Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Седельниково 08 апреля 2011 года
Седельниковский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Рубцовой Т.И.,
при секретаре Плехановой О.С.,
с участием истца Афанасьева М.С., представителя истца по доверенности Валехова Е.В.,
с участием представителя ответчика по доверенности Галинской М.А., представителя третьего лица без самостоятельных требований по доверенности Зубарева Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-100/2011 по иску Афанасьева М.С. к администрации Седельниковского муниципального района Омской области о признании отказа в признании его нуждающимся в жилом помещении незаконным, признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании администрации Седельниковского муниципального района принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма с 01.11.2010 г., включить в списки лиц для получения мер социальной поддержки в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г., взыскании морального вреда в размере 5 000 рублей,
у с т а н о в и л:
Афанасьев М.С. обратился в суд с иском к администрации Седельниковского муниципального района Омской области о признании отказа ответчика в признании его нуждающимся в жилом помещении незаконным, признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании администрации Седельниковского муниципального района принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма с 01.11.2010 г., включить его в списки лиц для получения мер социальной поддержки в соответствии с Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008 г., взыскании морального вреда в размере 5 000 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что истец проживает в <адрес> в <адрес> на основании договора безвозмездного пользования от 19.03.2009 года. 27.09.2010 г. он обратился в администрацию Седельниковского муниципального района с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Ответчиком ему было отказано в связи с тем, что он занимает жилое помещение по договору социального найма и его площадь соответствует учетной норме. С отказом не согласен, т.к. не пользуется жильем на условиях договора социального найма, лишен всех правовых гарантий, установленных законодательством для данного вида договоров. Ввиду имущественного положения, преклонного возраста и состояния здоровья он не имеет возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия. Поэтому считает, что имеет право на получение меры социальной поддержки от государства в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от
07.05.2008 г.
В судебном заседании истец Афанасьев М.С. отказался от иска в части взыскания морального вреда в размере 5000 рублей, в остальном исковые требования поддержал.
Представитель истца по доверенности Валехов Е.В. поддержал отказ от иска в части взыскания морального вреда в размере 5000 рублей, исковые требования уточнил в части обязания администрации Седельниковского муниципального района принять Афанасьева М.С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 03.11.2010 г. и включить его в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах».
Определением суда от 06.04.2011 г. принят отказ истца от иска в части взыскания морального вреда в размере 5000 рублей, производство по делу в данной части прекращено.
Представитель ответчика администрации Седельниковского муниципального района Омской области по доверенности Галинская М.А. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, администрации Седельниковского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области Зубарев Л.Г. с исковыми требованиями не согласился.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, Министерства труда и социального развития Омской области и Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании Афанасьев М.С. пояснил, что ранее он проживал в д. <адрес> в своем доме. Потом дом пришел в негодность, и он переехал в <адрес>, где проживал совместно с одной женщиной в её квартире. В 2007 году после её смерти квартира перешла к наследникам, а он остался без жилья. Тогда он обратился к главе района Х.Н.Т., и ему предоставили квартиру в доме для престарелых. Договор при вселении с ним не заключали. В сентябре 2010 г. он обратился в администрацию муниципального района с заявлением, т.к. является ветераном Великой Отечественной войны и хотел бы получить выплату на покупку квартиры в г. Омске. После операции на сердце ему необходимо регулярно обследоваться, а поездки в г. Омск для него затруднительны.
Представитель истца по доверенности Валехов Е.В. дополнительно пояснил, что они просят обязать ответчика принять Афанасьева М.С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 03 ноября 2010 г., т.к. в этот срок было принято решение по заявлению истца о принятии его на учет. Ответ из администрации муниципального района был получен истцом только 17.11.2010 г., а с заявлением тот обратился 27.09.2010 года.
