заявление ФБУ ИЗ об оспаривании представления прокурора оставлено без удовлетворении.



№ 2-1459/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 ноября 2010 года город Сегежа

Сегежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Э.Е. Сенюшкиной, при секретаре С.В. Киселевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор номер» УФСИН России по Республике Карелия (далее - ФБУ ИЗ-10/2 УФСИН России по РК) об оспаривании представления прокурора Сегежского района от ХХ.ХХ.ХХХХ года,

у с т а н о в и л:

ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий прокурора Сегежского района и отмене представления прокурора Сегежского района от ХХ.ХХ.ХХХХ года, мотивируя свои требования следующим. В силу сложившихся обстоятельств котельная ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК является единственным источником теплоснабжения (в виде тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения) жилых домов номер расположенных на ....... Между ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК и ООО «Сегежа-Энерго», которое в силу учредительных документов осуществляет деятельность по производству, распределению и передаче тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения для граждан потребителей ...... заключен договор энергоснабжения жилых домов номер по ...... от ХХ.ХХ.ХХХХ номер. Указанный договор заключен сторонами в соответствии с требованиями параграфа 6 главы 30 раздела 4 части 2 Гражданского кодекса РФ. Потребителем (абонентом) в силу требований статьи 539 Гражданского кодекса РФ, а также в силу положений заключенного между сторонами договора выступает ООО «Сегежа-Энерго». С ХХ.ХХ.ХХХХ года по ХХ.ХХ.ХХХХ года ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК обеспечивало тепловой энергией в виде отопления и горячего водоснабжения жилые дома номер по ....... ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК за данный период оказало услуг на общую сумму ...... рублей, от ООО «Сегежа-Энерго» поступила оплата лишь ХХ.ХХ.ХХХХ на сумму ...... рублей.В связи с существенным нарушением обязательств, допущенным ООО «Сегежа-Энерго» по договору энергоснабжения жилых домов, заключенного ХХ.ХХ.ХХХХ года, ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК ХХ.ХХ.ХХХХ года направило уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке Решение о расторжении договоров в одностороннем порядке было принято в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 546, статьей 523 Гражданского кодекса РФ в связи с существенным нарушением условий договоров со стороны ООО «Сегежа-Энерго», выразившемся в неоднократном нарушении сроков оплаты за отпущенную тепловую энергию. ООО «Сегежа-Энерго» могло обратиться в суд с иском к ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК о понуждении к исполнению договоров, расторгнутых в одностороннем порядке, однако никаких действий в этом направлении не предприняло. Для взыскания задолженности ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК обратилось с исками в Арбитражный суд Республики Карелия. Решениями Арбитражного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХХХ и ХХ.ХХ.ХХХХ года, вступившими в законную силу, с ООО «Сегежа-Энерго» взыскана задолженность в сумме ...... руб. и ...... руб. в пользу ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК. Исполнительный лист на сумму ...... руб. передан ХХ.ХХ.ХХХХ года судебным приставам для исполнения. Исполнительный лист на сумму ...... руб. в ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК не поступал. В целях обеспечения жилых домов по ...... горячим водоснабжением и отоплением в период с ХХ.ХХ.ХХХХ года по ХХ.ХХ.ХХХХ года ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК ХХ.ХХ.ХХХХ года подготовило и направило в адрес ООО «Сегежа-Энерго» измененные проекты договоров на горячее водоснабжение и отопление жилых домов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2010 года № 294 «Об утверждении порядка расчетов за тепловую энергию и природный газ», в связи с необходимостью приобретения каменного угля проектами договоров предусмотрено условие по оплате оказанных услуг на основании авансовых платежей.В силу положений части 2 статьи 445 Гражданского кодекса РФ ООО «Сегежа-Энерго» в течение 30 дней обязано было рассмотреть представленные проекты, и в случае несогласия составить протоколы разногласий к проектам договоров. Учреждение, в случае несогласия с представленными на рассмотрение протоколами разногласий, обязано было в течение 30 дней направить уведомления ООО «Сегежа-Энерго» о непринятии протоколов разногласий полностью или в части. В этом случае ООО «Сегежа-Энерго» вправе было передать на рассмотрение суда разногласия, возникшие при заключении договоров. Однако, ООО «Сегежа-Энерго» в нарушение части 2 статьи 445 Гражданского кодекса РФ по результатам рассмотрения договоров протоколов разногласий не оформило, направило в адрес ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК письма о несогласии с условиями договоров и об отказе от их заключения, нарушив тем самым положения части 2 статьи 445 Гражданского кодекса РФ, и настаивая на продолжении отношений, на основании ранее заключенных договоров. ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК направило в суд исковые заявления с требованиями о понуждении ООО «Сегежа-Энерго» заключить договоры. ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК в удовлетворении исковых требований отказано. ХХ.ХХ.ХХХХ года ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК повторно направило проекты договоров на отопление и горячее водоснабжение жилых домов номер по ....... ХХ.ХХ.ХХХХ года ООО «Сегежа-Энерго» направило в адрес ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК письмо, в котором отказывается заключать договоры на предложенных условиях.Также неоднократно на оперативных совещаниях при Главе Сегежского городского поселения с участием прокурора Сегежского района данные факты ставились на обозрение. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О теплоснабжении» потребителем тепловой энергии является ООО «Сегежа-Энерго». Кроме того, ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК ХХ.ХХ.ХХХХ года направило официальное письмо в адрес Главы Сегежского городского поселения, и копию в адрес прокурора Сегежского района с просьбой помочь в сложившейся ситуации и определиться с кем ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК обязано заключить договор на теплоснабжение и горячее водоснабжение жилых домов номер по ул. ....... По представлению прокурора Сегежского района, ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК провело служебную проверку, результаты проверки направило в адрес прокурора, а также назначило время и дату рассмотрения данного представления. На рассмотрение представления от прокуратуры Сегежского района никто не явился. ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК не может быть теплоснабжающей организацией. В настоящее время для конечного потребителя по ...... установлен тариф на тепловую энергию ООО «Сегежа-Энерго». Тариф рассчитан с учетом покупной энергии от поставщика тепла, а также включает затраты по передаче тепловой энергии по сетям. Учитывая действующую схему теплоснабжения по ......, отдельный тариф на передачу тепловой энергии по сетям не установлен. Следовательно, на данный момент ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК не вправе выставлять счета напрямую конечным потребителям. Схема теплоснабжения устанавливается на один год, срок действия тарифов не может быть менее года. Только с ХХ.ХХ.ХХХХ года Администрация Сегежского городского поселения может изменить схему теплоснабжения, при котором ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК будет являться теплоснабжающей организацией, а ООО «Сегежа-Энерго» теплосетевой организацией. В связи с вышеизложенным, ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК считает, что предприняло все возможные меры для урегулирования вопроса по поводу заключения договора с ООО «Сегежа-Энерго».

