дело № 2-144/2011
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2011 года город Сегежа РК
СЕГЕЖСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯв составе председательствующего судьи Н.А.Ткачук,при секретаре И.В.Хребтович,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сегежского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чернопорожского сельского поселения о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Прокурор Сегежского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованиями о понуждении администрации Чернопорожского сельского поселения к совершению определенных действий, а именно:
1. в поселках Олений, Черный Порог, Пертозеро создать условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, обустроив подъезд с площадкой с твердым покрытием размером 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
2. в поселках Олений, Черный Порог, Пертозеро обеспечить размещение пожарных резервуаров или водоемов из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м, при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от типа мотопомп;
3. в поселках Олений, Черный Порог у пожарного пирса, а также по направлению к нему разместить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские с использованием светоотражающего покрытия);
4. в поселках Олений, Черный Порог, Пертозеро выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения;
5. в поселках Черный Порог, Пертозеро места нахождения средств пожарной безопасности обозначить знаками пожарной безопасности согласно НПБ 160-97, в том числе знаком «Не загромождать».
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления Чернопорожского сельского поселения законодательства о пожарной безопасности прокуратурой Сегежского района был выявлен ряд нарушений правил пожарной безопасности. Так в поселке Олений не в полном объеме созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, не устроен подъезд с площадкой с твердым покрытием размером 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; поселок Олений не обеспечен в полном объеме источниками противопожарного водоснабжения; для поселка Олений не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения; в поселке Олений у пожарного пирса, а также по направлению к нему отсутствует соответствующий указатель (объемные со светильником или плоские с использованием светоотражающего покрытия); в поселке Черный Порог не в полном объеме созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, не устроен подъезд с площадкой с твердым покрытием размером 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; здание администрации Чернопорожского сельского поселения не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации с выводом сигнала о срабатывании в место с круглосуточным пребыванием дежурного персонала; в поселке Черный Порог места нахождения средств пожарной безопасности не обозначены знаками пожарной безопасности согласно НПБ 160-97, в том числе знаком «Не загромождать»; в поселке Черный Порог у пожарного пирса, а также по направлению к нему отсутствует соответствующий указатель (объемные со светильником или плоские с использованием светоотражающего покрытия); для поселка Черный Порог не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения; поселок Черный Порог не обеспечен в полном объеме источниками противопожарного водоснабжения; в поселке Пертозеро не в полном объеме созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, не устроен подъезд с площадкой с твердым покрытием размером 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в поселке Пертозеро места нахождения средств пожарной безопасности не обозначены знаками пожарной безопасности согласно НПБ 160-97, в том числе знаком «Не загромождать»; для поселка Пертозеро не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения; в поселке Пертозеро у пожарного пирса, а также по направлению к нему отсутствует соответствующий указатель (объемные со светильником или плоские с использованием светоотражающего покрытия); поселок Вача не обеспечен переносной пожарной мотопомпой, предназначенной для целей пожаротушения; поселок Вача не обеспечен в полном объеме источниками противопожарного водоснабжения;для поселка Вача не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения. В связи с тем, что нарушения, выявленные в ходе проверки, создают угрозу жизни и здоровью населению Чернопорожского сельского поселения, ссылаясь на Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» прокурор Сегежского района просил возложить на ответчика обязанности по устранению нарушения правил пожарной безопасности.
В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования уточнил, просил обязать администрацию Чернопорожского сельского поселения в срок до ХХ.ХХ.ХХ года совершить действия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, а именно:
в поселках Олений, Черный Порог, Пертозеро создать условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, обустроив подъезд с площадкой с твердым покрытием размером 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
в поселках Олений, Черный Порог, Пертозеро, Вача обеспечить размещение пожарных резервуаров или водоемов из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м, при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от типа мотопомп;
в поселках Олений, Черный Порог у пожарного пирса, а также по направлению к нему разместить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские с использованием светоотражающего покрытия);
в поселках Олений, Черный Порог, Пертозеро, Вача выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения;
в поселках Черный Порог, Пертозеро места нахождения средств пожарной безопасности обозначить знаками пожарной безопасности согласно НПБ 160-97, в том числе знаком «Не загромождать»;
в поселке Вача обеспечить наличие переносной пожарной мотопомпы, предназначенной для целей пожаротушения.
Представитель ответчика, глава Чернопорожского сельского поселения С., в судебном заседании уточенные исковые требования признала. Пояснила, что возражений по существу заявленных требований не имеет, необходимость совершения перечисленных мероприятий не оспаривает.
