№2-156/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2011 года город Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Э.Е. Сенюшкиной,
при секретаре Г.Е. Смирновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сегежского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Музейный Центр г. Сегежи», Муниципальному образованию «Сегежский муниципальный район» в лице администрации Сегежского муниципального района о понуждении произвести определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сегежского района Республики Карелия, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению «Музейный Центр г. Сегежи», Муниципальному образованию «Сегежский муниципальный район» в лице администрации Сегежского муниципального района о понуждении произвести определенные действия. Требования мотивированы тем, что в результате проверки прокуратурой Сегежского района исполнения федерального законодательства о музейном фонде и музеях, а также о пожарной безопасности в МУ «Музейный центр г. Сегежи» установлены нарушения требований законодательства о музейном фонде и музеях и пожарной безопасности. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.05.1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» хранение является одним из основных видов деятельности музея, предполагающей создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции. Как определено пунктом 13 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 года № 179, музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав фонда, подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, определяемыми Министерством культуры Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или владении они находятся. Требования к учету и хранению музейных предметов установлены Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, утвержденной приказом Министерством культуры СССР от 17.07.1985 года № 290 (далее - Инструкция). Кроме того, на учреждение распространяет свое действие Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон) и принятые во исполнение статей 1 и 16 Закона Приказ от 18 июня 2003 года № 313, которым утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), а также Приказ от 18 июня 2003 года № 315, которым утверждены Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03). В нарушение пункта 162 Инструкции в помещениях музея отсутствует автономная система аварийного освещения. В нарушение пункта 162 Инструкции, п. 3 ППБ 01-03, п. 28, 29 таблицы 3 к НПБ 110-03, п. 16 НПБ 104-03 помещения художественного салона и вновь принятые в оперативное управление два выставочных зала (бывшие магазины «Книги» и «Кредо»), которые в настоящее время не используются для организации экспозиции, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией с выводом сигнала о срабатывании в место круглосуточным пребыванием дежурного персонала и системой оповещения и эвакуации людей в случае пожара. В нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 28, 29 таблицы № 3 НПБ 110-03, п. 16 НПБ 104-03 не выведен сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации (1 этаж) в место с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (ППК Гранит с АКБ находится на 1 этаже, дежурный персонал - на 2 этаже). В нарушение п. 3, 53 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21.01-97 в зале № 2, на лестничной клетке и в тамбуре выхода вновь принятого помещения (бывший магазин «Книги») отделка стен на путях эвакуации выполнена из материалов с показателем пожарной опасности менее чем Г1, В1, Д2, Т2. В нарушение п. 40 ППБ 01-03 между залами 1 и 2 отсутствуют двери, предусмотренные проектом, препятствующие распространению опасных факторов на путях эвакуации. В нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89 в фондохранилище установлены двери, не соответствующие пределу огнестойкости Е160. В нарушение п. 36 ППБ 01-03 стеллажи в архиве и фондохранилище выполнены из сгораемых материалов. В нарушение п. 40 ППБ 01-03 на окнах вновь принятых помещений (бывший магазин «Кредо») установлены глухие решетки. В нарушение п. 57 ППБ 01-03, п.28 приложения 3, таблицы 37 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6 во вновь принятых в оперативное управление помещениях (бывшие магазины «Книги» и «Кредо») не выполнены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования и испытание аппаратов защиты с составлением акта. Охрана музея осуществляется посредством собственной круглосуточной охраны, имеется тревожная кнопка. Вместе с тем в нарушение пункта 170 Инструкции музей не оборудован охранной сигнализацией с выводом сигнала срабатывания на пульт дежурного ОВО при Сегежском РОВД. В соответствии с п. 5 НПБ 110-03 здания, сооружения и помещения, подлежащие оборудованию установками охранной и пожарной сигнализации, рекомендуется защищать охранно-пожарной сигнализацией. Собственником МУ «Музейный Центр г. Сегежи» в силу части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации является муниципальное образование «Сегежский муниципальный