№ 2-1081/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2010 года город Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Э.Е. Сенюшкиной,
при секретаре С.В. Киселевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абибок Н.П. к Муниципальному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа номер г. Сегежи (далее МОУ СОШ номер г. Сегежи) о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
у с т а н о в и л:
Абибок Н.П. обратилась в суд с названным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что работает ...... в МОУ СОШ номер г. Сегежи, во время отпуска в июне 2010 года ездила отдыхать в ......, на проезд по территории Российской Федерации затратила ...... рублей ...... копеек, до настоящего времени оплата проезда к месту отдыха и обратно ответчиком не произведена. Просит взыскать с ответчика оплату стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно по территории РФ в размере ...... рублей ...... копеек.
Истица в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила взыскать с ответчика в свою пользу стоимость проезда к месту отдыха и обратно в размере ...... рублей ...... копеек, пояснила, что не была осведомлена с нормативным актом, которым сумма компенсации за проезд к месту отдыха снижена до 1000 рублей, узнала об этом в августе 2010 года.
Представитель ответчика Ярыгина Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала частично в размере 10000 рублей. Пояснила, что в соответствии с решением Совета Сегежского муниципального района XXX сессии IV созыва от 30 июня 2009 года «О компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам организаций, финансируемых из бюджета Сегежского муниципального района» размер компенсации расходов (в том числе членам семьи работников) не может превышать 10000 рублей в целом. Действие настоящего решения распространяется на отношения сторон, возникшие с 1 января 2009 года. Решение Совета Сегежского муниципального района от 28.12.2009 года № 32, которым размер компенсации расходов был снижен до 1000 рублей в централизованном порядке до МОУ СОШ номер не доводилось, о данном решении в школе узнали 04.08.2010 года, когда получили ответ главы Сегежского муниципального района.
Суд, заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что Абибок Н.П. работает в должности ...... в МОУ СОШ номер ......, с ХХ.ХХ.ХХХХ года по ХХ.ХХ.ХХХХ года выезжала к месту проведения отпуска в ......, на проезд по территории Российской Федерации затратила ...... рубля ...... копеек. Абибок Н.П. были представлены работодателю для оплаты авансовый отчет, билет на автобус по маршруту Сегежа-Петрозаводск, стоимостью ...... рублей, железнодорожные билеты по маршрутам г. Петрозаводск-г. Москва, г. Москва- г. Сегежа, стоимостью ...... рублей ...... копеек, посадочный талон на самолет, справка о стоимости авиабилета Москва-Анталья-Москва в размере ...... рублей, всего расходы истицы на проезд к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации составили ...... рубля ...... копеек. До настоящего времени расходы по оплате проезда к месту отдыха и обратно истице не компенсированы работодателем.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, никем в суде не оспариваются.
Статья 325 Трудового кодекса РФ предусматривает, что лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем.
Аналогичная норма закреплена в статье 33 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года № N 4520-1.
Пунктом 2 Решения XXX сессии Совета Сегежского муниципального района IV созыва от 30 июня 2009 года № 398 «О компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам организаций, финансируемых из бюджета Сегежского муниципального района» предусмотрено, что размер компенсации расходов (в том числе членам семей работников) не может превышать 10000 рублей в целом. Пунктом 7 Решения установлено, что его действие распространяется на отношения сторон, возникшие с 1 января 2009 года. Однако в связи с тем, что указанный нормативный правовой акт опубликован в газете «Доверие» 4 июля 2009 года, он подлежал применению с указанной даты.
Пунктом 1 Решения Совета Сегежского муниципального района от 28 декабря 2009 года № 32 «О внесении изменений в решение XXX сессии Совета Сегежского муниципального района IV созыва 30 июня 2009 года № 398 «О компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам организаций, финансируемых из бюджета Сегежского муниципального района» (далее -Решение Совета Сегежского муниципального района от 28 декабря 2009 года № 32) размер компенсации указанных расходов был снижен до 1000 рублей. Пунктом 2 названного акта Решение Совета Сегежского муниципального района от 30 июня 2009 года № 398 признано утратившим силу.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Статьей 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Таким образом, обязательным критерием соблюдения порядка вступления нормативного правового акта в силу является обеспечение возможности ознакомления с ним граждан, права которых данный акт затрагивает. При этом, способ обнародования такого акта не может устанавливаться произвольно, без учета характера правоотношений, которые он регулирует, и круга лиц, на который он распространяется.
Решение Совета Сегежского муниципального района от 28 декабря 2009 года № 32 является нормативным правовым актом, поскольку, содержит обязательные правила поведения, существенно снижает объем гарантий работникам организаций, финансируемых из местного бюджета, по сравнению с ранее действующим порядком, рассчитано на неоднократное применение и распространяет свое действие на неограниченный круг лиц.
Соответственно и способ обнародования данного акта должен обеспечивать доведение его до неограниченного круга общественности.
Как следует из письма администрации Сегежского муниципального района, органом местного самоуправления был избран способ обнародования решения в форме размещения его текста в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования (дата размещения акта на сайте 30.12.2009 года). Официально опубликовано названное решение в газете «Доверие» лишь 23.06.2010 года.
Вместе с тем беспрепятственный доступ неограниченного круга граждан и юридических лиц к такому информационному ресурсу как сеть Интернет, может быть обеспечен лишь в случае наличия у них соответствующих устройств, специальных навыков и возможности подключения к сети. Однако суд полагает общеизвестным и в силу статьи 61 ГПК РФ не подлежащим доказыванию факт того, что уровень оснащения населения Сегежского муниципального района (тем более проживающего в удаленных населенных пунктах) необходимыми коммуникационными устройствами, а также наличия соответствующих познаний в области информационных технологий принципу всеобщности не отвечает.
Органом местного самоуправления не обеспечено доведение принятого нормативного акта до сведения заинтересованных лиц и путем официальной рассылки, либо публикации в средствах массовой информации данных о его принятии.
Также судом принимается во внимание, что Решение Совета Сегежского муниципального района от 30 июня 2009 года № 398 было опубликовано в средствах массовой информации, в связи с чем и нормативный правовой акт о признании названного Решения утратившим силу должен быть доведен до всеобщего сведения в той же форме.
По изложенным мотивам суд приходит к выводу о том, что в исключительных обстоятельств, препятствующих органу местного самоуправления опубликовать Решение Совета Сегежского муниципального района от 28 декабря 2009 года № 32 не имелось (на что указывает сам факт его публикации в газете «Доверие» 23.06.2010 года), в связи с чем процедура введения его в действе соблюдена не была.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах.
Поскольку, официальное опубликование названного выше нормативного правового акта имело место 23 июня 2010 года, его положения к спорным правоотношениям применяться не могут, в связи с чем суд руководствуется ранее действующим правовым регулированием, содержащимся в Решении Совета Сегежского муниципального района от 30 июня 2009 года № 398, который ограничивал выплату компенсации суммой 10000 рублей.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат частичному удовлетворению в размере 10000 рублей.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в бюджет Сегежского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей. Суд, в соответствии с ч.2 ст.333.20 Налогового кодекса РФ, с учетом финансового положения ответчика, полагает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика до 100 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Абибок Н.П. удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа номер г. Сегежи в пользу Абибок Н.П. денежную сумму в размере 10000 рублей.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа номер г. Сегежи государственную пошлину в размере 100 рублей в бюджет Сегежского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Сегежский городской суд Республики Карелия.
Судья Э.Е. Сенюшкина
Справка: в окончательной форме в порядке статьи 199 ГПК РФ решение изготовлено 16.08.2010 года.