Дело № 2-857/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25.10.2011 г. Сегежа Сегежский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Соляникова Р.В., при секретаре Денисовой Е.Н., с участием прокурора Невайкина П.Н., представителей ответчика ОАО "Сегежский ЦБК" Готчиевой И.В., Филатовой Ж.В., представителей ответчика Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия и третьего лица на стороне истца ГУ РК «Сегежское центральное лесничество» Кошелева И.М., Галашовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ОАО "Сегежский ЦБК", администрации Чернопорожского сельского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, УСТАНОВИЛ: Иск заявлен по тем основаниям, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в результате которой было установлено, что на территории Чернопорожского сельского поселения в квартале ... выдел ..., в квартале ... выдел ... Чернопорожского участкового лесничества расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. В соответствии с договором аренды данный участок лесного фонда находится в аренде у ОАО «Сегежский ЦБК». Ссылаясь на то, что наличие данной свалки влечет загрязнение природной среды, нарушает права и законные интересы населения, прокурор просил обязать администрацию Чернопорожского сельского поселения, ОАО «Сегежский ЦБК» ликвидировать свалку. В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования. Ответчик ОАО «Сегежский ЦБК» представил отзыв на иск, в котором указал, что протокол о нарушении лесного законодательства оформлен без соблюдения установленной процедуры, арендатор не извещался о дате и времени его составления. Договор аренды возлагает на арендатора обязанность по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора. Вина арендатора в возникновении свалки не установлена. Ответчик не производил заготовки древесины в районе кварталов ..., ... Чернопорожского лесничества, лесной декларации не подавал. Свалка находится на участке, прилегающем к населенному пункту Олений. Согласно Руководству по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, уполномоченные органы исполнительной власти принимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных санкций, очистка леса производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий. Надлежащими ответчиками по делу являются администрация Чернопорожского сельского поселения, а также Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, как орган, осуществляющий полномочия собственника. В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы отзыва. Ответчик администрация Чернопорожского сельского поселения представил письменные возражения на иск, в которых указал, что свалка находится не на территории поселка О..., а в лесу в квартале ... выдел ..., в квартале ... выдел ... Чернопорожского участкового лесничества на участке, арендованном ОАО «Сегежский ЦБК». Даты возникновения этих свалок и конкретные лица, их организовавшие, администрации Чернопорожского сельского поселения не известны. Согласно постановлению администрации Сегежского муниципального района от 19 апреля 2010 года № 312 в поселке О... в квартале ... выдел ... общей площадью 1000 кв.м. отведен земельный участок на землях населенного пункта под площадку временного складирования твердых бытовых отходов с последующим сбором и вывозом. Работы по землеустройству выполняло ООО «С...» в ХХ. ХХ. года. Население осведомлено о месте нахождения участка для временного складирования твердых бытовых отходов путем разъяснения на собраниях, через объявления, указатели. В судебное заседание администрация Чернопорожского сельского поселения своего представителя не направила, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Привлеченное судом к участию в деле в качестве соответчика Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия представило отзыв, в котором полагало себя ненадлежащим ответчиком, мотивируя это тем, что, являясь органом государственной власти, оно обеспечивает охрану, защиту и воспроизводство лесов на землях лесного фонда, осуществляя данные полномочия за счет средств субвенций из федерального бюджета. Субвенций на выполнение мероприятий по ликвидации последствий загрязнения или захламленности лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, а также бытовым и строительным мусором, не предусмотрено. Обязанность по организации сбора и вывоза отходов лежит на органах местного самоуправления. Ликвидировать свалку должен арендатор лесного фонда. Представители соответчика, являясь также представителями третьего лица ГУ РК «Сегежское центральное лесничество», поддержали требования прокурора к ОАО «Сегежский ЦБК». Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. По делу установлено, что на территории Чернопорожского сельского поселения в квартале ... выдел ..., в квартале ... выдел ... Чернопорожского участкового лесничества расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом о лесонарушении от ХХ.ХХ.ХХ. года №..., составленном лесничим ... участкового лесничества ГУ РК «Сегежское центральное лесничество» Ч., схемой участков лесонарушения. Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники и землепользователи обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения земель. Статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения поселений. В соответствии со статьей 13 названного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Поскольку свалка бытовых отходов находится в пределах территории Муниципального образования «Чернопорожское сельское поселение», обязанность по ее ликвидации в силу приведенных выше норм лежит на администрации Чернопорожского сельского поселения. Кроме того, наряду с органом местного самоуправления лицом, обязанным ликвидировать свалку, также является ОАО «Сегежский ЦБК». Так, по договору от ХХ.ХХ.ХХ. года №... ОАО «Сегежский ЦБК» передан в аренду сроком до ХХ.ХХ.ХХ. года участок лесного фонда, в который входят и кварталы ..., ... Чернопорожского участкового лесничества для использования в целях заготовки древесины (пункты 1.2, 1.4 договора). В соответствии с пунктом 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Пунктом 3.1 договора аренды предусмотрено, что пользование лесным участком осуществляется в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, утвержденными специально уполномоченными органами государственной власти в области лесных отношений, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия. Согласно части 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. В силу пунктов 2, 4, 28, 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. При использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами. В связи с тем, что свалка возникла в результате ненадлежащего контроля ОАО «Сегежский ЦБК» за состоянием переданного в аренду участка лесного фонда, а осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий действующее законодательство возлагает на арендатора, суд полагает, что требования к названному предприятию также подлежат удовлетворению. При этом суд признает несостоятельными ссылки ответчика на положения пункта 4.4.13 договора аренды, которым установлена обязанность арендатора принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (неоформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора, поскольку включение в договор данного условия не может ограничивать круг обязанностей арендатора лесного фонда, установленных действующим законодательством. Также не может быть принят во внимание довод ответчика о том, что ликвидация данной свалки не предусмотрена проектом освоения лесов, поскольку факт ее наличия контролирующим органом был установлен после заключения договора аренды. Вина арендатора в возникновении свалки не имеет правового значения по настоящему делу, поскольку несанкционированные свалки подлежат ликвидации в рамках исполнения обязанности по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке арендованного участка леса, а не в порядке возмещения вреда. Ссылки ответчика на несоблюдение правил оформления протокола о лесонарушении не свидетельствуют о необоснованности требований прокурора при установленных судом обстоятельствах. Вопрос о привлечении ОАО «Сегежский ЦБК» к публично-правовой ответственности при рассмотрении настоящего дела не разрешается. Ответчиком в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, опровергающих сведения о наличии свалки в обозначенном прокурором месте, не представлено. Оснований для удовлетворения исковых требований к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия не имеется, поскольку в спорных правоотношениях названный орган выступает как арендодатель участка лесного фонда, а его полномочия носят контрольно-надзорный характер (подпункт 7 пункта 9 Положения о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 6 октября 2010 года № 206-П). В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ОАО «Сегежский ЦБК» подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в сумме 200 руб. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить. Обязать ОАО «Сегежский ЦБК», администрацию Чернопорожского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале ... выдел ..., в квартале ... выдел ... Чернопорожского участкового лесничества. В удовлетворении исковых требований к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия отказать. Взыскать с ОАО «Сегежский ЦБК» государственную пошлину в бюджет Сегежского муниципального района в сумме 200 (двести) руб. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в кассационном порядке в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Сегежский городской суд Республики Карелия. Судья Р.В. Соляников Справка: в окончательной форме в порядке статьи 199 ГПК РФ решение суда изготовлено 31 октября 2011 года