район». В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 19 части 1 статьи 40 Устава муниципального образования «Сегежский муниципальный район» (далее - Устав) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав Сегежского муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры относится к полномочиям администрации Сегежского муниципального района. Владение, пользование, распоряжение имуществом муниципального образования «Сегежский район» частью 2 статьи 61 Устава также отнесено к полномочиям администрации района. Кроме этого пунктом 1.2 статьи 4 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Сегежский муниципальный район», утвержденного решением Совета Сегежского муниципального района от 23.09.2008 г. № 282, главным распорядителем средств бюджета Сегежского муниципального района является администрация района. Как указывает статья 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; несет от имени муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений). Главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Нарушения, выявленные в ходе проверки, создают угрозу жизни и здоровью посетителей и работников музея, сохранности музейных предметов и музейных коллекций. В связи с изложенными в заявлении обстоятельствами прокурор просит обязать ответчиков оборудовать помещениях музея автономной системой аварийного освещения; оборудовать помещения художественного салона и вновь принятые в оперативное управление два выставочных зала (бывшие магазины «Книги» и «Кредо») охранно-пожарной сигнализацией, системой оповещения и эвакуации людей в случае пожара; вывести сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на 1 этаже в место с круглосуточным пребыванием дежурного персонала - на 2 этаж, оборудовать основные помещения охранной сигнализацией; произвести отделку стен на путях эвакуации в зале № 2, на лестничной клетке и в тамбуре выхода вновь принятого помещения (бывший магазин «Книги») из материалов с показателем пожарной опасности не более чем Г1,В1, Д2, Т2; установить между залами 1 и 2 двери, предусмотренные проектом, препятствующие распространению опасных факторов на путях эвакуации; установить двери в фондохранилище соответствующие пределу огнестойкости Е160; заменить стеллажи в архиве и фондохранилище на стеллажи из несгораемых материалов; демонтировать на окнах вновь принятых помещений (бывший магазин «Кредо») глухие решетки; выполнить замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования и испытание аппаратов защиты с составлением акта во вновь принятых в оперативное управление помещениях (бывшие магазины .......................»).
В судебном заседании 09.03.2011 года прокурор Сегежского района в лице помощника прокурора Каргу Е.Я. отказалась от искового требования к ответчикам в части возложения на них обязанности по установлению между залами 1 и 2 дверей, предусмотренных проектом, препятствующих распространению опасных факторов на путях эвакуации, поскольку, данное требование выполнено, остальные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила обязать ответчиков вывести сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации в место с круглосуточным пребыванием дежурного персонала без указания этажей, как было изначально указано в иске.
Директор Муниципального учреждения «Музейный Центр г. Сегежи» исковые требования признала, пояснила, что выявленные в ходе проверки нарушения не устранены в связи с недостаточностью финансирования учреждения. Вместе с тем после получения предписания для устранения нарушений пожарной безопасности в учреждении по каждому пункту предписания были составлены и отправлены запросы в адрес учредителя в Совет Сегежского муниципального района на финансирование данных мероприятий, отправлены запросы для уточнения бюджета. Некоторые запросы выполнялись, денежные суммы выделялись на какие-то виды работ, но на очень маленькие объемы, например, на огнезащитную обработку и защиту чердачных деревянных конструкций в помещениях музея. В результате деньги были выделены, и огнезащитная обработка была проведена. Было направлено 4 запроса на выделение денежных средств для установления между залами 1 и 2 двери, двери в результате установили, пожарные рукава привели в соответствующее состояние, на оборудование музея автономной системой аварийного опосвещения также был направлен запрос на выделение денежных средств, смета составлена, получен ответ, что запрос будет рассмотрен при поступлении дополнительных доходов в бюджет. Из всех пунктов предписания выполнен только один, установлены двери между залами 1 и 2. За 2010 год учреждение заработало за счет оказания платных услуг всего ....................... рублей, данные денежные средства были израсходованы в частности на приобретение огнетушителей, необходимо же с учетом замеров сопротивления и электромонтажных работ выделение денежных средств в размере ....................... рублей для устранения всех выявленных нарушений требований пожарной безопасности. При выделении необходимых денежных средств все нарушения учреждение готово устранить.
