решением суда возложена обязанность осуществить реконструкцию очистных сооружений



Дело № 2-914/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07.11.2011                                                                                                                           г.Сегежа

Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Соляникова Р.В.,

при секретаре Коровиной Ю.Н.,

с участием представителя ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия Березиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен по тем основаниям, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при сбросе сточных вод ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия в озеро <...>, в ходе которой установлено, что очистные сооружения учреждения не функционируют. На них не отрегулирована работа песколовки, имеет место вынос песка со сточными водами, ненадежное обеззараживание сточных вод, существует глубокая коррозия основных металлических конструкций приемной камеры, песколовки, установок отстаивания, хлораторной. Локальные очистные сооружения имеют 100% износ. Ответчик осуществляет сброс сточных вод в озеро <...> без надлежащей отчистки, в результате чего допущено превышение по следующим показателям: по аммиаку (азоту) в 2 раза, запаху в 2 раза, неудовлетворительные исследования по общим колиформным бактериям, термотолерантным колиформным бактериям. Действия ответчика нарушают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать проект реконструкции очистных сооружений и в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу осуществить в соответствии с проектом реконструкцию очистных сооружений в пгт. <...> Сегежского района.

В судебном заседании прокурор не участвовал. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в суде от исковых требований в части возложения на ответчика обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать проект реконструкции очистных сооружений отказался, в связи с чем определением суда от 3 ноября 2011 года производство по делу в этой части прекращено. В остальной части прокурор требования изменил, просил обязать ответчика в срок до 1 января 2014 года осуществить реконструкцию очистных сооружений исправительного учреждения.

Третье лицо на стороне истца, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, своего представителя в судебное заседание не направило. Извещено о времени и месте рассмотрения дела.

Третье лицо на стороне истца, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в лице Территориального отдела в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах Республики Карелия, представило отзыв на иск, в котором с требованиями прокурора согласилось, указав, что согласно экспертному заключению от ХХ.ХХ.ХХ. года №... и протоколу лабораторного исследования количественного химического и микробиологического анализов от ХХ.ХХ.ХХ. года №..., выданных филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах», при анализе воды от ХХ.ХХ.ХХ. года на момент отбора проб в озере <...> в районе улицы <...> установлено превышение предельно допустимой концентрации рыбохозяйственного водоема по азоту аммонийному в 1,3 раза, по запаху - 4 балла (при гигиеническом нормативе не более 2-х), количество колоний бактерий не подлежит подсчетам. Данный водоем находится в черте населенного пункта пгт. <...>, часть населения использует его как зону рекреации. Ответчик, осуществляя сброс сточных вод, не выполняет требования санитарных правил.

В судебное заседание представитель третьего лица не явился. Просил рассмотреть дело без его участия, ранее в суде исковые требования поддержал.

Ответчик направил в суд отзыв, в котором указал, что очистные сооружения были построены без проекта в 1991 году в качестве вынужденной меры и планировались как временный вариант на срок не более 5 лет. Реконструкция сооружений не произведена в связи с отсутствием финансирования. Согласно Федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2006 года № 540, строительство очистных сооружений должно было начаться в 2009 году. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 года № 1090 в данную программу были внесены изменения, согласно которым выделено финансирование в сумме <...> руб. на строительство очистных сооружений с их вводом в эксплуатацию в 4 квартале 2014 года. Согласно данной целевой программе, ресурсное обеспечение осуществляется за счет средств федерального бюджета. Привлечение к реализации программы собственных средств предприятий уголовно-исполнительной системы в качестве внебюджетного источника финансирования не предусматривается.

В судебном заседании представитель ответчика дал аналогичные пояснения.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика ФСИН России своего представителя в суд не направило. Представило отзыв, в котором указало, что в 2004 году в соответствии с заданием на проектирование ЗАО «К...» было выполнено технико-экономическое обоснование капитального ремонта сетей и сооружений канализации учреждения. По результатам обследования был сделан вывод о том, что система канализации учреждения не имеет эффективного отвода бытовых и производственных стоков. Канализационные очистные сооружения не в состоянии обеспечить степень очистки сточных вод в соответствии с установленными гигиеническими нормативами. Даны рекомендации выполнить реконструкцию системы канализации, построить современные очистные сооружения с биологической и глубокой очисткой стоков. Из-за недостаточного финансирования проектно-изыскательские работы по линии капитального строительства станции биологической очистки сточных вод были завершены только в 2008 году. Разработан проект новых очистных сооружений, получено положительное заключение государственной экспертизы. Федеральной целевой программой «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)» предусмотрено выделение финансирования из федерального бюджета на строительство очистных сооружений в 2013-2014 годах с вводом объекта в эксплуатацию в 4 квартале 2014 года.

Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Статьями 39, 51 названного Закона предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также должны соблюдать нормативы качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

По делу установлено, что ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия осуществляет сброс сточных вод в залив <...> озера <...>. Решением Министерства природных ресурсов Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ. года названный водный объект предоставлен ответчику в пользование под сброс сточных вод сроком до ХХ.ХХ.ХХ. года. Локальные очистные сооружения построены в 1991 году без проекта, планировались для временного использования сроком на 5 лет. Предназначены для снижения загрязнений по взвешенным веществам, биохимического потребления кислорода, нефтепродуктам, железу и азоту. В состав локальных очистных сооружений входят приемный колодец, песколовка, склад хранения реагентов, распределительная камера, коагуляторы-отстойники и шламонакопитель.

В соответствии со статьями 39, 60 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Пунктом 4.2 "СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 года, предусмотрено, что сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования.

Однако в нарушение приведенных выше норм на очистных сооружениях ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия не отрегулирована работа песколовки, имеет место вынос песка со сточными водами, ненадежное обеззараживание сточных вод, глубокая коррозия основных металлических конструкций приемной камеры, песколовки, установок отстаивания, хлораторной. Очистные сооружения имеют 100% износ. В результате очистные сооружения практически не функционируют, что влечет превышение предельно допустимых показателей в озере <...> по аммиаку, азоту, запаху, а также содержанию колиформных и термотолерантных колиформных бактерий.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дел об административных правонарушениях, актом проверки Управления Росприроднадзора по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХ. года, предписанием названного государственного органа об устранении выявленных нарушений от ХХ.ХХ.ХХ. года, протоколом лабораторных исследований и экспертным заключением филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах», и не оспариваются сторонами.

В 2007 году ЗАО «К...» по заказу УФСИН России по Республике Карелия разработал проект реконструкции сетей и сооружений канализации ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия. Данный проект в 2008 году получил положительное заключение государственной экспертизы ГУ РК «Управление Государственной экспертизы при Министерстве строительства Республики Карелия». Однако в связи с недостаточным финансированием до настоящего времени работы по реконструкции не начаты.

Поскольку допущенные ответчиком нарушения создают угрозу окружающей природной среде, а также жизни и здоровью населения, на ответчика, как на организацию, осуществляющую водопользование в форме сброса сточных вод, следует возложить обязанность осуществить реконструкцию очистных сооружений ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия.

При разрешении вопроса о сроке окончания работ по реконструкции суд исходит из того, что ответчик является федеральным казенным учреждением, то есть учреждением, осуществляющим оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. В свою очередь бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. При этом согласно пункту 7 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" приведенное выше положение подлежит применению с 1 января 2012 года.

Федеральной целевой программой «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)» предусмотрено выделение денежных средств на реконструкцию сетей и сооружений канализации (куда входят и очистные сооружения) исправительной колонии № 1 в общей сумме <...> руб. (<...> - в 2007 году, <...> - до 2014 года включительно).

Принимая во внимание организационно-правовую форму ответчика, особенности его финансирования, а также отсутствие доказательств непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в настоящее время, суд полагает возможным установить срок выполнения работ по реконструкции очистных сооружений до 31 декабря 2014 года.

По изложенным мотивам исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

В связи с тем, что ответчик является бюджетным учреждением, суд считает необходимым снизить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до 50 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия в срок до 31 декабря 2014 года осуществить реконструкцию очистных сооружений ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия.

Взыскать с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия государственную пошлину в бюджет Сегежского муниципального района в сумме 50 (пятьдесят) руб.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в кассационном порядке в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Сегежский городской суд Республики Карелия.

Судья                                                          Р.В. Соляников

Справка: в окончательной форме в порядке статьи 199 ГПК РФ

решение суда изготовлено 14.11.2011 года