А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е ЛЕ Н И Е
с.Седельниково 04 мая 2012 года
Седельниковский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Ренгольд Л.В.
при секретаре Сабаевой Н.А..,
с участием истца Титовой В.М.,
рассмотрев в апелляционном порядке в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Титовой В.М. на решение и.о. мирового судьи судебного участка № 28 Седельниковского района Омской области мирового судьи судебного участка № 14 Муромцевского района Омской области Мешаловой С.С. от 13.03.2012 года по гражданскому делу по иску Титовой В.М. к Администрации Седельниковского муниципального района Омской области о взыскании компенсации расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения, которым постановлено: « Исковые требования Титовой В.М. удовлетворить частично. Взыскать с Администрации Седельниковского муниципального района Омской области в пользу Титовой В.М. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения за период с 31.05.2009 г. по 31.12.2011 г. в сумме *** рублей ** копеек и расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей, а всего *** рублей ** копеек. В остальной части исковых требований отказать»,
Установил :
Титова В.М. обратилась в мировой суд судебного участка № 28 Седельниковского района Омской области с исковым заявлением к Администрации Седельниковского муниципального района Омской области о взыскании компенсации расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения за период с 31.05.2009 г. по 31.12.2011 г. в размере ***** руб.** коп. и расходов по оплате государственной пошлины в сумме *** руб.** коп., указав в обоснование исковых требований, что работала в должности медицинской сестры <данные изъяты> ФАП в МУЗ «Седельниковская ЦРБ» в период с 19.05.1967 г. по 09.05.2007 г. За период 2009 – 2011 годов ей не выплачены меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения и отопления жилого помещения.
В судебное заседание суда 1 инстанции истец Титова В.М. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, направила ходатайство с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие ( л.д.93).
В судебное заседание суда 1 инстанции представитель ответчика Администрации Седельниковского муниципального района Омской области Репина Н.А. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, направила ходатайство с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. Согласно отзыва, исковые требования она не признает, в связи с отсутствием правовых оснований для обязания Администрации Седельниковского муниципального района Омской области осуществлять предоставление мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения.
В судебное заседание суда 1 инстанции представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Министерства финансов Омской области Кирюхин Ю.А. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно отзыва, требования истца удовлетворению не подлежат в связи с истечением срока для обращения в суд. Также указал, что предоставление мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области до их установления органами местного самоуправления Омской области, либо предоставление их в порядке, установленном субъектом РФ, противоречит действующему законодательству. Установленные Кодексом Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан меры в отношении работников муниципальных учреждений здравоохранения Омской области являются не основными, а дополнительными, условия и порядок их предоставления (в том числе финансирование) устанавливаются субъектом РФ - Омской областью добровольно, исходя из его финансовых возможностей. Подп. 2 п. 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2009 года № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год» с 1 января по 31 декабря 2009 года, подп. 2 п. 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 года № 1219-03 «Об областном бюджете на 2010 год» с 1 января по 31 декабря 2010 года, подп. 2 п.1 ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010 года № 1313-03 «Об областном бюджете на 2011 год» с 1 января по 31 декабря 2011 года приостановлено действие статей 36, 37 Кодекса.
В судебное заседание суда 1 инстанции представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, БУЗОО «Седельниковская ЦРБ» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение.
Титова В.М. обратилась с апелляционной жалобой на решение суда, в которой указала, что решение суда считает незаконным и необоснованным в связи с неправильным применением норм материального права. Суд, признав за ней право на предоставление гарантированной государством меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения и отопления жилого помещения, отказал в удовлетворении исковых требований в части взыскания компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения, в связи с отсутствием у нее технической документации, подтверждающей общую площадь жилого помещения, и отсутствием доказательств стоимости приобретаемых дров. Ранее, до 2009 г., когда ей предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения, у нее не требовали предоставления документов, подтверждающих стоимость дров, а также технических данных об общей площади помещения, достаточно было данных, предоставляемых сельским поселением. Предоставление указанных документов не потребовалось и в текущем 2012 году. В связи с этим на момент рассмотрения дела у нее не было технического паспорта на домостроение, его изготовление в ГП «<данные изъяты>» составляет 1 месяц. Кадастровый паспорт жилого помещения она получила только 09.04.2012 г. В связи с отсутствием специализированной организации в <адрес>, дрова она приобретает у местных жителей. В суд ею были представлены договора о приобретении дров у С.Ю.А., но в них отсутствовало указание стоимости дров. Привезти дополнительные документы от С.Ю.А. не представилось возможным, так как с февраля по март 2012 г. он находился в лесу, и расписки о размере полученных денежных средств смог подписать только в апреле 2012 г. по возвращении из леса. Просит решение и.о. мирового судьи судебного участка № 28 Седельниковского района Омской области мирового судьи судебного участка № 14 Муромцевского района Омской области Мешаловой С.С. от 13.03.2012 года по гражданскому делу по иску Титовой В.М. к Администрации Седельниковского муниципального района Омской области о взыскании компенсации расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения отменить в части компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения.