Представитель администрации Сегежского муниципального района Хольшева И.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагала, что администрация Сегежского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по данному делу по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 209 Гражданского Кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, соответственно собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Частью 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. На основании статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми закреплено имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. МУ «Музейный центр г.Сегежа» на праве оперативного управления были переданы помещения, находящиеся в муниципальной собственности на основании договоров на право оперативного управления нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности Сегежского муниципального района от 7 декабря 2006 года № 107 и от 12 февраля 2008 года № 125 и в соответствии с актами приема-передачи нежилых помещений. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ). Однако в договоре от 7 декабря 2006 года № 107 пунктом 2.4.3 предусмотрено «эффективно использовать имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, содержать и производить ремонт имущества за свой счет»: пунктом 2.4.2 - «соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые к использованию имущества, в соответствии с принятыми нормами эксплуатации. Обеспечивать пожарную и электрическую безопасность». В договоре от 12 февраля 2008 года № 125 подпунктом «в» пункта 7 предусмотрено «производить текущий и капитальный ремонты принятого объекта недвижимости и нести расходы по его содержанию, нести полную материальную ответственность за сохранность и техническое состояние помещения»; подпунктом б) пункта 7 - «соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые к использованию имущества, в соответствии с принятыми нормами эксплуатации. Обеспечивать пожарную и электрическую безопасность». Таким образом, в соответствии с заключенными договорами МУ «Музейный Центр г.Сегежи» самостоятельно несет бремя содержания имущества, переданного ему на праве оперативного управления и должен принять меры по обеспечению безопасности в помещениях.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на стороне истца Главного управления МЧС России по Республике Карелия Кириенко Т.В., действующая на основании доверенности, полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, пояснила, что в результате проверки ею с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ соблюдения МУ « Музейный Центр г. Сегежи» обязательных требований пожарной безопасности установлено, что никакие пункты предписания Межтерриториального отдела Госпожнадзора (г. Сегежа, г. Беломорск) УГПН ГУ от ХХ.ХХ.ХХХХ-ХХ.ХХ.ХХХХ, кроме установки дверей не были выполнены, ХХ.ХХ.ХХХХ МУ «Музейный Центр г. Сегежи» было выдано новое предписание для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до ХХ.ХХ.ХХХХ.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ (далее Закон), законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 20 Закона, нормативно-правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности-установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Закона, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также исполнять требования приказов МЧС России: Приказа от 18 июня 2003 года №313, которым утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), а также Приказа от 18 июня 2003 года №315, которым утверждены Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03).
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее-организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно п.162 Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1985 года № 290 кроме центрального электроснабжения, в музеях должна существовать автономная система аварийного освещения, электропроводка в музеях должна быть установлена по всем правилам и нормам Главэнерго, гарантирующим ее безопасность в противопожарном отношении.
В соответствии с п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 года № 313, наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
На основании п.28, 28 таблицы 3 к Нормам пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденным Приказом от 18.06.2003 года № 315, выставочные залы площадью 1000 кв.м и более, помещения хранения музейных ценностей независимо от площади, должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения.
Согласно п.16 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» от 20.06.2003 года № 323, музеи и выставки с наибольшей трехэтажной численностью должны быть оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа.
На основании п.36 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313, нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно.
Согласно п.40 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации.
В соответствии с п.57 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
Согласно п.5 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденным Приказом от 18.06.2003 года № 315 здания, сооружения и помещения, подлежащие оборудованию установками охранной и пожарной сигнализации, рекомендуется защищать охранно-пожарной сигнализацией.
На основании п.53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
Требования к учету и хранению музейных предметов установлены Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, утвержденной приказом Министерством культуры СССР от 17.07.1985 года № 290 (далее - Инструкция).