Представитель ответчика Галинская М.А. пояснила, что 27 сентября 2010 г. она приняла заявление Афанасьева М.С. о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и приложенные к нему документы. Данное заявление в общем порядке зарегистрировано не было, т.к. истец фактически претендует на получение выплаты на приобретение жилья. Весь пакет документов, в том числе и договор безвозмездного пользования от 19.03.2009 г., она направила в сектор проверки учетных дел ветеранов войны и вдов участников войны Министерства труда и социального развития Омской области. Дело было возвращено 29 или 30 октября с пометкой, что Афанасьев обеспечен благоустроенным жильем в пределах положенной площади и не имеет права на получение мер социальной поддержки на приобретение или строительство жилья. Официально никакого решения Минтруд Омской области им не направляет, т.к. такой порядок никаким нормативным актом не установлен, а сложился на практике. Если Минтруд области считает, что гражданин имеет право на получение данной выплаты, то в администрацию района сообщают об этом, заявление гражданина регистрируется, издается распоряжение главы района о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и производится оформление всех необходимых документов для включения его в список на получение выплаты. Представленные Афанасьевым документы жилищной комиссией муниципального района в установленном порядке не рассматривались, поэтому распоряжение главы района об отказе в принятии на учет не принималось. Ею 03 ноября был подготовлен ответ Афанасьеву М.С. с отказом в принятии его на учет и передан в орготдел администрации района для отправки истцу. Отказ администрации района связан с тем, что истец обеспечен хорошим благоустроенным жильем, плату за жилье с него не берут, площадь квартиры достаточная.
Представитель третьего лица администрации Седельниковского сельского поселения Седельниковского муниципального района Зубарев Л.Г. пояснил, что в 2007 г. <адрес> в <адрес> был передан муниципальным районом в собственность Седельниковского сельского поселения. Данный дом считался специальным домом для престарелых граждан и был полностью заселен такими гражданами. Вселение других лиц, в том числе трудоспособных совершеннолетних детей, приватизация квартир не допускались. Заключая договоры безвозмездного пользования, администрация поселения исходила из того, что жильцы были освобождены от внесения платы на жилое помещение, а оплачивали только коммунальные услуги. Обслуживание проживающих лиц осуществлялось старшей по дому, а также медицинскими и социальными работниками БУ «Центр социального обслуживания «Забота». Поскольку к домам для престарелых граждан предъявляются особые требования, в том числе в области пожарной безопасности, а сельское поселение не располагало необходимыми финансовыми средствами, то администрация сельского поселения пыталась решить вопрос о передаче указанного дома в собственность Омской области, но получила отказ. После этого в сентябре 2009 г. было принято решение об исключении дома по <адрес> из специализированного жилищного фонда. При этом за счет средств сельского поселения должность старшей по дому была сохранена, а помощь проживающим гражданам оказывали социальные работники, закрепленные за ними. С гражданами, которые проживали в доме на сентябрь 2009 г., в том числе и с Афанасьевым М.С., договоры безвозмездного пользования администрацией поселения не перезаключались, т.к. администрация поселения исходила из того, что контингент проживающих лиц и условия проживания не изменились. В 2011 г. Правительством Омской области был поставлен вопрос о приведении домов для престарелых граждан в соответствие с предъявляемыми требованиями с предоставлением финансирования из областного бюджета. Поскольку данный дом всегда считался специальным домом, даже после принятия решения об изменении его статуса, то в целях получения бюджетных средств в феврале 2011 г. снова было принято распоряжение об отнесении данного дома к специализированному жилищному фонду. В марте со всеми жильцами были заключены договоры найма специализированного жилого помещения. В период с сентября 2009 г. по февраль 2011 г. освобождающиеся квартиры в <адрес> по решению жилищной комиссии муниципального района, которой были переданы полномочия сельского поселения в этой части по соответствующим соглашениям, предоставлялись только престарелым гражданам. Учет граждан, претендующих на предоставление жилья в специальном доме, ведется жилищной комиссией отдельно от общей очереди на предоставление жилых помещений по договору социального найма.
Из письменного отзыва Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 29.03.2011 г. следует, что в соответствии с пунктом 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, формирование списков граждан, претендующих на получение выплат из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», а также списков граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является полномочием органов местного самоуправления Омской области. На основании пункта 10 Порядка Министерство труда и социального развития Омской области ежегодно формирует сводный список граждан по муниципальным образованиям Омской области и представляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Учитывая, что Минстрой Омской области формирует списки получателей субсидий на основании сводных списков Минтруда Омской области, основание для выдачи свидетельства о предоставлении выплаты отсутствует. Так как Минстрой Омской области не уполномочен осуществлять включение граждан в список претендующих на социальную выплату, следовательно, не может нарушить права М.С. Афанасьева (л.д. 76-77).