Представитель заявителя в судебное заседание ХХ.ХХ.ХХХХ года не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК Карху Т.Г., действующая на основании доверенности, заявленные требования уточнила, просила признать незаконным представление прокурора Сегежского района от ХХ.ХХ.ХХХХ года. Пояснила, что заявитель предпринял все меры к заключению договора с ООО «Сегежа-Энерго», по представлению прокурора была проведена проверка, виновные лица установлены не были, поскольку, ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК действовало в соответствии с законом, прокурор был приглашен на рассмотрение представления ХХ.ХХ.ХХХХ года в 10 часов, однако, прокурор не явился, о результатах рассмотрения представления прокурор был извещен. С ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК ни одна из организаций г. Сегежа не хочет заключать договор, в том числе ООО «Управляющая Компания Дом», ООО «Сегежа - Энерго» затребовало оплату авансовых платежей более ...... рублей, ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК заключило с ООО «Сегежа-Энерго» ХХ.ХХ.ХХХХ года договор на горячее водоснабжение, договор на теплоснабжение с ООО «Сегежа-Энерго» не заключен, поскольку, ООО «Сегежа-Энерго» его не подписывает. ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК полагает, что не является теплоснабжающей организацией.

Помощник прокурора Сегежского района Республики Карелия Каргу Е.Я., в судебном заседании полагала, что заявление ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК об оспаривании представления прокурора Сегежского района от ХХ.ХХ.ХХХХ года не подлежит удовлетворению, поддержала доводы, изложенные в представленном письменном отзыве на заявление. Ранее в судебном заседании пояснила, что прокуратурой Сегежского района была проведена проверка ситуации, складывающейся с горячим водоснабжением и отоплением по ...... в г. Сегежа по обращению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия, поступившему от Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия. По результатам этой проверки были вынесены представления в адрес заявителя, ФБУ ИК-номер УФСИН России по РК, ООО «Управляющая компания Дом» об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении. По состоянию на ХХ.ХХ.ХХХХ года на ...... имелось два ФБУ (ФБУ ИК-номер УФСИН России по РК и ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК), и только у них есть котельные и реальная возможность обеспечивать теплом номер дома на ......, но данные учреждения не имели договора ни с управляющей организацией, ни с организацией, которая имеет тепловые сети, что создало угрозу срыва отопительного сезона на улице ....... Согласно Федеральному закону «О теплоснабжении», есть энергоснабжающие организации, есть теплосетевые организации, есть потребители. Четырьмя домами на ...... управляет ООО «УК Дом», то есть, потребителем является ООО «УК Дом». Соответственно, заявитель это теплоснабжающая организация, что подтверждается как минимум двумя фактами: для заявителя установлен тариф, он выходил в Арбитражный суд РК с иском о понуждении ООО «Сегежа-Энерго» заключить договор энергоснабжения на том основании, что ООО «Сегежа-Энерго» закупает у них тепло. Поскольку договорные споры рассматриваются в арбитражном суде, вмешиваться в эти отношения прокуратура не вправе, однако сложившаяся ситуация создавала угрозу населению в связи с чем прокуратура Сегежского района ХХ.ХХ.ХХХХ года внесла представление в адрес начальника ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК, в котором указала, что между ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК и ООО «Сегежа-Энерго» отсутствует договор по передаче теплоэнергии. Этот договор обязателен к заключению для обеих сторон. Представление осталось неисполненным, в связи с чем прокурор обратился в Сегежский городской суд за защитой интересов неограниченного круга лиц, с иском в том числе к заявителю подать тепло в дома номер по ....... Иск был удовлетворен судом в полном объеме, Судебной коллегией Верховного Суда по РК решение Сегежского городского суда оставлено без изменения. Никаких незаконных действий со стороны прокурора не имелось, представление вынесено законно, изложенные в нем доводы в заявлении ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК со ссылкой на закон не оспариваются.

