Дело № 2-880/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12.10.2011 г.Сегежа Сегежский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Соляникова Р.В., при секретаре Денисовой Е.Н., с участием прокурора Невайкина П.Н., представителя ответчика ООО "Карху" Селезнева А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сегежского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Карху" о понуждении создать запас жидкого топлива, УСТАНОВИЛ: Иск заявлен по тем основаниям, что прокуратурой Сегежского района осуществлена проверка соблюдения ООО «Карху» законодательства, регламентирующего вопросы проведения отопительного сезона 2011 - 2012 годов. В ходе проверки установлено, что ответчиком в нарушение действующего законодательства не предпринято должных мер к созданию к началу отопительного сезона нормативных запасов топлива, позволяющего предприятию обеспечить бесперебойную работу теплоисточников при максимальной нагрузке. Ссылаясь на то, что выявленные нарушения могут являться причиной несвоевременной подачи тепла в квартиры потребителей, проживающих в пгт. Надвоицы, что создает угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор просил обязать ООО «Карху» обеспечить создание запасов жидкого топлива (мазута) в объеме не менее 30-суточной потребности, позволяющей обеспечить бесперебойную работу теплоисточников при максимальной нагрузке. В судебном заседании прокурор дополнил требования, указав, что данные запасы необходимо создать в объеме 1540 тонн. Пояснил, что в настоящее время судебный спор в отношении имущества разрешен. Ответчик является теплоснабжающей организацией по отношению к потребителям пгт. Надвоицы. Администрация Надвоицкого городского поселения, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, своего представителя в судебное заседание не направила, просила рассмотреть дело без ее участия. В отзыве указала, что поскольку котельная находится в безвозмездном пользовании ООО «Карху», именное это предприятие обязано создать нормативный запас топлива. Ответчик письменных возражений на иск не представил. В судебном заседании представитель ответчика иск не признал, пояснив, что ООО «Карху» не является законным владельцем котельной, с помощью которой отапливаются помещения пгт. Надвоицы, поскольку решением арбитражного суда спор по указанному имуществу разрешен, оно должно перейти в собственность администрации Надвоицкого городского поселения. Регистрация права собственности за муниципалитетом еще не произведена. После данной регистрации администрация Надвоицкого городского поселения будет обязана объявить конкурс для выбора новой теплоснабжающей организации, в котором ответчик вероятнее всего участвовать не будет, поскольку договор ему не выгоден. Ответчик согласился принять в пользование оборудование котельной не преследуя коммерческий интерес, и лишь с тем условием, что будет использовать для выработки тепловой энергии остатки мазута, принадлежавшие ОАО «С...». За счет этих остатков ответчик начал подачу тепловой энергии потребителям поселка Надвоицы, намерен выставлять счета и взимать плату с населения за потребленную энергию. Тепломагистральные сети находятся в аренде ООО «Карху», но это не означает, что оно является теплоснабжающей организацией. Также ответчик заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела до разрешения вопроса о регистрации права муниципальной собственности на здание котельной. Учитывая особую социальную значимость вопроса обеспечения бесперебойной подачи тепловой энергии населению поселка Надвоицы, а также наличие в деле сведений о законном владельце оборудования котельной, в удовлетворении данного ходатайства судом отказано. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу. В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии. По делу установлено, что ХХ.ХХ.ХХ. года между ОАО «С...», администрацией Надвоицкого городского поселения и ООО «Карху» заключено соглашение о предоставлении ответчику в пользование оборудования котельной, используемой для производства воды и горячего пара, подачи теплоносителя в тепломагистральные сети пгт. Надвоицы, бесперебойного и круглосуточного обеспечения потребителей услугами отопления и горячего водоснабжения надлежащего качества (пункт 3.1, Приложение №... к соглашению). Данный договор до настоящего времени исполняется сторонами, ООО «Карху» подало тепловую энергию в установленные органом местного самоуправления для начала отопительного сезона сроки, намерено выставлять счета потребителям за оказанную услугу (данные счета не выставлены лишь в связи с тем, что не наступил срок). Из содержания пунктов 2.1, 3.1 соглашения следует, что обозначенное имущество передается в целях недопущения умаления прав и законных интересов граждан и юридических лиц, проживающих и осуществляющих свою деятельность на территории пгт. Надвоицы, в том числе в части получения в полном объеме и в надлежащем качестве услуг социально-значимого характера - горячего водоснабжения и отопления. Кроме того, как пояснил представитель ответчика, в аренде ООО «Карху» находятся также тепломагистральные сети пгт. Надвоицы. Поскольку ООО «Карху» является законным владельцем оборудования котельной и тепловых сетей в системе теплоснабжения на основании соответствующих договоров, фактически использует указанное имущество по назначению и взимает плату за оказываемые услуги, в силу приведенной выше нормы оно признается теплоснабжающей организацией. Пунктом 7 распоряжения Правительства Республики Карелия «О мерах по подготовке объектов жизнеобеспечения к работе в осенне-зимний период 2009/10 года» от 15 марта 2011 года № 105р-П организациям, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, обеспечивающим электро-, тепло-, водо- и газоснабжение населенных пунктов Республики Карелия, рекомендовано обеспечить создание нормативных запасов топлива к началу отопительного сезона и создать неснижаемые запасы материалов и оборудования для проведения аварийно-восстановительных работ. Согласно пунктам 1 - 39 Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной приказом Минэнерго России от 4 сентября 2008 года № 66 (далее - Инструкция), норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). Нормативный эксплуатационный запас топлива необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и (или) тепловой энергии. Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой электростанции и котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчёты производятся на 1 октября планируемого года. Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количества суток: по твердому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток. Названная Инструкция разработана в целях организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных и устанавливает основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо) при производстве организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, электрической и (или) тепловой энергии. В силу требований пункта 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27 сентября 2003 года, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода. Постановлением администрации Надвоицкого городского поселения от ХХ.ХХ.ХХ. года №... установлено начало отопительного периода для населения Надвоицкого городского поселения с ХХ.ХХ.ХХ. года. Однако в нарушение приведенных выше норм ответчиком не принято мер к созданию до начала отопительного сезона 2011 - 2012 годов нормативных запасов топлива, позволяющих ООО «Карху» обеспечить бесперебойную работу теплоисточников при максимальной нагрузке. Согласно постановлению администрации Надвоицкого городского поселения от ХХ.ХХ.ХХ. года №... размер ННЗТ для котельных Надвоицкого городского поселения установлен в объеме 570 тонн, размер НЭЗТ - 1540 тонн. Вместе с тем запасы топочного мазута у ответчика составляют лишь 815 тонн, что может привести к несвоевременной подаче тепла в квартиры потребителей, проживающих в пгт. Надвоицы. Бездействие ответчика является незаконным, поскольку нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц потребителей коммунальной услуги теплоснабжения, которые в период отопительного сезона должны быть обеспечены данной услугой надлежащего качества, позволяющей поддерживать в квартирах температуру, соответствующую требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (пункт 15 Приложений к правилам), Государственного стандарта РФ ГОСТ Р51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», принятые постановлением Госстандарта России от 19 июня 2000 года № 158-ст (пункты 3.1, 4.1, 4.16.2). При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению. Довод ответчика о том, что срок действия соглашения в настоящее время закончился, поскольку арбитражным судом спор о принадлежности имущества, являющегося предметом соглашения, разрешен, несостоятелен. Из материалов дела усматривается, что постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, которым на администрацию Надвоицкого городского поселения возложена обязанность принять на безвозмездной основе имущество в соответствии с перечнем, утвержденным решением Совета Надвоицкого городского поселения от ХХ.ХХ.ХХ. года №... (в том числе и оборудование котельной), вступило в силу ХХ.ХХ.ХХ. года. Пунктом 4.1 соглашения о предоставлении имущества предусмотрено, что оно прекращает свое действие по инициативе одной из сторон, направившей в адрес других сторон письменное уведомление о намерении прекратить участие в соглашении с указанием даты прекращения участия в соглашении, которая не может наступить ранее 30 календарных дней со дня получения такого уведомления всеми сторонами. Однако в установленном договором порядке соглашение сторонами не расторгнуто. Напротив, конклюдентные действия администрации Надвоицкого городского поселения и ООО «Карху», совершенные в том числе после вынесения обозначенного выше судебного решения, свидетельствуют о продолжении договорных правоотношений по обеспечению ответчиком жителей пгт. Надвоицы услугой теплоснабжения. То обстоятельство, что после регистрации права собственности за муниципальным образованием администрацией Надвоицкого городского поселения будет вновь разрешаться вопрос о выборе теплоснабжающей организации, не имеет правового значения, так как настоящее дело рассматривается исходя из правоотношений, существующих между сторонами в настоящее время. Более того, изложенные выше законоположения обязывали ответчика создать нормативные запасы топлива задолго до обращения прокурора в суд. Дальнейшее отложение разрешения данного вопроса повлечет угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Ссылки ответчика на несение им убытков не могут быть приняты во внимание, поскольку ООО «Карху», являясь коммерческой организацией, оказывающей платные услуги населению, в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации несет риск убытков. Исполнение обязательств перед потребителями не ставится в зависимость от имущественного положения исполнителя. Довод о том, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Надвоицкого городского поселения, необоснован, поскольку, заключив приведенное выше соглашение, орган местного самоуправления выполнил установленную статьей 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность по организации теплоснабжения населения. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Карху» создать запасы жидкого топлива (мазута) в объеме не менее 30-суточной потребности, позволяющем обеспечить бесперебойную работу теплоисточников при максимальной нагрузке - не менее 1540 тонн. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Карху» государственнуюпошлину в бюджет Сегежского муниципального района в сумме 200 (двести) руб. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в кассационном порядке в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Сегежский городской суд Республики Карелия. Судья Р.В. Соляников Справка: в окончательной форме в порядке статьи 199 ГПК РФ решение суда изготовлено 17 октября 2011 года