иск прокурора Сегежского р-на РК в интересах неопределенного круга лиц к МО`Сегежский мун. район`, МОУ `Средняя образовательная школа` о понуждении произвести определенные действия удовлетворен.



Дело № 2/295-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 22 » апреля 2011 года       г.Сегежа РК

Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи     Пак О.Г.,

при секретаре        Моховой М.В.,

с участием прокурора      Коржовой Д.В.,

представителя ответчика      Хольшевой И.А.,

представителя ответчика     Миккоевой М.И.,

представителя третьего лица     Слепухиной Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Сегежского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Сегежский муниципальный район», муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № ...» о понуждении произвести определенные действия,

у с т а н о в и л:

Прокурор обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Сегежский муниципальный район», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № ...» (далее - МОУ СОШ № ...) о понуждении произвести определенные действия по тем основаниям, что в результате проверки за исполнением законов в сфере соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних в действиях МОУ СОШ № ... администрации Сегежского муниципального района установлено нарушение требований федерального законодательства.

Согласно техническому паспорту на здание МОУ СОШ № ... г.Сегежи одной из частей здания значится бассейн площадью 268,43 кв.м и переход в бассейн площадью 19,92 кв.м. Согласно акту обследования представителей администрации Сегежского городского поселения по состоянию на 10.08.2010 года на месте бывшего бассейна имеется скопление строительного и бытового мусора, вокруг разрушенного здания бассейна отсутствует ограждение, что создает угрозу жизни и здоровья не только учащихся МОУ СОШ № ..., но и других жителей города Сегежи. По состоянию на сегодняшний день ситуация не изменилась, пятно застройки не расчищено.

В связи с тем, что МОУ СОШ № ... является муниципальным образовательным учреждением, финансирование любых расходов МОУ СОШ № ... осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств. Администрация МОУ СОШ № ... неоднократно обращалась в администрацию Сегежского муниципального района об оказании финансовой и технической помощи по разборке аварийного здания бассейна и зачистке пятна застройки, но бюджетные ассигнования на зачистку пятна застройки до настоящего времени МОУ СОШ № ... не выделены.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. В силу ч.1 статьи 40, части 2 статьи 61 Устава МО «Сегежский муниципальный район» указанные полномочии отнесены к компетенции администрации Сегежского муниципального района.

Собственником МОУ СОШ № ... в силу части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации является муниципальное образование «Сегежский муниципальный район».

Имущество школы, в том числе здание находится в оперативном управлении МОУ СОШ № ... на основании договора от 01.11.2002 № ... с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от хххх года.

В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 4 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Сегежский муниципальный район», утвержденного решением Совета Сегежского муниципального района от 23.09.2008 г. № ... главным распорядителем средств бюджета Сегежского муниципального района является администрация района.

Прокурор со ссылкой на ст.45 ГПК РФ, ст.158 Бюджетного кодекса РФ, ст. 31 ЗРФ «Об образовании», ч.1 ст.4 ФЗ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» п. 3 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) просит обязать администрацию Сегежского муниципального района и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № ...» ликвидировать несанкционированную свалку, зачистить пятно застройки на месте разрушенного бассейна с северной стороны здания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № ...» по адресу: г.....

В судебном заседании прокурор Коржова Д.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Просила обязать администрацию Сегежского муниципального района и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № ...» ликвидировать несанкционированную свалку, зачистить пятно застройки на месте разрушенного бассейна с северной стороны здания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № ... по адресу: г.... считает возможным установить срок исполнения обязательств до хххх года.

Представитель ответчика - Администрации Сегежского муниципального района, действующая на основании доверенности Хольшева И.А., в судебном заседании заявленные прокурором исковые требования не признала, поскольку Администрация является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Пояснила, что в соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, соответственно собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Ч.1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. А на основании статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).

МОУ СОШ № ... на праве оперативного управления был передано здание, расположенное по адресу: Республика Карелия, город ..., находящееся в муниципальной собственности на основании договора на право оперативного управления имуществом, находящемся в муниципальной собственности Сегежского муниципального района от хххх года № ... В договоре от хххх года № ... пунктом 2.4.2 предусмотрено «соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые к использованию помещениями, в соответствии с принятыми нормами эксплуатации»; пунктом 2.4.3 - «производить за свой счет капитальный и текущий ремонт помещений, оборудования, сооружений, инженерных сетей и систем».

На основании ходатайства директора МОУ СОШ № ... и в соответствии с постановлением Главы местного самоуправления города Сегежи и Сегежского района от хххх года № ... директор учреждения должен был организовать разборку здания и зачистку пятна застройки.

Таким образом, в соответствии с заключенным договором и постановлением Главы местного самоуправления города Сегежи и Сегежского района от хххх года № ... МОУ СОШ № ... самостоятельно несет бремя содержания имущества, переданного ему на праве оперативного управления, и должно принять меры по зачистке пятна застройки на месте разрушенного бассейна с северной части здания.

В случае удовлетворения исковых требований просила установить срок исполнения обязательств до хххх года с целью проведения работ во время каникул для безопасности учеников, а также с учетом трудоемкости работ.

