№ 2-211 /2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2011 года г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Э.Е. Сенюшкиной,
при секретаре Г.Е. Смирновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевской Л.Ю. к администрации Сегежского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди,
у с т а н о в и л:
Дубилович Н.Ф., Николаевская Л.Ю., зарегистрированные и проживающие в квартирах номер и номер в доме .................. соответственно, обратились в суд с иском к ответчику о возложении на него обязанности по предоставлению им жилых помещений по договорам социального найма вне очереди. Дубилович Н.Ф. просила обязать ответчика предоставить ей вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте .................. на состав семьи из двух человек (Дубилович Н.Ф., З. Ю.А.), площадью 54, 7 кв. м. Николаевская Л.Ю. просила обязать ответчика предоставить ей вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте .................. на состав семьи из трех человек (Николаевская Л.Ю., Н. Ю.А., Н. А.Ю.), площадью 78,2 кв. м. Требования истиц мотивированы тем, что согласно заключению ООО «Экспертно-консультационный центр» от ХХ.ХХ.ХХХХ номер дом .................., находящийся в муниципальной собственности, признан непригодным для проживания. В соответствии с заключением Межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ХХ.ХХ.ХХХХ номер указанный дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригоден для постоянного проживания. Ссылаясь на пп.3, 8 ст. 14, пп.3 ч.1 ст.51, п.3 ст. 52, ст. 57, ст. 87, ч.1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ истицы просят обязать ответчика предоставить им жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.
Определением Сегежского городского суда от 19.01.2011 года исковые требования Николаевской Л.Ю. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди выделены в отдельное производство с целью правильного и своевременного разрешения дела.
Николаевская Л.Ю. и ее представитель Салимгареева О.А., действующая на основании ордера, в процессе судебного разбирательства исковые требования изменили, просили обязать ответчика предоставить истице вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте .................. на состав семьи из двух человек Николаевскую Л.Ю., Н. А.Ю. площадью ................ кв. м. в связи с тем, что дом и квартира, в котором они проживают является непригодной для постоянного проживания. Пояснили, что истица и ее муж не имеют материальной возможности приобрести жилое помещение пригодное для проживания, истица пенсионного возраста, кредит на приобретение жилого помещения она взять не может, другого жилого помещения истица и ее муж не имеют, истица работала с ХХ.ХХ.ХХХХ года машинисткой, архивариусом, инспектором отдела кадров в ................, ................, в ХХ.ХХ.ХХХХ году преобразованном в ................, в ХХ.ХХ.ХХХХ году преобразованном в ................, в ХХ.ХХ.ХХХХ году преобразованном в ................», истица состояла в очереди на улучшение жилищных условий с начала восьмидесятых годов по ХХ.ХХ.ХХХХ год по месту работы, в ХХ.ХХ.ХХХХ году истице и ее семье предоставили по ордеру жилое помещение, в котором они сейчас проживают, из очереди на улучшение жилищных условий по месту работы истицу не снимали, с момента создания коммерческого предприятия ................ с ХХ.ХХ.ХХХХ года очередь на улучшение жилищных условий перестала существовать, документы по очередности должны были передаваться в архив, однако, данные документы не относятся к документам постоянного срока хранения, на очереди на улучшение жилищных условий в органе местного самоуправления истица и ее муж не состояли.
Представитель администрации Сегежского городского поселения Шибкова Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что глава 7 Жилищного кодекса РФ регламентирует основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Согласно части 2 статьи 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Таким образом, ЖК РФ определена следующая последовательность предоставления жилого помещения по договору социального найма: во-первых, орган местного самоуправления должен принять решение о признании гражданина малоимущим. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом Республики Карелия от 19.12.2006 № 1041-ЗРК «О порядке определения, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Во-вторых, после признания гражданина малоимущим, орган местного самоуправления принимает решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении по основаниям, установленным статьей 51 ЖК РФ; в- третьих, гражданин принимается на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в порядке, установленным статьей 52 ЖК РФ, при отсутствии оснований для отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося, указанных в статье 54 ЖК РФ; в-четвертых, определяется порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма: в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, или вне очереди - в случаях, установленных частью 2 статьи 57 ЖК РФ. Таким образом, ч.2 ст.57 ЖК РФ подлежит применению к гражданам признанными малоимущими и нуждающимися в жилом помещении в установленном законом порядке. Указанная позиция нашла свое отражение в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ». Конституционный Суд РФ указал, что предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ЖК РФ) должно осуществляться при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ). Такое законодательное регулирование, по мнению Конституционного Суда РФ, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным, указанном в законе гражданам, нуждающимся в жилье.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.8 ст.14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу требований п.6 ч.1 ст.14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, относится к вопросам местных поселений.
