Обвинительный приговор по ч. 4 ст. 264 УК РФ с назначением основного наказания в виде лишения свободы условно с применением ст. 73 УК РФ и дополнительного наказания в виде лишения управления транспортным средством, исполняемого самостоятельно.



Дело № 1-167/2011 г.

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сегежа                                                                                                    24 ноября 2011 года

Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Пушаевой Е.П.,

с участием государственного обвинителя Айтеновой А.А.,

защитника, адвоката Гусарова С.П., представившего ордер №... от 24.11.2011 г. и удостоверение,

подсудимого Калинина А.А.,

потерпевших Б., Г., К.,

законного представителя потерпевшей В.,

при секретаре Крупневой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению:

Калинина А.А., хх.хх.хххх года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, <данные о личности изъяты>, ранее не судимого, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,

в порядке ст. 91 УПК РФ не задерживавшегося, под стражей не содержащегося,

в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 264 УК РФ,

у с т а н о в и л:

Калинин А.А. хх.хх.хххх в период времени с 14 часов 00 минут до 14 часов 24 минут, на 8-ом километре автомобильной дороги <адрес>, грубо нарушая требования пункта 2.7 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Совета Министров- Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 (далее Правила дорожного движения РФ), запрещающего водителю управлять транспортным средством в состоянии опьянения, находясь в состоянии алкогольного опьянения, ставящим под угрозу жизнь и здоровье участников движения, а также безопасность движения; а также пункта 1.3 Правил дорожного движения РФ, согласно которого участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, управляя технически исправным автомобилем «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывая на предотвращение этих последствий, проявляя преступную неосторожность в форме легкомыслия, не учитывая своего состояния алкогольного опьянения, которое ухудшает реакцию и внимание, двигаясь по второстепенной дороге, при выезде на главную дорогу, в нарушение пункта 13.9 Правил дорожного движения РФ, согласно которого на перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения, не уступил дорогу автомобилю «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак <данные изъяты>, под управлением Ч., двигавшегося по главной дороге, в сторону <адрес>, и выехал на главную дорогу. В результате допущенных Калининым А.А. нарушений Правил дорожного движения РФ произошло столкновение указанных автомобилей.

В результате указанных противоправных действий Калинина А.А. пассажиру автомобиля «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, П., которая на момент дорожно-транспортного происшествия находилась на заднем пассажирском сиденье автомобиля, в условиях дорожно-транспортного происшествия, при ударах о выступающие части внутри автомобиля, причинены телесные повреждения, от которых она скончалась хх.хх.хххх.

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы №... от хх.хх.хххх причинены следующие телесные повреждения: тяжелая закрытая тупая черепно-мозговая травма: обширнейшее травматическое внутричерепное кровоизлияние под мягкую мозговую оболочку, травматическое внутримозговое кровоизлияние, обширное кровоизлияние в кожно-мышечные лоскуты головы, занимающее всю левую половину головы, квалифицируемые судебно-медицинским экспертом как телесные повреждения, повлекшие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; ушибленная рана в левой височной области, множественные кровоподтеки на правой руке, на тыле лево кисти, кровоподтек на правом колене, квалифицируемые судебно-медицинским экспертом как телесные повреждения, не повлекшие вреда здоровью. Смерть гражданки П. наступила хх.хх.хххх в 09 часов 20 минут. Непосредственной причиной смерти послужили кровоизлияния в жизненно важные центры головного мозга, вызванные обширнейшим кровоизлиянием под мягкую мозговую оболочку и внутримозговым кровоизлиянием, сопровождающимися отеком головного мозга, все это и привело к кровоизлияниям в жизненно важные центры головного мозга, то есть- имеющаяся черепно-мозговая травма состоит в прямой причинно-следственной связи со смертью, является причиной смерти.

Совершив дорожно-транспортное происшествие, Калинин А.А. своими действиями грубо нарушил следующие пункты Правил дорожного движения РФ:

пункт 1.3 «Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки…»

пункт 13.9 «На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступать дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.»

пункт 2.7 «Водителю запрещается:

- управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного …) под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения».

Действия водителя Калинина А.А. и допущенные им нарушения Правил дорожного движения РФ, находятся в прямой причинной связи с наступившими последствиями.

Калинин А.А. согласился с предъявленным ему обвинением в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 264 УК РФ заявил об особом порядке принятия судебного решения, гражданские иски потерпевших признает в полном объеме.

Потерпевшие Б., Г., К., Е., законный представитель потерпевшей В., не возражали против рассмотрения дела в особом порядке, без судебного разбирательства, поддержали гражданские иски на сумму <данные изъяты> руб. в пользу каждого потерпевшего в качестве компенсации морального вреда.

Судом установлено, что Калинин А.А. добровольно, в присутствии защитника, после проведения консультаций с ним, заявил о согласии с предъявленным ему обвинением и ходатайствовал о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.

Суд, учитывая, что максимальное наказание по ч. 4 ст. 264 УК РФ не превышает 7 лет лишения свободы, подсудимый осознает характер и последствия заявленного им ходатайства, государственный обвинитель, защитник, потерпевшие, законный представитель потерпевшей не возражают против постановления приговора без проведения судебного разбирательства, считает правильным применение особого порядка производства по делу.

Суд, заслушав объяснения подсудимого, мнение государственного обвинителя, защитника, потерпевших, законного представителя потерпевшей, изучив материалы дела, которые не оспариваются сторонами, приходит к выводу, что обвинение, с которым согласился подсудимый Калинин А.А., обоснованно и подтверждается доказательствами по уголовному делу.