Заслушав пояснения участников процесса, представителя Территориального отдела надзорной деятельности Сегежского района управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по РК, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее также - закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Согласно статье 19 этого же закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 3 Закона Республики Карелия «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» от 01.11.2004 года № 813-ЗРК (в редакции от 11.11.2009 года), в состав муниципального образования «Чернопорожское сельское поселение» входят поселок Чёрный Порог - административный центр, поселки Вача, Пертозеро, входящий в состав поселка Чёрный Порог поселок Олений.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения, при этом согласно ч. 1 ст. 2 закона № 131-ФЗ, вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Как следует из ст. 19 закона № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Из приведенных нормативных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления поселения в сфере обеспечения первичных мер пожарной безопасности осуществляются путем самостоятельной реализации этими органами закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на территории каждого сельского населенного пункта, расположенного на территории поселения.
Как установлено в судебном заседании, администрация Чернопорожского сельского поселения не в полном объеме обеспечила первичные меры пожарной безопасности в границах поселков Олений, Черный порог, Пертозеро, Вача, а именно:
в нарушение ст. 19 закона № 69-ФЗ, пункта 89 ППБ 01-03 в поселке Олений не в полном объеме созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, не устроен подъезд с площадкой с твердым покрытием размером 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 2.11, 9.30 СНиП 2.04.02-84, в соответствии с которыми пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м, при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от типа мотопомп, поселок Олений не обеспечен в полном объеме источниками противопожарного водоснабжения;
в нарушение п. 112 для поселка Олений не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения;
в нарушение п. 90 ППБ 01-03 в поселке Олений у пожарного пирса, а также по направлению к нему отсутствует соответствующий указатель (объемные со светильником или плоские с использованием светоотражающего покрытия);
в нарушение ст. 19 закона № 69-ФЗ, пункта 89 ППБ 01-03 в поселке Черный Порог не в полном объеме созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, не устроен подъезд с площадкой с твердым покрытием размером 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 9 таблицы 1, п. 25 таблицы 3 НПБ 110-03, п. 7.1 СНиП 21.01-97 здание администрации Чернопорожского сельского поселения не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации с выводом сигнала о срабатывании в место с круглосуточным пребыванием дежурного персонала;
в нарушение п. 27 ППБ 01-03 в поселке Черный Порог места нахождения средств пожарной безопасности не обозначены знаками пожарной безопасности согласно НПБ 160-97, в том числе знаком «Не загромождать»;
в нарушение п. 90 ППБ 01-03 в поселке Черный Порог у пожарного пирса, а также по направлению к нему отсутствует соответствующий указатель (объемные со светильником или плоские с использованием светоотражающего покрытия);
в нарушение п. 112 для поселка Черный Порог не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения;
в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 2.11, 9.30 СНиП 2.04.02-84, в соответствии с которыми пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м, при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от типа мотопомп, поселок Черный Порог не обеспечен в полном объеме источниками противопожарного водоснабжения;
в нарушение ст. 19 закона 69-ФЗ, пункта 89 ППБ 01-03 в поселке Пертозеро не в полном объеме созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, не устроен подъезд с площадкой с твердым покрытием размером 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
в нарушение п. 27 ППБ 01-03 в поселке Пертозеро места нахождения средств пожарной безопасности не обозначены знаками пожарной безопасности согласно НПБ 160-97, в том числе знаком «Не загромождать»;
в нарушение п. 112 для поселка Пертозеро не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения;
в нарушение п. 90 ППБ 01-03 в поселке Пертозеро у пожарного пирса, а также по направлению к нему отсутствует соответствующий указатель (объемные со светильником или плоские с использованием светоотражающего покрытия);
в нарушение ст. 19 закона № 69-ФЗ, п. 89 ППБ 01-03 поселок Вача не обеспечен переносной пожарной мотопомпой, предназначенной для целей пожаротушения;
в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 2.11, 9.30 СНиП 2.04.02-84, в соответствии с которыми пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м, при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от типа мотопомп, поселок Вача не обеспечен в полном объеме источниками противопожарного водоснабжения;
в нарушение п. 112 для поселка Вача не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ХХ.ХХ.ХХ года, пояснениями представителя Территориального отдела надзорной деятельности Сегежского района управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по РК М. и не оспариваются представителем ответчика.
Учитывая все обстоятельства дела в их совокупности, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Чернопорожского сельского поселения в срок до ХХ.ХХ.ХХ года:
в поселках Олений, Черный Порог, Пертозеро создать условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, обустроив подъезд с площадкой с твердым покрытием размером 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
в поселках Олений, Черный Порог, Пертозеро, Вача обеспечить размещение пожарных резервуаров или водоемов из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м, при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от типа мотопомп;
в поселках Олений, Черный Порог у пожарного пирса, а также по направлению к нему разместить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские с использованием светоотражающего покрытия);
в поселках Олений, Черный Порог, Пертозеро, Вача выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения;
в поселках Черный Порог, Пертозеро места нахождения средств пожарной безопасности обозначить знаками пожарной безопасности согласно НПБ 160-97, в том числе знаком «Не загромождать».
в поселке Вача обеспечить наличие переносной пожарной мотопомпы, предназначенной для целей пожаротушения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Сегежский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.А.Ткачук
Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ
изготовлено 05.03.2011 года