иск прокурора Сегежского района в интересах Филькиной к администрации Сегежского муниципального района о предоставлении вне очереди жилого помещения удовлетворен.



№ 2-1158/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2010 года г. Сегежа

Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Сенюшкиной Э.Е.,

при секретаре Киселевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сегежского района в интересах Филькиной С.А. к администрации Сегежского муниципального района о предоставлении жилого помещения вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сегежского района в интересах Филькиной С.А.обратился в суд с указанным иском к администрации Сегежского муниципального района. Требования мотивированы тем, что Филькина С.А., ХХ.ХХ.ХХХХ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья во внеочередном порядке с ХХ.ХХ.ХХХХ года, в связи с тем, что родители Филькиной (Хадьковой) лишены родительских прав, ранее закрепленное за нею жилое помещение, расположенное по адресу ........... уничтожено в результате пожара. По достижении совершеннолетия, по окончанию образовательного учреждения жилое помещение, пригодное для проживания, за Филькиной И.А.(Хадьковой) закреплено не было. В связи с изложенными в заявлении обстоятельствами прокурор просит обязать администрацию Сегежского муниципального района предоставить Филькиной С.А. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм в черте г. Сегежи.

В судебном заседании старший помощник прокурора Сегежского района Невайкин П.Н. исковые требования поддержал, просил суд обязать ответчика предоставить Филькиной И.А. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм в черте г. Сегежи.

Филькина С.А. в судебном заседании поддержала исковые требования. Пояснила, что в ХХ.ХХ.ХХХХ году ее родителей лишили родительских прав, с ........... года по ........... год она находилась под опекой у бабушки Я.Е.К., в ХХ.ХХ.ХХХХ году бабушка умерла, опекуном стала старшая сестра истицы К.О.Н.., истица проживала у сестры меньше года, затем ее направили в детский дом д. ..........., в котором она находилась по ХХ.ХХ.ХХХХ год, закрепленное за ней жилое помещение в жилом доме номер по ул. ........... в г. ........... сгорело. После детского дома она поступила в лицей номер г. Сегежи, где обучалась один год до ХХ.ХХ.ХХХХ года, проживала в период обучения в общежитии лицея, прекратила обучение в лицее, не закончив его по собственному желанию, после этого администрация района ей разрешила проживать в общежитии по ..........., ордер на эту комнату ей не выдавали, регистрацию в комнате этого общежития она не делала, так как это была чужая комната, она прожила в ней недолго, затем вышла замуж, с мужем стали снимать жилье. Обращалась устно и письменно в администрацию района по поводу предоставления жилья, на ее письменное обращение в ХХ.ХХ.ХХХХ году поступил письменный ответ о том, что ей будет предоставлено жилье, однако, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставили. В настоящее время она снимает жилье вместе с мужем и ребенком, не работает, находится на иждивении мужа.

