватизации на основании Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность.

Гражданину, фактически пользовавшемуся всем жилым помещением (комнатой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем на момент вступления в силу ст. 7 указанного выше Вводного закона, также не может быть отказано в заключении договора социального найма на все изолированное жилое помещение, если это жилое помещение на момент вступления в силу указанной статьи Вводного закона не было предоставлено в установленном порядке в пользование нескольких лиц, либо право пользования жилым помещением других лиц прекратилось по основаниям, предусмотренным законом (выезд в другое место жительства, смерть и т.д.).

Как следует из материалов дела, Базулин М.Ф. фактически пользовался изолированной комнатой с ДД.ММ.ГГГГ., с момента вселения (выдачи ордера ДД.ММ.ГГГГ) и до момента рассмотрения спора в суде в 2011 г. проживал в ней без подселения других лиц, оплачивал всю занимаемую жилую площадь указанной комнаты. Из копии ордера, выданного Базулину М.Ф., следует, что ему было предоставлено право на поселение в общежитии с указанием номера комнаты - .

Согласно ст. 15, 16 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения, к таковым относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Следует учитывать, что приватизации подлежит только изолированное помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч.2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от 29.12.2004 г.) не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 01.03.2005 года.

Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд до 01.03.2005 г., могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после 01.03.2005 г. при условии, если это жилое помещение является изолированным.

Из технического паспорта жилого помещения, кадастрового паспорта на комнату следует, что комната является изолированным помещением площадью 13,44 кв.м., передана она в муниципальный жилищный фонд в ДД.ММ.ГГГГ г. и предоставлена Базулину М.Ф. для проживания в декабре 1998 г., т.е. до ДД.ММ.ГГГГ

Нельзя согласится с доводом ответчика о том, что в иске истцу следует отказать, т.к. комната в <адрес> постановлением администрации

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ переведена в маневренный фонд.

Согласно ч. 3 ст. 92 ЖК РФ, установлено, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом. Следовательно, приватизировать жилое помещение маневренного фонда, которое согласно ч. 1 ст. 92 ЖК РФ является одним из видов специализированных жилых помещений, гражданин не вправе.

Однако, до принятия решения об отнесении комнаты в <адрес> к специализированному жилищному фонду само здание, имело статус общежития, находящегося в ведении органа местного самоуправления, следовательно Базулин М.Ф. проживает в жилом помещении на условиях договора социального найма, а не договора найма специализированного жилого помещения. Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о включении комнаты <адрес> в <адрес> в состав специализированного жилищного фонда было принято после предоставления Базулину М.Ф. жилого помещения. Договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда может быть заключен только в отношении жилых помещений, признанных специализированными, т.е. решение об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду является необходимой предпосылкой для заключения договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда и предоставления жилого помещения. После перевода комнаты <адрес> в <адрес> в состав специализированного жилищного фонда, договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда и предоставления жилого помещения с Базулиным М.Ф. заключено не было.

В соответствии с п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому помещению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. №42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.

Кроме того, жилые помещения маневренного фонда в отличие от жилых помещений фонда социального использования предоставляются по определенным законом основаниям только специальным категориям граждан (ст. 95 ЖК РФ); истечение периода, на который был заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда (ч.2 и ч.3 ст. 106 ЖК РФ), будет являться основанием для прекращения договора найма жилого помещения маневренного фонда (в то время как договор социального найма заключается без установления срока его действия (ч. 2 ст. 60 ЖК РФ).

Как видно из материалов дела, Базулинм М.Ф. не относится к специальным категориям граждан, которым в силу закона могут предоставляться специализированные жилые помещения и с ним не был заключен договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда с указанием срока действия данного договора.

Все выше приведенные нормы закона свидетельствуют о том, что перевод комнаты <адрес> в <адрес> в состав специализированного жилищного фонда произведен после (постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) предоставления спорного жилого помещения Базулину М.Ф., т.е. после ДД.ММ.ГГГГ

В 2010 г. Базулин М.Ф. обратился в администрацию г. Сельцо о передачи ему в собственность занимаемой им комнаты, где ему было отказано и разъяснен порядок обращения в суд по данному вопросу, о чем свидетельствует копия журнала регистрации обращений граждан. Данный отказ суд считает необоснованным.

Перечень прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, предусмотренный ч. 1 ст. 67 ЖК РФ, не является исчерпывающим исходя из смысла ч.2 названной статьи.

В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Из материалов дела следует, что истец ранее в приватизации не участвовал.

Жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и были переданы в муниципальную собственность (муниципальный жилищный фонд), могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.

Таким образом, собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что Базулин М.Ф. вселился в спорную комнату в установленном законом порядке, производит оплату за наем жилого помещения и коммунальные услуги, с момента предоставления ему жилого помещения (ДД.ММ.ГГГГ) проживал один, без подселения других лиц, в силу закона имеет право приобретения в порядке приватизации комнаты <адрес>.

С учетом изложенного суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Базулина М.Ф. к администрации <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить.

Признать за Базулиным М.Ф. право собственности на комнату <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Сельцовский городской суд Брянской области в течение 10 дней.

Председательствующий С.А. Бурчак