Дело № 2-165/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22.03.2011г. г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Соляникова Р.В.,
при секретаре Денисовой Е.Н.,
с участием истца Снежковой С.В.,
представителя ответчика Лазаревой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Снежковой С.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сегежа Республики Карелия о назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен по тем основаниям, что ХХ.ХХ.ХХ. года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии от ХХ.ХХ.ХХ. года в назначении пенсии заявительнице отказано в связи с отсутствием необходимого стажа. Ответчик не включил в льготный стаж время нахождения истицы на курсах специализации по массажу с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, а также период работы (в должности...) Центра реабилитации детей-инвалидов и Муниципального учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года. Истица полагает решение ответчика незаконным, поскольку в период работы (в должности...) в названном выше учреждении она осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком следует включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку ранее действующее законодательство относило данный период к стажу работы по специальности. Нахождение на курсах специализации по массажу является повышением квалификации, которая относится к обязанностям работника и является условием осуществления отдельных видов деятельности. При направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы и средняя заработная плата по основному месту работы. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, обозначенные выше периоды, а также назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан с ХХ.ХХ.ХХ. года.
В судебном заседании истица изменила требования, просив назначить ей пенсию с ХХ.ХХ.ХХ. года, включить период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года (с учетом дней нахождения в отпуске без сохранения заработной платы). В остальной части требования поддержала в ранее заявленном объеме. Пояснила, что при переводе в Центр реабилитации детей-инвалидов ей разъяснили, что право на досрочное назначение пенсии за ней сохраняется. Она получала надбавку, как медицинский работник. Характер ее работы в связи с переходом на новое место работы не изменился.
Ответчик представил письменные возражения на иск, в которых указал, что действующие в период работы истицы в Центре реабилитации детей-инвалидов нормативные правовые акты не предоставляли ей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. Муниципальное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» было зарегистрировано лишь ХХ.ХХ.ХХ. года. В пенсионный орган сведений о наличии лиц, имеющих право на льготную пенсию, работодателем не представлялось. Время нахождения на курсах повышения квалификации не включается в льготный стаж.
В судебном заседании представитель ответчика признал исковые требования в части включения в льготный стаж работы периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком - с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года (ХХ.ХХ.ХХ. года и ХХ.ХХ.ХХ. года являлись днями отпуска без сохранения заработной платы). В остальной части возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из трудовой книжки истицы, в период с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года она работала в должностях <...>, <...>, <...>, <...> в службе ЛФК ... центральной районной больницы. Приказом от ХХ.ХХ.ХХ. года истица принята (на должность...) в Реабилитационный центр для детей-инвалидов. ХХ.ХХ.ХХ. года зарегистрировано Муниципальное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», в котором истица продолжила работу в той же должности. С ХХ.ХХ.ХХ. года истица вновь принята на должность <...> в отделение восстановительного лечения.
ХХ.ХХ.ХХ. года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением от ХХ.ХХ.ХХ. года в назначении пенсии отказано в связи с тем, что органом пенсионного обеспечения не включено в льготный период работы время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, время прохождения специализации по массажу, отпусков без сохранения заработной платы, а также время работы в Реабилитационном центре для детей-инвалидов и Муниципальном учреждении «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 названного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В период работы истицы в Реабилитационном центре для детей-инвалидов действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, который предусматривал возможность досрочного назначения пенсии среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Организация, в которой работала истица, к лечебно-профилактическим учреждениям не относилась, поскольку не была предусмотрена Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава СССР от 23 октября 1978 года № 1000.
Впервые работа в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями была отнесена к деятельности, дающей право на досрочное назначение пенсии, с 1 ноября 1999 года, после утверждения Правительством Российской Федерации постановления от 22 сентября 1999 года № 1066 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 года № 130, которое применяется при исчислении выслуги к периодам работы начиная с ноября 1999 года) нового Списка должностей. При этом пунктом 3 данного постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 названного постановления.
