Дело № 2-228 (2011г.) 30 мая 2011 года г. Сегежа СЕГЕЖСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ в составе председательствующего судьи Н.А.Ткачук при секретаре И.В.Хребтович, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации Надвоицкого городского поселения, открытому акционерному обществу «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат», Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку, У С Т А Н О В И Л: Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском о понуждении Администрации Надвоицкого городского поселения ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале 69 выделе 16 Кулеминского лесничества. Требования мотивированы тем, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что в квартале 69 выделе 16 Кулеминского лесничества располагается несанкционированная свалка бытовых отходов. Данная свалка находится в административных границах Надвоицкого городского поселения в районе стрельбища в 500 метрах от п.Надвоицы. Ссылаясь на Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Карельский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать Администрацию Надвоицкого городского поселения ликвидировать несанкционированную свалку. Определением Сегежского городского суда РК от 30 марта 2011 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены открытое акционерное общество «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» (далее ОАО «Сегежский ЦБК»), Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия. В судебном заседании помощник прокурора Невайкин П.Н. просил обязать надлежащего ответчика ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале 69 выделе 16 Кулеминского лесничества. Представитель администрации Надвоицкого городского поселения в судебное заседание не явился, о дне слушания извещались надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. В представленном отзыве указали, что между Министерством по природопользованию и экологии и ОАО «Сегежский ЦБК» был заключен договор аренды лесного участка № 57-з от 19 декабря 2008 года, согласно которому ОАО «Сегежский ЦБК» как арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду. Считают, что возникновение несанкционированной свалки произошло, в том числе, по вине ОАО «Сегежский ЦБК», выразившееся в его бездействии. ОАО «Сегежский ЦБК» как арендатор обязано контролировать санитарное состояние лесного участка, переданного в аренду. Представители ОАО «Сегежский ЦБК» Филатова Ж.В., Готчиева И.В., действующие на основании доверенностей, с заявленными требованиями не согласились. Пояснили, что 19 декабря 2008 года между Министерством лесного комплекса РК (арендодатель) и ОАО «Сегежский ЦБК» (арендатор) перезаключен договор аренды лесного участка № 57-з, в соответствие с которым арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) лесные участки, расположенные в Сегежском районе на территории Государственного учреждения РК «Сосновецкое центральное лесничество», в том числе и в квартале 69 выделе 16 Кулеминского лесничества для использования в целях заготовки древесины. Пунктом 4.4.13 указанного договора предусмотрено, что арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на лесном участке, переданном в аренду, принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендодателя. Указанным пунктом не предусмотрена обязанность арендатора принимать меры по ликвидации своими силами и за свой счет свалок производственных и бытовых отходов, возникших не по вине арендатора. Доказательства, свидетельствующие о том, что несанкционированная свалка мусора и бытовых отходов образовалась в результате деятельности ОАО «Сегежский ЦБК», отсутствуют. Представитель Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Зиновьев С.В., действующий на основании доверенности, пояснил, что Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия является ненадлежащим ответчиком по делу, т.к. Министерство осуществляет государственный лесной контроль и надзор в целях обеспечения соблюдения лесного законодательства. Представитель третьего лица ГУ РК «Сегежское центральное лесничество» в судебное заседание не явился, о дне слушания извещались надлежащим образом. Согласно представленному отзыву полагали надлежащим ответчиком по делу администрацию Надвоицкого городского поселения, т.к. несанкционированная свалка находится на территории деревни Надвоицы, которая входит в состав Надвоицкого городского поселения, границы которого определены в соответствии с Законом РК № 813-ЗРК от 01 апреля 2004 года «О городских, сельских поселениях в республике Карелия». Несанкционированный сбор и вывоз отходов от населенных пунктов Надвоицкого городского поселения в места расположения несанкционированных свалок свидетельствует о ненадлежащей организации этого процесса органами местного самоуправления поселения, отсутствии должного контроля за организацией сбора и вывоза отходов. Заслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу: В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, в квартале 69 выделе 16 Кулеминского лесничества располагается несанкционированная свалка бытовых отходов. Данная свалка расположена в административных границах Надвоицкого городского поселения в 500 метрах от п.Надвоицы. Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ собственники и землепользователи обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения земель. В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - организация сбора и вывоза бытовых отходов относится к вопросам местного значения. Аналогичная статья содержится в п.1 ст.8 ФЗ от 24 июня 998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращений с отходами. Таким образом, имеются основания для возложения обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки на Администрацию Надвоицкого городского поселения. Как установлено в судебном заседании 19 декабря 2008 года между Министерством лесного комплекса РК (арендодатель) и ОАО «Сегежский ЦБК» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка территории ГУ РК «Сосновецкое центральное лесничество», в том числе и в квартале 69 выделе 16 Кулеминского лесничества, для использования в целях заготовки древесины. В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Суд считает, что обязанность арендатора по ведению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ, часть 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414, далее Правила). Согласно части 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. Таким образом, и частью 2 статьи 55 ЛК РФ, и пунктом 4 Правил установлена обязанность арендатора лесного участка по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий. В данном случае речь идёт не о гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а об установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах. Поскольку такая обязанность прямо установлена законом, а зафиксированные несанкционированные свалки расположены на территории, арендуемой ответчиком, то они подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса. При таких обстоятельствах оснований для освобождения ответчика ОАО «Сегежский ЦБК» от обязанности ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на арендованном этим ответчиком участке, не имеется. Оснований для возложения данной обязанности на Министерство по природопользованию и экологии не имеется, т.к. Министерство осуществляет государственный лесной контроль и надзор в целях обеспечения соблюдения лесного законодательства. В соответствие со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Согласно ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Надвоицкого городского поселения, открытое акционерное общество «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Надвоицкого участкового лесничества Кулеминского лесничества (по материалам лесоустройства) квартал 69 выдел 16. Взыскать с открытого акционерного общества «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» государственную пошлину в бюджет Сегежского муниципального района в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Сегежский городской суд Республики Карелия. Судья Н.А.Ткачук Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральным законом «О введении в действие Лесного Кодекса РФ» от 04 декабря 2006 года № 201 (ст. 10) установлено, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
В пункте 4.4.13 договора от 19 декабря 2008 года установлена обязанность арендатора соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ. Осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду. Принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (неоформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора.
Согласно п.п. 4, 28 Правил арендаторы лесных участков с целью заготовки древесины обязаны осуществлять мероприятия по очистке лесов от захламления, в том числе бытовыми отходами.