Суд, заслушав пояснения заинтересованного лица, изучив письменные материалы настоящего гражданского дела, гражданского дела № 1335/2010, полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относятся такие решения, действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со статьей 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1999 года № 2202-1 (в ред. от 01.07.2010 года) предусматривает, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственным комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) исполнительными органам субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного контроля, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

П.1 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что при осуществлении возложенных на него функций, прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами, указанными в пункте статьи 21 настоящего Федерального закона должностными лицами, в частности вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления ж должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, их причин и условий им сопутствующих: о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Установлено, что прокуратурой Сегежского района осуществлена проверка ситуации, складывающейся с горячим водоснабжением и отоплением по ......, по обращению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия, поступившему от Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия. По результатам проверки прокуратурой Сегежского района установлено следующее. Между Администрацией Сегежского городского поселения и ООО «Сегежа-Энерго» заключен договор аренды муниципального имущества от ХХ.ХХ.ХХХХ года номер, а именно тепловых сетей, расположенных в границах Сегежского городского поселения. В соответствии с пунктом 1.1 договора аренды тепловые сети передаются арендатору для организации бесперебойного и круглосуточного обеспечения потребителей горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в помещения, а также для бесперебойного и круглосуточного отопления помещений в течение отопительного периода в зависимости от температуры. В связи с тем, что ООО «Сегежа-Энерго» самостоятельно не вырабатывает тепловую энергию для целей теплоснабжении жилых домов номер и номер по ......, ООО «Сегежа-Энерго» ХХ.ХХ.ХХХХ года заключило с ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК договор энергоснабжения жилых домов номер и номер по ......, в соответствии с пунктом 1.1 которого ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК обязалось обеспечить ООО «Сегежа-Энерго» тепловой энергией в горячей воде для отопления и горячего водоснабжения жилых домов номер и номер по ...... в течение периода, определенного договором, а ООО «Сегежа-Энерго» приняло на себя обязательство принимать и оплачивать полученную тепловую энергию по утвержденным в установленном порядке тарифам. Срок действия договора определен сторонами с момента подписания по ХХ.ХХ.ХХХХ года. В связи с тем, что ООО «Сегежа-Энерго» систематически не оплачивало полученную тепловую энергию, на основании статей 450, 523, 546 Гражданского кодекса Российской Федерации ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК в одностороннем порядке расторгло договор с ООО «Сегежа-Энерго», письменно уведомив его об этом. Вместе с тем, согласно статье 2 Федерального закона «О теплоснабжении» ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК является теплоснабжающей организацией, а ООО «Сегежа-Энерго» теплосетевой организацией. В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О теплоснабжении» передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией. Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии является обязательным для заключения теплосетевыми организациями. Обязанность теплоснабжающей и теплосетевой организаций заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче, предусмотрена также статьей 15 указанного Закона. Порядок заключения и исполнения такого договора устанавливается правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и в настоящее время Правительством РФ не определен. Тем не менее, основные начала заключения и исполнения договоров установлены главами 22 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По результатам проверки прокуратурой Сегежского района установлено, что в настоящее время у ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК не имеется договорных отношений с теплосетевой организацией ООО «Сегежа-Энерго». Бездействие ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК по заключению договора на передачу тепловой энергии могло повлечь срыв начала отопительного сезона, и как следствие, нарушение прав граждан - добросовестных потребителей коммунальных услуг, проживающих в домах номер и номер по ......, установленных пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ХХ.ХХ.ХХХХ года номер, согласно которому при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