Представитель Администрации Сегежского муниципального района в судебном заседании Хольшева И.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что статьей 4 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.11.2005 года № 921-ЗРК (далее - Закон) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. При осуществлении государственных полномочий органами местного самоуправления органы местного самоуправления: а) организуют деятельность по осуществлению государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, а также принятыми ими муниципальными правовыми актами; б) ведут реестры детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, находящихся и (или) обучающихся в государственных учреждениях Республики Карелия и федеральных государственных образовательных учреждениях), находящихся и (или) обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, под опекой, попечительством, в приемной, в патронатной семьях, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения; в) представляют Министерству финансов Республики Карелия и уполномоченному органу отчеты о расходовании предоставленных в соответствии с указанным Законом субвенций, об исполнении заданий по осуществлению государственных полномочий, о выполнении целевых прогнозных показателей; иную необходимую информацию и документы, связанные с осуществлением государственных полномочий, на основании письменных запросов и в указанные в них сроки (далее - запросы); г) осуществляют обособленный учет материальных ресурсов, приобретаемых в муниципальную собственность за счет субвенций и передаваемых в оперативное управление; д) принимают муниципальные правовые акты по вопросам установления и исполнения расходных обязательств, связанных с осуществлением государственных полномочий; е) устанавливают финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения расходных обязательств муниципальных образований за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета в случае превышения нормативов, используемых в методике расчета субвенций. Министерство финансов Республики Карелия планирует нормативы формирования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципальных образований по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, в расчете на одного человека с учетом общей площади жилого помещения в размере 33 квадратных метров и прогнозируемой средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию плановым методом, методом индексации. Кроме того, осуществляет расчет общего объема субвенций сложением произведений, полученных способом умножения прогнозируемой среднегодовой численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, на соответствующий норматив формирования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципальных образований по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения бюджета Республики Карелия порядке на счета местных бюджетов муниципальных районов и городских округов. В соответствии с Приказом Министерства финансов Республики Карелия от 16 июня2009 года № 194, при сверке показателей для расчета на 2010 год субвенций, передаваемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Карелия, Министерством образования Республики Карелия по субвенции на осуществление государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилья, прогнозировалась среднегодовая численность 26 человек. Финансовым управлением администрации Сегежского муниципального района подтвержден данный показатель. Однако Министерством финансов Республики Карелия были выделены бюджетные ассигнования и открыты лимиты бюджетных обязательств на 2010 год в размере 1.691.000 рублей из расчета на двух человек. Финансирование из бюджета Республики Карелия было произведено в полном объеме. На выделенные средства приобретено 4 квартиры для 4 детей. Остаток неиспользованных средств составляет 115.500 рублей. По состоянию на ХХ.ХХ.ХХХХ года в Сегежском районе количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете и нуждающихся в получении жилой площади во внеочередном порядке, 23 человека. Не исполнено 4 судебных решения по искам прокурора, обязывающих администрацию предоставить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, во внеочередном порядке жилые помещения. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ). В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 4 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.11.2005 года № 921-ЗРК одним из условий прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий является наступление обстоятельств, при которых дальнейшее осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий становится невозможным. В настоящее время органами местного самоуправления Сегежского муниципального района осуществление государственных полномочий по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, невозможно по причине отсутствия финансирования из бюджета Республики Карелия и дефицитном бюджете Сегежского муниципального района. Таким образом, администрация Сегежского муниципального района не имеет возможности предоставить Филькиной (Хадьковой) С.А. вне очереди жилое помещение в черте города Сегежи. Просила обязать Министерство финансов ........... зачислить субвенцию в необходимом размере в установленном для исполнения бюджета Республики Карелия порядке на счета Сегежского муниципального района на осуществление государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договору социального найма для Филькиной (Хадьковой) С.А.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, администрация Сегежского городского поселения в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела, согласно отзыву на исковое заявление полагает исковые требования прокурора Сегежского района подлежащими удовлетворению.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне ответчика Министерство финансов Республики Карелия, привлеченное к участию в деле по ходатайству ответчика, в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте рассмотрения дела, согласно представленному отзыву на исковое заявление просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В отзыве также указывает, что Законом Республики Карелия «О бюджете на 2009 год» бюджету Сегежского муниципального района предусмотрена субвенция в размере 47 407 тыс. рублей, указанная субвенция перечислена в полном размере, таким образом, в 2009 году органы местного самоуправления надлежащим образом наделены государственными полномочиями по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. По состоянию на ХХ.ХХ.ХХХХ года бюджету Сегежского муниципального района перечислена субвенция, предусмотренная Законом Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2010 год» в размере 31300 тыс. рублей. Оценка достаточности выделенных средств субвенции не относится к предмету настоящего спора об исполнении полномочий администрацией Сегежского муниципального района по предоставлению жилого помещения сироте, данный вопрос связан с бюджетными правоотношениями, участником которых Филькина С.А. не является. Более того, администрация Сегежского муниципального района и не вышла за пределы переданных ей средств.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Установлено, что решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 07.12.1993 года Х.Л.А.и Х.Т.А. лишены родительских прав в отношении дочери Хадьковой С., ХХ.ХХ.ХХХХ года рождения. Ребенок некоторое время находился под опекой бабушки Я.Е.К.., сестры К.О.Н. впоследствии был определен в детский дом д. ..........., в котором находился по ХХ.ХХ.ХХХХ год на полном государственном обеспечении. Постановлением мэрии г. Сегежи и Сегежского района от ХХ.ХХ.ХХХХ года за Хадьковой С. и Хадьковой И. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу ........... В период пребывания Хадьковой С.А. в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой дом номер ул. ........... в г. Сегежа был уничтожен в результате пожара. Хадькова С.А. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке с ХХ.ХХ.ХХХХ года, номер очереди ............ ХХ.ХХ.ХХХХ года Хадькова С.А. вступила в брак с Ф.Г.В. после регистрации брака ей присвоена фамилия Филькина. Жилого помещения принадлежащего на праве собственности или на основании договора найма жилого помещения Филькина (Хадькова) С.А. не имеет. Таким образом Филькина С.А. имеет право на предоставление ей по месту жительства (в г. Сегеже) вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм.

Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В развитие данной нормы пунктом 2 части 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Согласно ст.5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В силу ч.1 ст.4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 года №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. Расчет общего объема субвенций на исполнение расходных обязательств муниципальных образований и нормативов для определения указанного объема субвенций осуществляется в процессе составления проекта бюджета Республики Карелия на очередной финансовый год в установленном данным законом порядке.

В соответствии с ч.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Сегежского муниципального района» от 09.09.2008 года № 189-П жилой фонд Сегежского городского поселения закреплен за администрацией Сегежского городского поселения и принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Сегежское городское поселение.

Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежит на органе исполнительной власти субъекта РФ (и, соответственно, на органе местного самоуправления муниципального района).

Судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя администрации Сегежского муниципального района о недостаточном финансировании на цели предоставления жилья указанной категории граждан, поскольку действующее законодательство, устанавливая внеочередной порядок предоставления жилья необеспеченным жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не предусматривает существование очереди между этими лицами в органах местного самоуправления. Включив в ХХ.ХХ.ХХХХ году истицу в такую очередь, ответчик фактически признал ее наступившее право на получение жилья во внеочередном порядке, которое должно быть реализовано.

Кроме того, Сегежскому муниципальному району из бюджета Республики Карелия выделялись субвенции на реализацию указанных полномочий. Доводы представителя ответчика о недостаточности выделенных средств не могут быть приняты судом во внимание, поскольку даже выделенные средства субвенций не использованы администрацией Сегежского муниципального района в полном объеме, остаток неизрасходованных средств составляет 115500,00 рублей. Кроме того, администрация Сегежского муниципального района в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством, не лишена возможности требовать предоставления ей дополнительных субвенций на исполнение государственных полномочий в случае их недостаточности. Учитывая, что объем субвенций на следующий финансовый год определяется законом о бюджете Республики Карелия, а глава местного самоуправления в силу ст.42 Конституции Республики Карелия обладает правом законодательной инициативы, орган местного самоуправления имеет возможность повлиять на определение размера субвенций в порядке, установленном бюджетным законодательством.

В настоящее же время в установленном законом порядке администрации Сегежского муниципального района переданы полномочия Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. Прекращение осуществления государственных полномочий администрацией Сегежского муниципального района в порядке, установленном ст.4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 года №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не осуществлялось, соответствующий закон Республики Карелия не принимался. Администрация Сегежского муниципального района о своем отказе от осуществления указанных государственных полномочий в порядке, установленном ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не заявляла, что не оспаривал ее представитель.

В соответствии со ст.50 и 57 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, которая установлена органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Совета Сегежского городского поселения от 12 апреля 2007 года № 84 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 12 м2 на человека.

Суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, так как Филькина С.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленное за ней жилое помещение уничтожено, в связи с чем она является нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию Сегежского муниципального района предоставить Филькиной С.А. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте города Сегежа, на одного человека, общей площадью не менее 12 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней через Сегежский городской суд Республики Карелия.

Судья Э.Е. Сенюшкина