В судебном заседании Титова В.М. поддержала апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней, и уточнила, что просит взыскать с ответчика компенсацию расходов за отопление жилого помещения за период 2009 – 2011 г. в размере ***** руб. ** коп., так как согласно полученного ею технического паспорта на жилое помещение площадь дома меньше, чем указывалась в справке, выдаваемой администрацией <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района Омской области, а также взыскать судебные расходы в размере **** рублей, уплаченные ею за составление апелляционной жалобы юристу.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ответчика- Администрации Седельниковского муниципального района Омской области не явился, направил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель БУЗОО «Седельниковская ЦРБ» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Министерства финансов Омской области не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Согласно направленного отзыва № 10-1-08 представителя Министерства финансов Омской области Карасиковой С.Г., заявленные требования Титовой В.М. удовлетворению не подлежат в связи с истечением срока давности обращения в суд с заявлением, в связи с тем, что Титова В.М., зная с 2009 г. о прекращении ему предоставления льготы по оплате коммунальных услуг, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ в течение трех месяцев не обратился в суд с заявлением. Основным нормативным правовым актом, определяющим компетенцию органов местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный статьей 15 Закона № 131-ФЗ, является исчерпывающим, и не подлежит расширительному толкованию. Согласно указанной статье Закона № 131-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Согласно части 2 статьи 15.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств местных бюджетов на осуществление государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Закона № 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также иных полномочий, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На основании изложенного, правовые основания для обязания Администрации района осуществлять предоставление социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения отсутствуют. При этом пунктом 12 статьи 85 Закона № 131-ФЗ установлено, что до приведения иных федеральных законов в соответствие с положениями Закона № 131-Ф3 указанные федеральные законы действуют в части, не противоречащей указанному Закону. Согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ с 1 января 2005 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем публичным образованиям, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Льготы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за счет средств соответствующего местного бюджета Омской области не установлены, следовательно, и объем льгот не может быть определен. По смыслу ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений устанавливающих указанное право. При этом финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности. Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан устанавливает меры социальной поддержки рассматриваемой категории граждан, которые могут быть предоставлены из областного бюджета. При этом установленные Кодексом меры в отношении работников муниципальных учреждений здравоохранения Омской области являются не основными, а дополнительными, условия и порядок их предоставления (в том числе финансирование) устанавливаются субъектом РФ - Омской областью добровольно, исходя из его финансовых возможностей. Подп. 2 п. 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2009 года № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год» с 1 января по 31 декабря 2009 года, подп. 2 п. 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 года № 1219-03 «Об областном бюджете на 2010 год» с 1 января по 31 декабря 2010 года, подп. 2 п.1 ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010 года № 1313-03 «Об областном бюджете на 2011 год» с 1 января по 31 декабря 2011 года приостановлено действие статей 36, 37 Кодекса. Указанное приостановление означает, что у субъекта РФ - Омская область отсутствует возможность финансирования добровольно принятых на себя обязательств по дополнительному установлению мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан. Таким образом, ссылка на Кодекс в качестве основания для предоставления льгот и установления их размера работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области является несостоятельной. Кодекс, являясь нормативным правовым актом Омской области, не устанавливает расходные обязательства муниципальных образований Омской области. Титова В.М. не доказала, что ранее получала меры социальной поддержки; доказательств получения льгот, а также их размера не предоставлено. Недостаточность собственных источников доходов на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством из федерального бюджета бюджетам иного территориального уровня в целях надлежащего исполнения последними установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, федеральный законодатель не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. На основании изложенного полагает, что размер компенсации расходов по оплате отопления и освещения медицинским работникам может быть взыскан с Российской Федерации за счет средств бюджета Российской Федерации.
Выслушав истца Титову В.М., проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд полагает решение мирового судьи подлежащим отмене в части взыскания с Администрации Седельниковского муниципального района Омской области в пользу Титовой В.М. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения и в части взыскания государственной пошлины по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Указанная норма была предусмотрена статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г., в которой было указано, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Согласно п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки для различных категорий граждан, в том числе медицинских работников, установленных по состоянию на 31 декабря 2004 года передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
В соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации - органами государственной власти субъекта, муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Согласно п. 2 ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 г. № 383-О-П закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Отсутствие в законодательно закрепленном перечне вопросов местного значения муниципального района ( в ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ) вопроса о социальной поддержке медицинских работников не свидетельствует об отсутствии одноименных государственных полномочий органа местного самоуправления, в связи с этим доводы представителей Администрации Седельниковского муниципального района и Министерства финансов Омской области о том, что органы местного самоуправления муниципального района не наделены полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения, не может быть принят судом во внимание в связи с противоречие указанным нормам законодательства.