Из письменного отзыва Министерства труда и социального развития Омской области от 29.03.2011 г. следует, что согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимо обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно пункту 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 99-п (далее - Порядок), право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Порядком имеют проживающие на территории Омской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов. В соответствии с пунктом 6 Порядка органы местного самоуправления городского округа, городского, сельского поселения или муниципального района Омской области (в случае передачи им полномочий поселения по обеспечению малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями) участвуют в реализации настоящего Порядка, а также оказывают содействие гражданам в приобретении жилого помещения с использованием выплаты. Абзацем 2 пункта 9 Порядка предусмотрено, что формирование списков граждан, претендующих на получение социальных выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области ежегодно до 1 января текущего года в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. В силу абзаца 4 пункта 9 Порядка сформированные списки граждан, претендующих на получение социальных выплат, направляются в Минтруд. Согласно пункту 10 Порядка Минтруд ежегодно формирует сводный список граждан, претендующих на получение социальных выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», а также сводный список граждан, претендующих на получение социальных выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по муниципальным образованиям Омской области и представляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
В направленном Администрацией Седельниковского района в Минтруд списке граждан, претендующих на получение социальных выплат, не указан Афанасьев М.С. Соответственно, и в сводных списках, периодически направляемых Минтрудом в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Афанасьев М.С. также не указан. Таким образом, Минтруд, действуя в рамках полномочий, предоставленных законодательством, права и законные интересы Афанасьева М.С. не нарушало (л.д. 88-89).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права. При этом в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится жилищное законодательство (ст. 72 Конституции РФ).
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в ред. Указа № 30 от 09.01.2010 г.) предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».
Определяя правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» в статье 13 устанавливает, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в себя, в том числе получение и содержание жилых помещений.
Из копий удостоверений Афанасьева М.С. (л.д. 9) и справки военного комиссара Муромцевского и Седельниковского районов от 08.10.2007 г. (л.д. 22) следует, что Афанасьев М.С. является участником, ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст.ст. 17, 20 Федерального закона «О ветеранах».
Пунктом 4 статьи 17 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрена такая мера социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется один раз независимо от их имущественного положения.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Подпунктом 2 пункта 3 данной статьи установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (пункт 3.1 ст. 23.2 указанного закона).
Во исполнение пунктов 11, 11.1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и в целях улучшения жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 г. № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее – Порядок).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Порядка право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».
Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) установлено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, категориям граждан, определенным федеральным законом и признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 2 статьи 52 ЖФ РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
По смыслу вышеназванных норм участники Великой Отечественной войны имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если имеются указанные в статье 51 ЖК РФ основания для их принятия на соответствующий учет.
Согласно частям 3, 4, 5 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства; с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов, органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов.
Также частью 5 статьи 16 Закона Омской области от 28.12.2005 г. № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» предусмотрено, что заявление гражданина о принятии на учет регистрируется органом местного самоуправления Омской области в Книге регистрации заявлений, которая ведется по установленной форме согласно приложению № 2 к настоящему Закону.
Полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в Седельниковском сельском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства были переданы администрацией Седельниковского сельского поселения администрации Седельниковского муниципального района на основании соглашений от 25.12.2008 г. и от 25.02.2010 г. (л.д. 102-107), что подтверждено представителем ответчика Галинской М.А. в судебном заседании.
Постановлением главы Седельниковского муниципального района № 14-п от 02.03.2011 г. утверждено Положение о жилищной комиссии администрации Седельниковского муниципального района, в п. 2 которого к компетенции жилищной комиссии отнесены, в том числе принятие и рассмотрение заявлений граждан о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ведение регистрационного учета граждан; установление очередности на получение жилых помещений; распределение жилых помещений муниципального и специализированного жилищного фонда. В п. 5 Положения указано, что на основании рекомендации комиссии глава муниципального района принимает распоряжение о постановке на учет, отказе в постановке на учет, снятии с учета, предоставлении жилых помещений (л.д. 114-116).
Как пояснила представитель ответчика Галинская М.А., до утверждения названного Положения каким-либо нормативным актом деятельность жилищной комиссии муниципального района не регулировалась, но фактически осуществлялась в том же порядке.