Установлено, что в результате проверки прокуратурой Сегежского района исполнения федерального законодательства о музейном фонде и музеях, а также о пожарной безопасности в МУ «Музейный Центр г. Сегежи» в ХХ.ХХ.ХХХХ года установлены нарушения требований законодательства о музейном фонде и музеях и пожарной безопасности выявлены следующие нарушения.
Кроме того, на учреждение распространяет свое действие Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон) и принятые во исполнение статей 1 и 16 Закона Приказ от 18 июня 2003 года № 313, которым утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), а также Приказ от 18 июня 2003 года № 315, которым утверждены Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03).
В нарушение пункта 162 Инструкции в помещениях музея отсутствует автономная система аварийного освещения.
Также в нарушение пункта 162 Инструкции, п. 3 ППБ 01-03, п. 28, 29 таблицы 3 к НПБ 110-03, п. 16 НПБ 104-03 помещения художественного салона и вновь принятые в оперативное управление два выставочных зала (бывшие магазины «Книги» и «Кредо»), которые в настоящее время не используются для организации экспозиции, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией с выводом сигнала о срабатывании в место круглосуточным пребыванием дежурного персонала и системой оповещения и эвакуации людей в случае пожара. В нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 28, 29 таблицы № 3 НПБ 110-03, п. 16 НПБ 104-03 не выведен сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации (1 этаж) в место с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (ППК Гранит с АКБ находится на 1 этаже, дежурный персонал - на 2 этаже). В нарушение п. 3, 53 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21.01-97 в зале № 2, на лестничной клетке и в тамбуре выхода вновь принятого помещения (бывший магазин «Книги») отделка стен на путях эвакуации выполнена из материалов с показателем пожарной опасности менее чем Г1, В1, Д2, Т2. В нарушение п. 40 ППБ 01-03 между залами 1 и 2 отсутствуют двери, предусмотренные проектом, препятствующие распространению опасных факторов на путях эвакуации. В нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89 в фондохранилище установлены двери, не соответствующие пределу огнестойкости Е160. В нарушение п. 36 ППБ 01-03 стеллажи в архиве и фондохранилище выполнены из сгораемых материалов. В нарушение п. 40 ППБ 01-03 на окнах вновь принятых помещений (бывший магазин «Кредо») установлены глухие решетки. В нарушение п. 57 ППБ 01-03, п.28 приложения 3, таблицы 37 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6 во вновь принятых в оперативное управление помещениях (бывшие магазины «Книги» и «Кредо») не выполнены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования и испытание аппаратов защиты с составлением акта. Охрана музея осуществляется посредством собственной круглосуточной охраны, имеется тревожная кнопка. Вместе с тем в нарушение пункта 170 Инструкции музей не оборудован охранной сигнализацией с выводом сигнала срабатывания на пульт дежурного ОВО при Сегежском РОВ Д. В соответствии с п. 5 НПБ 110-03 здания, сооружения и помещения, подлежащие оборудованию установками охранной и пожарной сигнализации, рекомендуется защищать охранно-пожарной сигнализацией.
Выявленные в ходе проверки нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей, сохранности музейных предметов и музейных коллекций.
Из вышеуказанных нарушений на момент рассмотрения дела в суде согласно пояснениям лиц, участвующих в деле устранено только одно - установлены между залами 1 и 2 двери, предусмотренные проектом препятствующие распространению опасных факторов на путях эвакуации.
Статья 120 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с пп.1.1, пп. 1.6 п.1 Устава МУ «Музейный Центр г. Сегежи» является некоммерческой организацией, находящейся в собственности Сегежского муниципального района, имущество Центра находится в муниципальной собственности Сегежского муниципального района и закрепляется за Центром на праве оперативного управления. Согласно пп. 5.1 п.5 Устава МУ «Музейный Центр г. Сегежи» Центр владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в соответствии с назначением имущества, действующим законодательством, целями деятельности, определенными Уставом и договором.