Согласно ст. 36 Закона Омской области от 04 июля 2008 г. № 1064-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности медицинских работников государственных и муниципальных учреждений Омской области, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени, и неработающих пенсионеров, уволенных в связи с выходом на пенсию из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Омской, имеющих общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшихся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг:
- компенсация расходов на оплату отопления: - при наличии приборов учета - фактически понесенных расходов, но не более расходов, рассчитанных исходя из утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг; - при отсутствии приборов учета - расходов, рассчитанных исходя из утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг;
- установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера);
- компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчета 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера).
Согласно п.п. 3,4 ст. 37 указанного Кодекса Омской области, Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
Подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года. Подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. № 1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год», подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010 г. № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год», действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г. и с 01 января по 31 декабря 2011 г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.
Но согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации применительно к федеральным законам о федеральном бюджете в постановлении от 23.04.2004 г. № 9-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним, федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов; как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве последующего закона изменять положения других федеральных законов, в том числе федеральных законов о налогах, а также материальных законов, затрагивающих расходы Российской Федерации, и тем более - лишать их юридической силы.
Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия Закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.
Согласно пункта 5 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в местных бюджетах, которые имеются в каждом муниципальном образовании, раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.
В соответствии с правовой позицией, неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, недопустимо внесение произвольных изменений в действующую систему норм, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав и их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано; и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. В случае непредоставления органу местного самоуправления из федерального бюджета либо бюджета субъекта федерации средств для возмещения расходов на оказание услуг льготным категориям граждан, взыскание таких расходов производится в судебном порядке с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации либо с субъекта федерации (в случае выделения таких средств субъекту федерации).
Из копии Устава муниципального учреждения здравоохранения «Седельниковская центральная районная больница», утверждённого распоряжением главы Седельниковского муниципального района Омской области от 22.10.2009 г. № 359, следует, что МУЗ «Седельниковская ЦРБ» является правопреемником «СЦРБ»; учредителем учреждения является Седельниковский муниципальный район Омской области, полномочия которого осуществляет администрация Седельниковского муниципального района Омской области. Согласно распоряжения Правительства Омской области от 2 ноября 2011 г. N 152-рп "О безвозмездной передаче в собственность Омской области учреждений здравоохранения, находящихся в собственности муниципальных образований Омской области" предусмотрена передача учреждений здравоохранения, находящихся в собственности муниципальных образований Омской области, в собственность Омской области. В Приложении № 1 к указанному распоряжению Правительства Омской области от 2 ноября 2011 г. N 152-рп в п.25 Перечня муниципальных учреждений здравоохранения, предлагаемых к передаче в собственность Омской области из собственности муниципальных образований Омской области, указано МУЗ «Седельниковская ЦРБ». Но в соответствии с п.3 и п.5 указанного распоряжения Правительства Омской области от 2 ноября 2011 г. N 152-рп, право собственности на учреждения возникает у Омской области с 01.01.2012 г. В связи с изложенным, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Администрация Седельниковского муниципального района Омской области.
Нарушение прав истца на получение мер социальной поддержки носит длящийся характер, в связи с этим ссылка представителя Министерства финансов Омской области на пропуск трехмесячного срока на обращение с иском суд является несостоятельной.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как видно из представленных материалов, Титова В.М. с 19.05.1967 г. по 09.07.2007 г. работала по трудовому договору на полную ставку в Кейзесском ФАП филиала МУЗ «Седельниковская ЦРБ» в должности медицинской сестры, уволена в связи с выходом на пенсию ( л.д. 5-7).
Согласно справки о составе семьи ( л.д.2-4), Титова В.М. с 27.07.1980 г. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Состав семьи отсутствует.
Согласно справки <данные изъяты> от 09.02.2012 г. ( л.д.11) Титова В.М. в 2009-2011 гг. не пользовалась субсидией на коммунальные услуги и оплату жилья, мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и содержанию жилья.
Справкой БУЗОО «Седельниковская ЦРБ» от 09.02.2012 г. подтверждается право Титовой В.М.. на меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением (л.д. 12).
Из платежных документов об оплате услуг за отопление следует, что в 2009 – 2011 годах оплата указанных слуг осуществлялась по фактическим показаниям приборов учета.