По результатам вышеуказанной проверки ХХ.ХХ.ХХХХ года и.о. прокурора Сегежского района Третьяк Д.А. было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении в адрес начальника ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК Лянго В.В. Прокурор потребовал безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры, принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, о дате и времени рассмотрения представления заблаговременно уведомить прокурора района, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, о результатах представления и принятых мерах сообщить прокурору района в письменной форме не позднее месячного срока.

В связи с непринятием мер по обязательному заключению договора энергоснабжения жилых домов номер и номер по ......, в частности ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК, ХХ.ХХ.ХХХХ года прокурор Сегежского района в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Сегежский городской суд с иском к ФБУ «Исправительная колония номер УФСИН России по Республике Карелия», ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК, ООО «Управляющая компания Дом» о понуждении к совершению определенных действий.

Решением Сегежского городского суда от ХХ.ХХ.ХХХХ года, обращенным к немедленному исполнению, исковые требования прокурора Сегежского района удовлетворены, ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК и ООО «Управляющая компания Дом» обязаны были начать бесперебойную подачу и круглосуточную подачу горячего водоснабжения и теплоэнергии для граждан-потребителей города Сегежи Республики Карелия, проживающих в домах номер и номер по ......, ФБУ «Исправительная колония номер УФСИН России по РК» и ООО «Управляющая компания Дом» обязано начать бесперебойную и круглосуточную подачу горячего водоснабжения и теплоэнергии для граждан-потребителей города Сегежи Республики Карелия, проживающих в домах номер и номер по ул. ....... Кассационным Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия 12.11.2010 года вышеуказанное решение оставлено без изменения.

Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами вышеуказанных гражданских дел.

В силу требований ч. 3 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Суд, оценив представленные доказательства в совокупности, с учетом конкретных обстоятельств дела, полагает, что представление и.о. прокурора Сегежского района от ХХ.ХХ.ХХХХ года об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении, является законным и обоснованным, вынесенным в пределах полномочий прокурора, предоставленных ему Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», поскольку, в ходе осуществления проверки прокуратурой было выявлено нарушение Федерального закона «О теплоснабжении», согласно которому, заключение договора оказания услуг по передаче тепловой энергии является обязательным для заключения теплоснабжающими и теплосетевыми организациями. ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК в соответствии с положениями Федерального закона «О теплоснабжении» является теплоснабжающей организацией.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявление Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор номер» УФСИН России по Республике Карелия (далее - ФБУ ИЗ-номер УФСИН России по РК) об оспаривании представления прокурора Сегежского района от ХХ.ХХ.ХХХХ года оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Сегежский городской суд Республики Карелия.

Судья Э.Е. Сенюшкина

Справка: мотивированное решение составлено 01.12.2010 года.