Договором номер на право оперативного управления имуществом. находящимся в муниципальной собственности Сегежского муниципального района, с муниципальным учреждением «Музейный Центр г. Сегежи» от ХХ.ХХ.ХХХХ администрацией Сегежского муниципального района, собственником муниципального имущества передано в оперативное управление МУ «Музейный Центр г. Сегежи» муниципальное имущество согласно приложению, которое является неотъемлемой частью настоящего договора. Дополнительным соглашением к указанному договору от ХХ.ХХ.ХХХХ срок действия договора определяется с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ.
Постановлением администрации Сегежского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХХХ номер «О передаче нежилых помещений в оперативное управление МУ «Сегежский Центр г. Сегежи» администрацией Сегежского муниципального района с 1 августа 2009 года в оперативное управление МУ «Музейный Центр г. Сегежи» переданы нежилые помещения общей площадью 159,50 кв. м, расположенных на первом этаже двухэтажного здания по адресу ........................
Суд полагает несостоятельными доводы представителя администрации Сегежского муниципального района о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу ст.120 Гражданского кодекса РФ бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Директор МУ «Музейный Центр г. Сегежи» пояснила, что для устранения всех выявленных в результате проверки нарушений пожарной безопасности существующего финансирования учреждения недостаточно. Собственником МУ «Музейный Центр г. Сегежи» в силу части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации является муниципальное образование «Сегежский муниципальный район».
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Сегежского района подлежат удовлетворению, суд полагает необходимым обязать Муниципальное учреждение «Музейный Центр г. Сегежи» и Муниципальное образование «Сегежский муниципальный район» в лице администрации Сегежского муниципального района оборудовать помещения музея, расположенного по адресу ....................... автономной системой аварийного освещения; оборудовать помещения художественного салона и вновь принятые в оперативное управление два выставочных зала (бывшие магазины .......................») охранно-пожарной сигнализацией, системой оповещения и эвакуации людей в случае пожара; вывести сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации в место с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, оборудовать основные помещения охранной сигнализацией; произвести отделку стен на путях эвакуации в зале № 2, на лестничной клетке и в тамбуре выхода вновь принятого помещения (бывший магазин .......................») из материалов с показателем пожарной опасности не более чем Г1,В1, Д2, Т2; установить двери в фондохранилище, соответствующие пределу огнестойкости Е160; заменить стеллажи в архиве и фондохранилище на стеллажи из несгораемых материалов; демонтировать на окнах вновь принятых помещений (бывший магазин «Кредо») глухие решетки; выполнить замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования и испытание аппаратов защиты с составлением акта во вновь принятых в оперативное управление помещениях (бывшие магазины .......................»).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Сегежского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение «Музейный Центр г. Сегежи» и Муниципальное образование «Сегежский муниципальный район» в лице администрации Сегежского муниципального района оборудовать помещения музея, расположенного по адресу ....................... автономной системой аварийного освещения; оборудовать помещения художественного салона и вновь принятые в оперативное управление два выставочных зала (бывшие магазины .......................») охранно-пожарной сигнализацией, системой оповещения и эвакуации людей в случае пожара; вывести сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации в место с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, оборудовать основные помещения охранной сигнализацией; произвести отделку стен на путях эвакуации в зале № 2, на лестничной клетке и в тамбуре выхода вновь принятого помещения (бывший магазин .......................») из материалов с показателем пожарной опасности не более чем Г1,В1, Д2, Т2; установить двери в фондохранилище, соответствующие пределу огнестойкости Е160; заменить стеллажи в архиве и фондохранилище на стеллажи из несгораемых материалов; демонтировать на окнах вновь принятых помещений (бывший магазин .......................») глухие решетки; выполнить замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования и испытание аппаратов защиты с составлением акта во вновь принятых в оперативное управление помещениях (бывшие магазины .......................»).
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Сегежский городской суд Республики Карелия.
Судья Э.Е. Сенюшкина