Для населения, проживающего в сельской местности, на 2009 г. приказом РЭК Омской области от 25.12.2008 г. № 287\70 установлен одноставочный тариф в размере 01 руб.44 коп. за 1 кВт.ч.; на 2010 г. приказом РЭК Омской области от 10.11.2009 г. № 254\66 установлен одноставочный тариф в размере 01 руб.60 коп. за 1 кВт.ч.; на 2011 г. приказом РЭК Омской области от 16.12.2010 г. № 414\65 ( с изменгениями – приказ РЭК от 31.03.2011 г.) установлен одноставочный тариф в размере 01 руб.75 коп. за 1 кВт.ч.
Сумма льготы у Титовой В.М. на электроэнергию в 2009 г. составила <данные изъяты> Оплата Титовой В.М. электроэнергии подтверждена представленными квитанциями ( л.д.9). Таким образом, в решении и.о. мирового судьи судебного участка № 28 Седельниковского района Омской области мирового судьи судебного участка № 14 Муромцевского района Омской области Мешалова С.С. от 13.03.2012 года по гражданскому делу по иску Титовой В.М. к Администрации Седельниковского муниципального района Омской области о взыскании компенсации расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения правомерно взыскала в пользу Титовой В.М. с ответчика меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения в сумме *** рублей ** копеек.
При рассмотрении вопроса о взыскании в пользу Титовой В.М. с ответчика меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения установлено несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, в связи с чем решение от 13.03.2012 года по указанному гражданскому делу подлежит отмене в данной части.
Согласно справки № 420 от 07.02.2012 г. ( л.д.10), Титова В.М. проживает в деревянном доме с печным отоплением, отапливается дровами.
Согласно кадастрового паспорта здания – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> от 09.04.2012 г. ( л.д. 116 -117),приложенного к апелляционной жалобе, общая площадь указанного жилого дома составляет *** кв.м.
Согласно договоров, представленных в суд первой инстанции ( л.д. 90-92), Титова В.М. приобретала у С.Ю.А. в 2009 – 2011 годах дрова в количестве 09 куб., 10 куб., 15 куб. В указанных договорах размер денежных средств, уплаченных Титовой В.М., не указан.
Согласно приложенных к апелляционной жалобе расписок ( л.д. 112 – 114), Титова В.М. передала С.Ю.А. денежные средства в размере **** рублей по договору от 13.06.2009 г. за покупку дров в количестве 09 кубов по цене *** рублей за 01 куб.; денежные средства в размере **** рублей по договору от 07.07.2010 г. за покупку дров в количестве 10 кубов по цене *** рублей за 01 куб.; денежные средства в размере ***** рублей по договору от 02.10.2010 г. за покупку дров в количестве 15 кубов по цене *** рублей за 01 куб.
Таким образом, Титовой В.М. доказан факт приобретения ею дров для отопления жилого дома.
Согласно справки- Расчета компенсации по оплате расходов за отопление и электроэнергию пенсионеру БУЗОО «Седельниковская ЦРБ» Титовой В.М., выданной 27.04.2012 г. БУЗОО «Седельниковская ЦРБ», с учетом имеющейся у Титовой В.М. общей площади жилого помещения 30, 1 кв.м., с учетом договоров на закупку дров у частного лица, с учетом цены дров, утвержденной на каждый год Региональной энергетической комиссией по Омской области, мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения за 2009 -2011 г. составляет ***** руб.** коп., и истцом не оспаривается.
Согласно ч.1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В связи с указанным, подлежит взысканию в пользу истца с ответчика уплаченная истцом государственная пошлина в размере *** рубля ** коп. ( л.д.15)
Из квитанции № от 13.04.2012 г. усматривается, что Титова В.М. уплатила И.П. К.Е.Н. за составление апелляционной жалобы ***** рублей ( л.д. 118).
Таким образом, в пользу истца Титовой В.М. подлежат взысканию судебные расходы в общей сумме **** руб.** коп.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст.328, ст. 329-330 ГПК РФ,
Определил:
Апелляционную жалобу Титовой В.М. удовлетворить.
Решение и.о. мирового судьи судебного участка № 28 Седельниковского района Омской области мирового судьи судебного участка № 14 Муромцевского района Омской области Мешаловой С.С. от 13.03.2012 года по гражданскому делу по иску Титовой В.М. к Администрации Седельниковского муниципального района Омской области о взыскании компенсации расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения отменить в части взыскания с Администрации Седельниковского муниципального района Омской области в пользу Титовой В.М. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения и в части взыскания государственной пошлины. Взыскать с Администрации Седельниковского муниципального района Омской области в пользу Титовой В.М. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г. в сумме ***** рубля ** копеек. Решение в части взыскания с Администрации Седельниковского муниципального района Омской области в пользу Титовой В.М. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения за период с 31.05.2009 г. по 31.12.2011 г. в сумме *** рублей ** копеек оставить без изменения.
Взыскать с Администрации Седельниковского муниципального района Омской области в пользу Титовой В.М. судебные расходы в размере **** рубля ** копейки.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Ренгольд Л.В.