В силу требований ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Установлено, что истица Николаевская Л.Ю. и ее муж Н. А.Ю. зарегистрированы и проживают в жилом помещении расположенном по адресу: .................., нанимателем которого является истица на основании ордера на жилое помещение номер от ХХ.ХХ.ХХХХ, выданного исполнительным комитетом Сегежского городского Совета народных депутатов на основании решения мэрии. Указанное жилое помещение было предоставлено Николаевской Л.Ю. на 4 человек (истица, ее муж Н. А.Ю., сыновья Н. А.Ю., Н. Ю.А.). Согласно сведениям, предоставленным ответчиком, Николаевская Л.Ю.и Н. А.Ю. не состоят на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Доказательств того, что истица и ее муж состояли в очереди на улучшение жилищных условий по месту их работы до ХХ.ХХ.ХХХХ суду не представлено.
В соответствии с заключением эксперта ООО «Экоцентр» от ХХ.ХХ.ХХХХ номер проводившего судебную строительно-техническую экспертизу, дом, расположенный по адресу номер по .................. непригоден для проживания, капитальный ремонт его нецелесообразен.
На основании Постановления Правительства Республики Карелия от 09.09.2008 года № 189-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Сегежского муниципального района» муниципальный жилищный фонд г. Сегежи является собственностью Сегежского городского поселения, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в Сегежском городском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, относится к полномочиям администрации Сегежского городского поселения.
Согласно заключению Межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ХХ.ХХ.ХХХХ, назначенной Главой Сегежского городского поселения ХХ.ХХ.ХХХХ номер, на основании заключения эксперта от ХХ.ХХ.ХХХХ номер, принято решение о несоответствии квартиры .................. требованиям, предъявляемым к жилому помещению, его непригодности для постоянного проживания.
В соответствии с ч.2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 05.03.2009 года № 376-О-П, у государства в лице органов государственной и муниципальной власти существует обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно. Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ). Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ст. 3 Закона Республики Карелия «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» от 19.12.2006 года № 1041-ЗРК размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания гражданина малоимущим и предоставления ему по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда определяются органом местного самоуправления, ведущим учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия в порядке, установленном настоящим Законом.
Решением Совета Сегежского городского поселения XXI сессии I созыва от 30.10.2007 года № 136 установлено, что средняя рыночная цена одного квадратного метра площади жилого помещения, уровень благоустройства которого соответствует средним условиям на территории Сегежского городского поселения, определяется в размере средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Карелия для расчета размера субсидий на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета, на день подачи заявления. Период накопления гражданами недостающих средств на приобретение жилого помещения составляет 180 месяцев.
Из протокола заседания комиссии для признания граждан в установленном порядке малоимущими решения вопросов распределения жилых помещений по договорам социального найма, постановки на учет и снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях администрации Сегежского городского поселения от ХХ.ХХ.ХХХХ следует, что согласно произведенному расчету для приобретения жилого помещения семье Николаевских необходимо ................ рублей, их доход за 180 месяцев за вычетом прожиточного минимума на обоих членов семьи на указанный период составит ................ рублей, таким образом, указанные граждане не могут быть признаны малоимущими, Н. А.Ю., Николаевской Л.Ю. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, письменными материалами дела.
Проанализировав вышеуказанные правовые нормы, оценив представленные доказательства в совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку, Николаевская Л.Ю. и ее супруг Н. А.Ю. не признаны в установленном законом порядке малоимущими, не состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения в органе местного самоуправления, доказательств того, что истица и ее муж состояли в очереди на улучшение жилищных условий по месту их работы до ХХ.ХХ.ХХХХ суду не представлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Николаевской Л.Ю. к администрации Сегежского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Сегежский городской суд Республики Карелия.
Судья Э.Е.Сенюшкина
Справка: решение в окончательной форме изготовлено 04 апреля 2011 года.