В судебном заседании установлено, что 27.09.2010 г. Афанасьев М.С. обратился в администрацию Седельниковского муниципального района Омской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в котором указал, что проживает в социальном жилье. К заявлению были приложены копии паспорта, удостоверений ветерана Великой Отечественной войны, справка военного комиссариата, уведомление об отсутствии в ЕГРП записей о регистрации прав Афанасьева М.С. на объекты недвижимости от 13.09.2010 г., справка ГП Омской области «Омский ЦТИиЗУ» от 27.09.2010 г., справка о составе семьи (л.д. 17-25).
Вместе с тем, из пояснений представителя ответчика Галинской М.А. следует, что в нарушение вышеуказанных норм жилищного законодательства данное заявление истца в установленном порядке зарегистрировано не было и для рассмотрения в жилищную комиссию администрации муниципального района не передавалось, а ответ Афанасьеву был подготовлен ею на основе устного разъяснения Минтруда Омской области.
Из копии ответа № 993 от 03.11.2010 г. за подписью главы администрации Седельниковского муниципального района Омской области, направленного истцу 17.11.2010 г., т.е. с нарушением трехдневного срока, установленного ч. 3 ст. 54 ЖК РФ, видно, что Афанасьеву М.С. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ввиду соответствия общей площади занимаемого им жилого помещения учетной норме, установленной для категории граждан, к которой он относится (л.д. 5, 120).
Судом установлено, что истец проживает в <адрес> в <адрес>, где зарегистрирован с 20 ноября 2007 г. (л.д. 19, 25).
Указанный жилой дом находится в собственности Седельниковского сельского поселения Седельниковского муниципального района, что подтверждается копией акта приема-передачи имущества из собственности Седельниковского муниципального района в собственность Седельниковского сельского поселения от 21.06.2007 г. (л.д. 119 ), копией свидетельства о государственной регистрации права от 03.11.2009 г. (л.д. 32).
Из распоряжения главы Седельниковского муниципального района № 475 от 14.11.2007 г. (л.д. 33), принятого на основании решения жилищной комиссии от 08.11.2007 г. (л.д. 67), следует, что Афанасьеву М.С. была предоставлена освободившаяся квартира в муниципальном специальном социальном доме для одиноких престарелых граждан «Березка».
Из представленной суду копии договора найма служебного жилого помещения №84 от 25.03.2008 г., заключенного между администрацией Седельниковского муниципального района и Афанасьевым М.С., видно, что жилое помещение было предоставлено истцу в связи с достижением престарелого возраста для временного проживания (л.д. 93-97).
Распоряжением главы Седельниковского сельского поселения № 6 от 30.01.2009 г. жилой дом по <адрес> в <адрес> включен в специализированный жилищный фонд Седельниковского сельского поселения с отнесением его к дому системы социального обслуживания населения, утверждено Положение «О доме специализированного жилого фонда социального использования для одиноких престарелых граждан» (л.д. 98 - 101).
Согласно ст. 96 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.
В соответствии с частью 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Однако 19 марта 2009 г. между администрацией Седельниковского сельского поселения и Афанасьевым М.С. был заключен договор безвозмездного пользования недвижимым казенным имуществом – жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
Распоряжением главы Седельниковского сельского поселения № 76 от 24.09.2009 г. было отменено распоряжение № 6 от 30.01.2009 г., в связи с тем, что вышеуказанный жилой дом не может быть отнесен к домам системы социального обслуживания, как не отвечающий требованиям к ним (л.д. 35-36).
Как пояснили в судебном заседании Галинская М.А. и Зубарев Л.Г., такое решение было принято вынужденно, поскольку к администрации сельского поселения предъявлялись многочисленные требования по данному дому, в том числе в области пожарной безопасности, а финансовые средства для их выполнения в бюджете сельского поселения отсутствовали.
В то же время судом установлено, что, несмотря на принятие указанного распоряжения, с гражданами, проживающими в данном доме, в том числе с Афанасьевым М.С., договоры социального найма заключены не были, что подтверждается копией представления прокурора Седельниковского района от 10.02.2011 г. (л.д. 39-40) и не оспаривается представителями ответчика и третьего лица.