Представитель ответчика - директор МОУ СОШ № ... Микковеа М.И. в судебном заседании иск не признала, поскольку школа не имеет денежных средств на производство работ по ликвидации несанкционированной свалки, зачистке пятна застройки на месте разрушенного бассейна с северной стороны здания. Несмотря на неоднократные обращения, начиная с 2004 года с заявлениями в адрес Главы местного самоуправления, Главы Администрации, начальника управления образования Администрации, финансирование для этих целей не выделялось. Просила в случае удовлетворения исковых требований установить срок исполнения обязательств до хххх года.

Представитель третьего лица - ТО Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по РК в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах, действующая на основании доверенности Слепухина Н.Л., в судебном заседании заявление прокурора поддержала. Пояснила, что проблема существует не первый год, около пяти предписаний выдавалось в адрес школы об устранении нарушений законодательства, каждый год по результатам приема учреждения. Работы частично проводились, но так до конца и не доведены, все упирается в финансирование. Директора привлекали к административной ответственности за не исполнение предписаний. Полагает целесообразным установить срок для производства работ до хххх года, поскольку последнее предписание в адрес школы выдано с таковым сроком исполнения.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что на месте разрешенного бассейна с северной части здания муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № ...» по адресу: Республика Карелия, г...., имеется несанкционированная свалка и пятно застройки, что подтверждается актом обследования представителей администрации Сегежского городского поселения по состоянию на 10.08.2010 года, предписанием ТО Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по РК в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах от 17.08.2010 года.

В соответствии со ст.8 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (ст.21).Статья 11 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ обязывает юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно ч.1 ст.4 ФЗ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое развитие в образовательных учреждениях.

Несанкционированная свалка строительного и бытового мусора на месте разрушенного здания бассейна образовательного учреждения, непринятие мер по зачистке пятна застройки, создает прямую угрозу жизни и здоровью граждан, учащихся МОУ СОШ № ... и является нарушением вышеуказанных норм, а также п.2.2. СанПиН 2.4.2.1178-022, соответственно требование прокурора о ликвидации несанкционированной свалки и зачистке пятна застройки на месте разрешенного бассейна является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. В силу ч.1 ст.40, ч.2 ст.61 Устава МО «Сегежский муниципальный район» указанные полномочии отнесены к компетенции администрации Сегежского муниципального района.

Согласно техническому паспорту здания школы № ... г.Сегежи, собственником которого в соответствии с реестром муниципального имущества является МО «Сегежский муниципальный район», передавшее МОУ СОШ № 6 указанное здание воперативное управление на основании договора № ... от хххх года с последующими дополнительными соглашениями, одной из частей здания школы значится бассейн площадью 268,43 кв.м и переход в бассейн площадью 19,92 кв.м.

Судом установлено, что муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» является самостоятельным юридическим лицом в форме учреждения, о чем указано в Уставе учреждения.

В соответствии со статьей со ст.120 Гражданского кодекса РФ (в редакции от 07.02.2011 года) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. В зависимости от вида учреждения законодатель определяет ответственность учреждения по своим обязательствам.

Вид учреждения МОУ СОШ № ... в соответствие требованиями ст. 120 ГК РФ ФЗ (в редакции от 07.02.2011 года) до настоящего времени не определен, изменения в Устав не внесены.

Согласно ст. 9.2. ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (введена ФЗ от 08.05.2010 N 83-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

При этом в силу ч.2 ст.120 ГК РФ (в редакции от 07.02.2011 года) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Согласно ФЗ от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяется к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.

Ст.120 ГК РФ в редакции до ФЗ от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ предусматривала, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Из представленных в материалах дела выписок из бюджетных росписей 2008-2011 года усматривается отсутствие денежных средств у МОУ СОШ № ... для производства работ по ликвидации несанкционированной свалки и пятна застройки на территории школы.

Таким образом, из вышеуказанных норм следует, что учреждение МОУ СОШ № ... подпадая под понятие бюджетного учреждения, должно отвечать по обязательствам, возникшим до 1 января 2011 года, в порядке, предусмотренном ч.2 ст.120 ГК РФ в редакции до принятия ФЗ от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ, т.е. денежными средствами, находящимися в его распоряжении, а при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества - МО «Сегежский муниципальный район» в лице администрации района в силу ст.ст.39-40 Устава муниципального образования.

При изложенных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению, при этом ч.2 ст.206 ГПК РФ предусматривает возможность установления срока, к которому надлежит исполнить обязательства. Заявленный в судебном заседании срок до хххх года, представляется разумным, поскольку совпадает с датой начала учебного года.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой прокурор освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Согласно п.3 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит оплате гос.пошлина в размере 200 руб.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № ...» в пределах имеющихся в его распоряжении денежных средств ликвидировать несанкционированную свалку и зачистить пятно застройки на месте разрешенного бассейна с северной части здания муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № ...» по адресу: Республика Карелия, г.Сегежа, ...

При недостаточности денежных средств у муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № ...»обязанность по ликвидации несанкционированной свалки и зачистке пятна застройки на месте разрешенного бассейна с северной части здания муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № ...» по адресу: Республика Карелия, г.Сегежа, ..., возложить на собственника имущества - муниципальное образование «Сегежский муниципальный район»в лице органа местного самоуправления - Администрация Сегежского муниципального района.

Установить срок исполнения решения для муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № ...» и Администрации Сегежского муниципального района до хххх года.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № ...» государственную пошлину в доход государства 200 (двести) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия через Сегежский городской суд РК в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья     -     О.Г. Пак

-

-

-к