решением суда удовлетворены требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности по оборудованию зданий ФАПов поселков района автоматической пожарной сигнализацией



Дело № 2-359/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18.05.2011                                                                                                                           г. Сегежа

                                                                                                                                                                                                

Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Соляникова Р.В.,

при секретаре Ванской Ю.В.,

с участием прокурора Невайкина П.Н.,

представителя третьего лица на стороне истца Главного управления МЧС России по Республике Карелия в лице Отдела надзорной деятельности Сегежского района Сазановича С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сегежского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сегежского муниципального района, МУ "Сегежская центральная районная больница" о понуждении произвести определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по тем основаниям, что в результате проверки МУ «Сегежская центральная районная больница» установлено отсутствие в фельдшерско-акушерском пункте поселка О..., являющимся структурным подразделением больницы, автоматической пожарной сигнализации. Ссылаясь на то, что указанное нарушение создает опасность жизни и здоровью граждан, прокурор просил суд обязать МУ «Сегежская центральная районная больница» (далее - Учреждение) и администрацию Сегежского муниципального района оборудовать здание фельдшерско-акушерского пункта автоматической пожарной сигнализацией.

С аналогичными исками прокурор обратился к МУ «Сегежская центральная районная больница» в отношении фельдшерско-акушерских пунктов поселков П... и В....

Определением суда от 19 апреля 2011 года дела объединены в одно производство с присвоением делу № 2-359/2011.

В судебном заседании прокурор изменил исковые требования. Просил обязать МУ «Сегежская центральная районная больница» в пределах имеющихся у него средств оборудовать здания вышеобозначенных фельдшерско-акушерских пунктов автоматической пожарной сигнализацией, а при отсутствии денежных средств возложить данную обязанность на администрацию Сегежского муниципального района.

Представитель третьего лица на стороне истца Главного управления МЧС России по Республике Карелия в лице Отдела надзорной деятельности Сегежского района требования прокурора поддержал, пояснив, что указанные нарушения ранее неоднократно выявлялись проверками, однако до настоящего времени не устранены.

Ответчики своих представителей в судебное заседание не направили. Просили рассмотреть дело без их участия.

Ранее в суде представитель МУ «Сегежская центральная районная больница» против удовлетворения исковых требований не возражал. Пояснил, что у ответчика отсутствуют денежные средства в объеме, необходимом для производства работ по оборудованию помещений автоматической пожарной сигнализацией.

Администрация Сегежского муниципального района представила возражения на иск, в которых указала, что считает себя ненадлежащим ответчиком по делу. МУ «Сегежская центральная районная больница» на праве безвозмездного пользования по договору от ХХ.ХХ.ХХ. года были переданы помещения общей площадью 84 м2, расположенные в доме №... по улице ... в поселке О..., 43 м2 в доме №... по улице ... в поселке П..., 56 м2 (без адреса) в поселке В.... В договоре о безвозмездном пользовании обязанность по содержанию помещений в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации возложена на ссудополучателя.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что в состав МУ «Сегежская центральная районная больница» в качестве структурных подразделений входят фельдшерско-акушерские пункты поселков О..., П..., В.... Помещения фельдшерско-акушерских пунктов находятся во владении Учреждения на основании договора от ХХ.ХХ.ХХ. года о безвозмездном пользовании.

В соответствии со статьями 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.

В силу пункта 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно пункту 9 таблицы 1 приложения к Нормам пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", утвержденным приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 315, здания общественного и административно-бытового назначения оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации независимо от площади и этажности.

Однако проверкой, проведенной Отделом надзорной деятельности Сегежского района Главного управления МЧС России по Республике Карелия, установлено отсутствие в зданиях фельдшерско-акушерских пунктов автоматической пожарной сигнализации.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Поскольку нарушение правил пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью пациентов, а также персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Как следует из устава МУ «Сегежская центральная районная больница», оно является юридическим лицом, созданным в форме учреждения. Данный устав в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" не приведен, однако к МУ «Сегежская центральная районная больница» применим правовой режим бюджетного учреждения.

В соответствии со статьей 120 ГК РФ (в редакции вышеобозначенного закона) собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Вместе с тем данная норма применяется лишь к обязательствам учреждения, возникшим после 1 января 2011 года. На ранее возникшие обязательства продолжает распространяться правило о субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения (статья 120 ГК РФ в первоначальной редакции). Аналогичная норма закреплена и в пункте 1.7 устава Учреждения.

Согласно пункту 4.1 устава имущество Учреждения находится в муниципальной собственности. Выпиской и реестра муниципального имущества от ХХ.ХХ.ХХ. года подтверждается, что здания фельдшерско-акушерских пунктов поселков О..., П..., В... являются собственностью муниципального образования «Сегежский муниципальный район».

Поскольку из бюджетной и внебюджетной росписи расходов, уведомлений о бюджетных ассигнованиях за ХХ. - ХХ. годы, а также справки Финансового управления Сегежского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ. года следует, что достаточных денежных средств для установки автоматической пожарной сигнализации у МУ «Сегежская центральная районная больница» не имеется, а обязательства по ее установке возникли до ХХ.ХХ.ХХ. года в силу требований указанных выше нормативно-правовых актов, работы по монтажу сигнализации также должны быть произведены за счет средств Муниципального образования «Сегежский муниципальный район» в субсидиарном порядке, как собственника имущества учреждения.

В связи с тем, что в силу статей 39, 40 устава Муниципального образования «Сегежский муниципальный район» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Сегежского муниципального является администрация Сегежского муниципального района, к полномочиям которой относятся владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, а также организация оказания на территории района первичной медико-санитарной помощи, обязанность по проведению работ по установке автоматической пожарной сигнализации при недостаточности денежных средств у МУ «Сегежская центральная районная больница» должна быть возложена на указанный орган.

Довод администрации Сегежского муниципального района о том, что МУ «Сегежская центральная районная больница» обязана произвести необходимые работы в силу договорных отношений, вытекающих из договора безвозмездного пользования имуществом, несостоятельна, поскольку наличие между сторонами договора ссуды не может изменить установленный законом субсидиарный характер ответственности собственника имущества учреждения.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с МУ «Сегежская центральная районная больница» подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Сегежского муниципального района в сумме 200 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать МУ "Сегежская центральная районная больница" оборудовать здания фельдшерско-акушерских пунктов поселка О..., поселка П..., поселка В... Сегежского района автоматической пожарной сигнализацией.

При недостаточности денежных средств у МУ "Сегежская центральная районная больница" обязанность по оборудованию зданий фельдшерско-акушерских пунктов поселка О..., поселка П..., поселка В... Сегежского района возложить на администрацию Сегежского муниципального района за счет средств Муниципального образования «Сегежский муниципальный район».

Взыскать с МУ "Сегежская центральная районная больница" государственную пошлину в бюджет Сегежского муниципального района в сумме 200 (двести) руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в кассационном порядке в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Сегежский городской суд Республики Карелия.

Судья                                                                      Р.В. Соляников

Справка: в окончательной форме в порядке статьи 199 ГПК РФ

решение суда изготовлено 20 мая 2011 года