Распоряжением главы Седельниковского сельского поселения от 24.02.2011 г. № 4 многоквартирный жилой дом по <адрес> в <адрес> снова был включен в специализированный жилищный фонд с отнесением его к дому системы социального обслуживания населения (л.д. 37).
Как пояснил Зубарев Л.Г., после принятия данного распоряжения со всеми проживающими в указанном доме гражданами были заключены договоры найма жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 08.02.2007 г. № 14-п.
Согласно части 1 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Из копии договора найма жилого помещения № 30 от 10 марта 2011 г., заключенного между администрацией Седельниковского сельского поселения и Афанасьевым М.С., следует, что наймодатель передает нанимателю в пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 1 комнаты в доме системы социального обслуживания населения общей площадью 29,3 кв. м. по адресу: <адрес>, для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: электроснабжение, холодное водоснабжение, канализация, теплоснабжение (отопление); договор заключен сроком на 5 лет до 09.03.2016 г. (л.д. 41-44).
Распоряжением главы Седельниковского сельского поселения от 18.03.2011 г. № 8 утверждено Положение о доме специализированного жилищного фонда социального обслуживания населения. В пункте 1.1 Положения указано, что специальный дом предназначен для постоянного проживания одиноких престарелых граждан и престарелых супружеских пар пенсионного возраста, инвалидов 1-2 группы, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту, нуждающихся в улучшении жилищных условий; заселение и прописка других лиц в специальный дом не допускается. Пунктом 2.9 Положения предусмотрено, что самовольный обмен жилых помещений в специальном доме, приватизация, прописка других лиц не допускается (л.д. 45, 46-49).
С учетом вышеизложенного суд считает установленным, что как на момент предоставления истцу жилого помещения в <адрес>, так и в последующем (в том числе в период с сентября 2009 г. по февраль 2011 г.) указанный многоквартирный жилой дом относился к специализированному жилищному фонду (домам системы социального обслуживания населения), жилые помещения в нем предоставлялись в порядке отдельной очереди престарелым гражданам (одиноким или супружеским парам) с оказанием им определенных мер социальной помощи и обслуживания.
Поскольку Афанасьев М.С. и на момент обращения в администрацию муниципального района 27.09.2010 г., и в настоящее время не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, что представителем ответчика Галинской М.А. в судебном заседании не оспаривалось, то доводы администрации муниципального района о соответствии площади занимаемого истцом жилого помещения учетной норме и о его благоустройстве как основаниях отказа в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не могут быть признаны судом состоятельными.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 13.09.2010 г. (л.д. 23), справке ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» от 27.09.2010 г. (л.д. 24) Афанасьев М.С. в числе собственников домовладений и квартир не значится.
Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности наличия предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ основания для признания Афанасьева М.С. нуждающимся в жилом помещении и незаконности решения ответчика об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме предоставления гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», - жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору.
Истец, претендуя на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в г. Омске, пояснил, что после перенесенной операции на сердце ему необходимо проходить регулярное медицинское обследование в областной клинической больнице, а отдаленность места проживания и состояние дорог делают это для него затруднительным. Выписки из медицинской карты Афанасьева М.С. за 2008-2011 годы (л.д. 121-125) подтверждают его пояснения в данной части.
Процедура формирования списка и сводного списка граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», установлена пунктами 7-10 указанного Порядка.
Как указано в пункте 8 Порядка органы местного самоуправления Омской области рассматривают документы, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, и по результатам рассмотрения принимают решение о включении либо об отказе во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат.
Согласно пункту 9 Порядка формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области. Органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах».
При таких обстоятельствах требования Афанасьева М.С. о возложении на ответчика обязанности принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 03 ноября 2010 года и включить его в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Афанасьева М.С. к администрации Седельниковского муниципального района Омской области удовлетворить.
Признать отказ администрации Седельниковского муниципального района Омской области в признании Афанасьева М.С. нуждающимся в жилом помещении незаконным, признать Афанасьева М.С. нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию Седельниковского муниципального района Омской области принять Афанасьева М.С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 03 ноября 2010 года и включить его в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд через Седельниковский районный суд Омской области в течение 10 дней с момента вынесения его в окончательной форме.
Председательствующий Т.И. Рубцова
Решение вступило в законную силу 23 апреля 2011г.