В настоящее время должность медицинской сестры по массажу в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями также содержится в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (позиция 31).
Изложенное позволяет суду прийти к выводу о том, что время работы истицы в названном выше центре может быть включено в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, лишь с 1 ноября 1999 года.
То обстоятельство, что название организации «Реабилитационный центр для детей-инвалидов» не соответствует наименованию, указанному в списке «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», не может служить основанием для исключения периода работы из льготного стажа после 1 ноября 1999 года.
Так, Постановлением главы самоуправления города Сегежи и Сегежского района от ХХ.ХХ.ХХ. года №... с ХХ.ХХ.ХХ. года был открыт Реабилитационный Центр для детей-инвалидов. Из Положения о Центре, утвержденного названным выше постановлением, следует, что он представляет собой реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями, является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии (пункт 1), центр осуществляет лечебно-профилактическую и противоэпидемическую работу (пункт 1.14), а целью его деятельности является, в том числе, оказание детям, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико-социальной помощи.
Впоследствии, решением Сегежского городского совета от ХХ.ХХ.ХХ. года создано Муниципальное учреждение «Центр реабилитации детей-инвалидов», а ХХ.ХХ.ХХ. года данное учреждение переименовано в «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Анализ устава созданного учреждения свидетельствует о том, что основные цели деятельности Центра, и, соответственно, характер работы истицы, не изменились.
Таким образом, время работы истицы (в должности...) в названных выше учреждениях с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Не имеет правового значения и ссылка ответчика на то, что в пенсионный орган от работодателя истицы не поступали уточняющие сведения о наличии в вышеназванном учреждении лиц, имеющих право на льготную пенсию в связи с лечебной деятельностью. Как пояснила свидетель И., <...> Центра, указанные сведения в отношении медицинских работников ею не предоставлялись по причине незнания закона, что не может повлечь ограничение прав истицы на назначение пенсии при установленных судом обстоятельствах.
Также в льготный стаж следует включить период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, поскольку до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Исковые требования в этой части ответчиком признаны, что в соответствии со статьей 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации влечет вынесение решения об удовлетворении исковых требований.
Неправомерным является и отказ органа пенсионного обеспечения включить истице в льготный стаж периода специализации по массажу с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, из которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из уточняющей справки МУ «... центральная районная больница» следует, что на курсы специализации по массажу истица была направлена приказом №... от ХХ.ХХ.ХХ. года с сохранением заработной платы по основному месту работы. Соответственно, отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации работодателем были произведены. Учитывая, что в период нахождения на курсах повышения квалификации истица работала <...>, время нахождения на этих курсах подлежит включению в льготный стаж для досрочного назначения пенсии.
В процессе рассмотрения дела сторонами было предложено представить суду согласованный расчет даты, с которой у истицы наступает право на назначение пенсии в зависимости от включения спорных периодов в льготный стаж ее работы с учетом дней, не засчитываемый в стаж по уточняющей справке МУ «... центральная районная больница». Ответчиком не оспаривается, что в случае признания всех спорных периодов работы истицы деятельностью, дающей право на досрочное назначение пенсии, право на пенсию у нее наступит с ХХ.ХХ.ХХ. года.
Однако, в связи с тем, что период работы истицы с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года (2 года 21 день) не может быть включен в льготный стаж, право на пенсию у нее еще не наступило.
При таких обстоятельствах в иске о назначении досрочной пенсии истице следует отказать.
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в сумме 200 руб., понесенные истицей в связи с обращением в суд.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Включить Снежковой С.В. в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, период нахождения на курсах специализации по массажу с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, период работы (в должности...) в Реабилитационном центре для детей-инвалидов, Муниципальном учреждении «Центр социальной помощи семье и детям» и Муниципальном учреждении «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года.
Взыскать с Государственной учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сегежа Республики Карелия в пользу Снежковой С.В. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) руб.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в кассационном порядке в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Сегежский городской суд Республики Карелия.
Судья Р.В. Соляников
Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФ
составлено 28 марта 2011 года