Дело № 2-608/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 июля 2011 года г. Сегежа Сегежский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Балашова Д.А., при секретаре Хребтович И.В., с участием прокурора Коржовой Д.В., представителя ответчика Малевич И.И.,. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сегежского района в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад № номер», администрации Сегежского муниципального района о понуждении произвести определенные действия, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по тем основаниям, что в результате проверки федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в МДОУ «Детский сад номер (далее - Учреждение) установлено нарушения законодательства, а именно: крыша здания находится в ненадлежащем состоянии, швы панельных стен здания не имеют надлежащей герметизации. Кроме того, на территории Учреждения отсутствуют теневые навесы. Ссылаясь на то, что указанное нарушение создает опасность жизни и здоровью воспитанников и работников учреждения, прокурор просит суд обязать Учреждение и администрацию Сегежского муниципального района произвести капитальный ремонт кровли, ремонт фасада здания учреждения, установить теневые навесы на территории каждой групповой площадки в количестве 7 штук. В судебном заседании старший помощник прокурор Коржова Д.В. исковые требования изменила, просила обязать МДОУ «Детский сад № номер» произвести капитальный ремонт кровли, ремонт фасада здания Учреждения в виде герметизации швов здания, установить теневые навесы в количестве 5 штук. При недостаточности средств у Учреждения просила возложить обязанность на Администрацию Сегежского муниципального района. Представитель Учреждения Малевич И.И. исковые требования не признала по причине отсутствия у Учреждения денежных средств. Пояснила, что кровля учреждения нуждается в капитальном ремонте, также как и фасад здания, поскольку через них постоянно попадает вода внутрь помещений, теневые навесы на территории Учреждения отсутствуют. Представитель Администрации Сегежского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на исковое заявление. Представитель третьего лица - Территориального отдела в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (ст. 28 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г.). Согласно ст. 31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (ст. 36 Федерального закона РФ от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). В соответствии с п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Согласно п. 5.1 СанПиН 2.4.1.2660-10«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» стены помещений должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. В судебном заседании установлено, что МДОУ «Детский сад номер» построен в ХХ.ХХ.ХХХХ году, здание двухэтажное, панельное, отдельно стоящее, рассчитано на 14 групп. Площадь территории участка составляет .................... кв.м, основная площадь здания - .................... кв.м., вспомогательная .................... кв.м. На территории участка имеются 8 игровых площадок - 3 для ясельных групп, 5 для групп дошкольного возраста. Игровые площадки для дошкольных групп рассчитаны на 2 группы, оборудована спортивная площадка, хозяйственная зона. В ХХ.ХХ.ХХХХ году частично производился ремонт кровли, после этого ремонт кровли в Учреждении не производился, капитальный ремонт кровли не проводился. Как следует из Акта обследования кровли фасада Учреждения от ХХ.ХХ.ХХХХ, имеющегося в материалах дела, на кровле наблюдаются трещины, пузыри, нарушены примыкания, по фасаду нарушена герметизация швов наружных стен, в Учреждении необходимо проведение капитального ремонта мягкой кровли, герметизации швов наружных стен. Указанное обстоятельство не оспаривалось представителем Учреждения в судебном заседании. Как следует из материалов дела, Учреждение обращалось в Администрацию Сегежского муниципального района по вопросу выделения бюджетных средств на проведение капитального ремонта кровли, ремонт фасада здания, однако Учреждению было отказано по причине отсутствия денежных средств. При таких обстоятельствах, поскольку вышеуказанные нарушения федерального законодательства создают угрозу жизни и здоровью воспитанников учреждения, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований. Из устава МДОУ «Детский сад № номер» следует, что оно является юридическим лицом, созданным в форме учреждения. Данный устав в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" не приведен, однако к МДОУ «Детский сад номер» применим правовой режим бюджетного учреждения. В соответствии со статьей 120 ГК РФ (в редакции вышеобозначенного закона) собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Вместе с тем данная норма применяется лишь к обязательствам учреждения, возникшим после 1 января 2011 года. На ранее возникшие обязательства продолжает распространяться правило о субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения (статья 120 ГК РФ в первоначальной редакции). Аналогичная норма закреплена и в пункте 1.9 устава Учреждения. Поскольку в выделении денежных средств на проведение капитального ремонта кровли Учреждения и его фасада, установки теневых навесов отказано по причине отсутствия денежных средств, что не оспаривалось представителями ответчиков, указанные работы должны быть произведены за счет средств Муниципального образования «Сегежский муниципальный район» в субсидиарном порядке, как собственника имущества учреждения. В связи с тем, что в силу статей 39, 40 устава Муниципального образования «Сегежский муниципальный район» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Сегежского муниципального является администрация Сегежского муниципального района, к полномочиям которой относятся владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, обязанность по проведению работ по проведению капитального ремонта кровли, ремонту фасадов в виде герметизации швов здания, установки теневых навесов в количестве 5 штук при недостаточности денежных средств у МДОУ «Детский сад № номер» должна быть возложена на указанный орган. Довод администрации Сегежского муниципального района о том, что МДОУ «Детский сад № номер» обязана произвести необходимые работы в силу договорных отношений, вытекающих из договора на право оперативного управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности, несостоятельна, поскольку наличие между сторонами договора не может изменить установленный законом субсидиарный характер ответственности собственника имущества учреждения. При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с МДОУ «Детский сад № номер подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Сегежского муниципального района в сумме .................... руб. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить. Обязать МДОУ «Детский сад № номер» произвести капитальный ремонт кровли здания, ремонт фасада здания в виде герметизации швов здания, установить теневые навесы в количестве 5 штук. При недостаточности денежных средств у МДОУ «Детский сад № номер» обязанность по проведению капитального ремонта кровли здания, ремонта фасада здания в виде герметизации швов здания, установки теневых навесов в количестве 5 штук возложить на администрацию Сегежского муниципального района за счет средств Муниципального образования «Сегежский муниципальный район». Взыскать с МДОУ «Детский сад № номер» государственную пошлину в бюджет Сегежского муниципального района в сумме .................... руб. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в кассационном порядке в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Сегежский городской суд Республики Карелия. Судья Д.А. Балашов Справка: в окончательной форме в порядке статьи 199 ГПК РФ решение суда изготовлено ХХ.ХХ.ХХХХ