Проверив соблюдение условий постановления приговора без проведения судебного разбирательства, установленных ст. 314, 315 УПК РФ, суд удовлетворил ходатайство подсудимого.

Действия подсудимого Калинина А.А. суд квалифицирует по ч. 4 ст. 264 УК РФ - нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

При решении вопроса о назначении наказания суд, в соответствии с ч. 3 ст. 60 УК РФ, учитывает характер и степень общественной опасности преступления, данные личности виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Судом принимается во внимание, что подсудимый совершил преступление по неосторожности и относящееся к категории преступлений средней тяжести.

В качестве смягчающих наказание обстоятельств, в соответствии с п. « и » ч. 1 ст. 61 УК РФ суд учитывает активное способствование раскрытию и расследованию преступления, в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ- судом учитывается также полное признание подсудимым своей вины, раскаяние в содеянном, его состояние здоровья.

Отягчающих наказание обстоятельств судом не установлено.

Подсудимый Калинин А.А. характеризуется следующим образом: <данные о личности изъяты>, ранее не судим.

С учетом данных о личности, материального положения подсудимого, и обстоятельств дела, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, суд считает возможным назначить Калинину А.А. наказание в виде лишения свободы, а поскольку его исправление возможно без изоляции от общества, с применением ст. 73 УК РФ. Оснований для применения ст. 64 УК РФ суд не находит. При назначении наказания суд руководствуется п. 7 ст. 316 УПК РФ, ч.1 ст. 62 УК РФ.

Избирая вид и размер наказания, учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что иное наказание, чем избранное судом применять нецелесообразно.

В соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ с учетом возраста подсудимого, трудоспособности и его состояния здоровья, суд возлагает на Калинина А.А. следующие обязанности: в период условного осуждения не менять постоянного места жительства и работы без уведомления государственного специализированного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного; являться на регистрацию в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за его поведением с установленной этим органом периодичностью, в случае изменения места жительства и работы уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию в течение 10 дней.

Суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, наступившие тяжкие последствия, в виде гибели человека, в связи с чем, считает необходимым применить дополнительное наказание в виде лишения права управления транспортным средством на три года.

В соответствии с п. 12.1 Постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 г. № 25 « О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения ( в ред. от 23.12.2010 г. №31), учитывая, что Калинин А.А. привлечен к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ за сам факт управления транспортным средством в состоянии опьянения в связи с настоящим дорожно-транспортным происшествием и лишен права управления транспортным средством постановлением мирового судьи от 05.07.2011 г. на один год и шесть месяцев, отбытый им срок лишения права управления транспортным средством засчитывается в срок назначенного по уголовному делу дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством. Постановление от 05.07.2011 г. вступило в законную силу 18.07.2011 г., временное разрешение Калининым А.А. сдано в отделение ГИБДД <адрес> 07.07.2011 г.. Срок лишения права управления транспортным средством исчислять с момента вступления приговора суда в законную силу в порядке ч. 4 ст. 47 УК РФ.

Гражданские иски потерпевших Б., Г., К., Е. о взыскании морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей в пользу каждого суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме. Суд учитывает тяжесть наступивших последствий, характер пережитых физических и нравственных страданий потерпевших, а также материальное положение подсудимого Калинина А.А., требования соразмерности и справедливости. Решая вопрос об удовлетворении иска и определении размера компенсации морального вреда, суд руководствуется требованиями ст. 151, ст. 1099, ст. 1100, ст. 1101 ГК РФ.

В соответствии со ст. 81 УПК РФ вещественные доказательства: автомобиль «<данные изъяты>» оставить в собственности законного владельца С..

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307, 308, 309, 316 УПК РФ суд

П Р И Г О В О Р И Л :

Калинина А.А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 264 УК РФ и назначить ему наказание в виде 3 (трех) лет лишения свободы с лишением права управления транспортным средством на 3 (три) года.

Меру наказания в виде 3 (трех) лет лишения свободы на основании ст. 73 УК РФ считать условной с испытательным сроком 4 года.

Наказание в виде лишения права управления транспортным средством на 3 (три) года исполнять самостоятельно.

Срок лишения права управления транспортным средством исчислять с момента вступления приговора в законную силу.

Зачесть отбытый по постановлению мирового судьи судебного участка <С-кого района> от 05 июля 2011 г. срок лишения права управления транспортным средством в период с 18 июля 2011 г. до момента вступления приговора в законную силу в срок назначенного по уголовному делу дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством.

В соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ суд возлагает на Калинина А.А. следующие обязанности: в период условного осуждения не менять постоянного места жительства и работы без уведомления государственного специализированного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного; являться на регистрацию в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за его поведением с установленной этим органом периодичностью, в случае изменения места жительства и работы уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию в течение 10 дней.

Меру пресечения в отношении Калинина А.А. до вступления приговора в законную силу оставить в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Гражданские иски удовлетворить.

Взыскать с Калинина А.А. в пользу Б., Г., К., Е. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> рублей ) в пользу каждого.

Вещественные доказательства: автомобиль «<данные изъяты>» оставить в собственности законного владельца С..

Приговор может быть обжалован с соблюдением требований ст. 317 УПК РФ в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Карелия через Сегежский городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, заявив об этом в течение 10 суток со дня вручения ему копии приговора, кассационного представления, кассационной жалобы.

Судья                                                                    Е.П. Пушаева

Приговор вступил в законную силу 5 декабря 2011 года.