Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Седельниково 26 июля 2011 года Седельниковский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Рубцовой Т.И., при секретаре Плехановой О.С., с участием помощника прокурора Седельниковского района Омской области Амельченко А.С., истца Зеленовой В.С., представителя ответчика по доверенности Репиной Л.Н., представителя третьего лица без самостоятельных требований по доверенности Мозылевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-290/2011 по исковому заявлению и.о. прокурора Седельниковского района Омской области в интересах Зеленовой В.С. к Администрации Седельниковского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки, УСТАНОВИЛ: И.о. прокурора Седельниковского района Омской области, выступив в интересах Зеленовой В.С., обратился в суд с иском к Администрации Седельниковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по непредставлению мер социальной поддержки Зеленовой В.С. в период 01.01.2009-01.01.2011 гг. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления и электроэнергии для освещения жилого помещения, обязании ответчика произвести расчет компенсации расходов Зеленовой В.С. по оплате отопления и электроэнергии для освещения жилого помещения и предоставить меры социальной поддержки бывшему медицинскому работнику <данные изъяты> Зеленовой В.С. в виде компенсации расходов по оплате отопления и электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения. В обоснование исковых требований указано, что в прокуратуру района обратилась Зеленова В.С. с заявлением о непредоставлении ей компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и оплаты электроэнергии для освещения жилой площади. В ходе проверки установлено, что Зеленова В.С. работала в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> до 01.11.2008 г. в связи с уходом на пенсию. Плату за отопление и потребляемую электроэнергию для освещения занимаемого ею жилого помещения с 01.01.2009 г. по 01.01.2011 г. Зеленова осуществляла самостоятельно. Нормами федерального законодательства с 2005 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем органам власти, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Данные льготы и компенсации не могут быть ниже размеров льгот и компенсаций, предоставлявшихся данной категории граждан по состоянию на 31.12.2004 г., отсутствие необходимых денежных средств не может служить основанием для непредоставления предусмотренной законом меры социальной поддержки. В ходе судебного разбирательства прокурор Седельниковского района, представив заявление об уточнении исковых требований, просил признать незаконным бездействие Администрации Седельниковского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки Зеленовой В.С. в период 01.01.2009-01.01.2011 гг. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления и электроэнергии для освещения жилого помещения и обязать ответчика предоставить меры социальной поддержки бывшему медицинскому работнику <данные изъяты> Зеленовой В.С. в виде компенсации расходов по оплате отопления и электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, в срок до 01.01.2012 года. В судебном заседании помощник прокурора района Амельченко А.С. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, дополнив, что прокуратура просит обязать ответчика предоставить Зеленовой В.С. указанную компенсацию за 2009, 2010 годы. Истец Зеленова В.С. исковые требования поддержала, пояснив, что до января 2009 года ей как медицинскому работнику, в том числе после ухода на пенсию, выплачивалась компенсация расходов на отопление и электроэнергию в том же размере, как и до января 2005 года. Она предоставляла в бухгалтерию <данные изъяты> квитанции по оплате коммунальных услуг, после чего компенсация перечислялась на её счет в Сбербанке. В 2009 г. в бухгалтерии <данные изъяты> ей сказали, что денег нет, поэтому выплачивать компенсацию не будут. В 2009-2010 гг. она полностью самостоятельно оплачивала коммунальные услуги и электроэнергию. В 2011 г. из средств массовой информации она узнала о том, что компенсации медицинским работникам должны выплачиваться, поэтому обратилась с жалобой в прокуратуру района. Считает, что её право на получение данной компенсации нарушено, потому что ответчик должен изыскивать денежные средства на выплату компенсации медицинским работникам независимо от областного бюджета. Представитель ответчика Администрации Седельниковского муниципального района Омской области Репина Л.Н. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что правовые основания для обязания Администрации Седельниковского муниципального района осуществлять предоставление социальной поддержки работникам муниципального медицинского учреждения отсутствуют. Полномочия муниципального района закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ. Перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный статьей 15 Закона, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений к вопросам местного значения муниципального района статьей 15 Закона не отнесено. В случае если полномочия органов местного самоуправления не отнесены законом № 131 - ФЗ к вопросам местного значения, но установлены иными федеральными законами, такие полномочия являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми Российской Федерации для осуществления органам местного самоуправления. Соответствующее положение федерального закона, устанавливающее передачу необходимых материальных ресурсов, определяющее размер субвенций на осуществление государственных полномочий Российской Федерации по социальной поддержке работников муниципальных учреждений, а также нормы федеральных законов о федеральном бюджете на 2009, 2010, 2011 годы, вводящие в действие такие положения, в настоящее время отсутствуют. Пока соответствующие государственные полномочия Российской Федерации не будут переданы и обеспечены в установленном федеральным законодательством порядке, обязанность по их финансированию не может быть возложена на Администрацию Седельниковского муниципального района. На уровне муниципального района нормативный правовой акт, который устанавливал бы указанные меры социальной поддержки, не принят. На уровне субъекта РФ порядок предоставления мер социальной поддержки для медицинских работников определен в статьях 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Однако ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010 г. «Об областном бюджете на 2011 год» действие статей 36, 37 приостановлено. До 2009 г. компенсация медицинским работникам и пенсионерам <данные изъяты> выплачивалась только за счет денежных средств, поступавших из областного бюджета. Собственные средства в бюджете муниципального района на данные расходы не предусматривались. Представитель третьего лица без самостоятельных требований МУЗ «Седельниковская ЦРБ» Мозылева Н.В. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что до 2009 г. медицинские работники и пенсионеры <данные изъяты> получали компенсацию расходов по оплате отопления и электроэнергии за счет средств областного бюджета. Расчет необходимого финансирования делала экономист <данные изъяты>, затем его подавали в экономический отдел администрации района. Расчет делался с учетом квитанций по оплате коммунальных услуг, которые представляли льготники, а также исходя из установленного норматива по оплате электроэнергии. С 2009 г. данная компенсация никому из работников <данные изъяты> не выплачивается из-за отсутствия финансирования из областного бюджета. Представитель третьего лица без самостоятельных требований Министерства финансов Омской области по доверенности Кирюхин Ю.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявлении от 19.07.2011 г. указано, что основным нормативным правовым актом, определяющим компетенцию органов местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный статьей 15 Закона № 131-ФЗ, является исчерпывающим, и не подлежит расширительному толкованию. Согласно указанной статье Закона № 131-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Согласно части 2 статьи 15.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств местных бюджетов на осуществление государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Закона № 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также иных полномочий, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На основании изложенного, правовые основания для обязания Администрации района осуществлять предоставление социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения отсутствуют. При этом пунктом 12 статьи 85 Закона № 131-ФЗ установлено, что до приведения иных федеральных законов в соответствие с положениями Закона № 131-Ф3 указанные федеральные законы действуют в части, не противоречащей указанному Закону. Согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ с 1 января 2005 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем публичным образованиям, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Льготы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за счет средств соответствующего местного бюджета Омской области не установлены, следовательно, и объем льгот не может быть определен. По смыслу ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений устанавливающих указанное право. При этом финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности. Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан устанавливает меры социальной поддержки рассматриваемой категории граждан, которые могут быть предоставлены из областного бюджета. При этом установленные Кодексом меры в отношении работников муниципальных учреждений здравоохранения Омской области являются не основными, а дополнительными, условия и порядок их предоставления (в том числе финансирование) устанавливаются субъектом РФ - Омской областью добровольно, исходя из его финансовых возможностей. Подп. 2 п. 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2009 года № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год» с 1 января по 31 декабря 2009 года, подп. 2 п. 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 года № 1219-03 «Об областном бюджете на 2010 год» с 1 января по 31 декабря 2010 года, подп. 2 п.1 ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010 года № 1313-03 «Об областном бюджете на 2011 год» с 1 января по 31 декабря 2011 года приостановлено действие статей 36, 37 Кодекса. Указанное приостановление означает, что у субъекта РФ - Омская область отсутствует возможность финансирования добровольно принятых на себя обязательств по дополнительному установлению мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан. Таким образом, ссылки прокурора на Кодекс в качестве основания для предоставления льгот и установления их размера работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области является несостоятельной. Кодекс, являясь нормативным правовым актом Омской области, не устанавливает расходные обязательства муниципальных образований Омской области. Прокурор не доказал, что заявители ранее получали меры социальной поддержки; доказательств получения льгот, а также их размера не предоставлено. Более того, нормативный акт по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за счет средств соответствующего местного бюджета Омской области отсутствует, следовательно, и объем льгот не определен. Предоставление мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области до их установления органами местного самоуправления Омской области, либо предоставление их в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, противоречит действующему законодательству. Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, федеральный законодатель в то же время не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Российская Федерация, установив льготы для медицинских работников, не исполнила свою обязанность по компенсации таких льгот. На основании изложенного полагают, что размер компенсации расходов по оплате отопления и освещения медицинским работникам может быть взыскан с Российской Федерации за счет средств бюджета Российской Федерации (л.д. 79). Представитель третьего лица без самостоятельных требований Правительства Омской области в судебное заседание не явился, извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Зеленова В.С. проживает вместе с мужем З.А.В. в <адрес> в <адрес>, что подтверждается копией домовой книги, справкой администрации Седельниковского сельского поселения Седельниковского муниципального района от 22.06.2011 г. (л.д. 24-26, 29). В 2009-2010 годах Зеленова В.С. производила оплату отопления занимаемого ею жилого помещения, а также оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, что подтверждается представленными суду копиями квитанций <данные изъяты> и <данные изъяты> (л.д. 82-93). Согласно справке <данные изъяты> от 05.07.2011 г. Зеленова В.С. не пользуется субсидией на коммунальные услуги и твердое топливо (л.д. 54). Как установлено судом, Зеленова В.С. работала в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> отделения скорой помощи с 26.06.1978 г. по 01.11.2008 г. (л.д. 8, 10-20). С 12.05.1996 г. ей назначена пенсия за выслугу лет (л.д. 30). Из копии Устава муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>», утверждённого распоряжением главы Седельниковского муниципального района Омской области от 22.10.2009 г. № 359, следует, что <данные изъяты> является правопреемником «<данные изъяты>»; учредителем учреждения является Седельниковский муниципальный район Омской области, полномочия которого осуществляет администрация Седельниковского муниципального района Омской области (л.д. 42-43). В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных по состоянию на 31 декабря 2004 года для различных категорий граждан. Пунктом 50 статьи 35 указанного закона решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации - органами государственной власти субъекта, муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. Согласно пункту 2 ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31декабря 2004года. В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 г. № 383-О-П закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. В силу ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Из приведенных норм законодательства следует, что ч. 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции Федерального закона №122-ФЗ) на органы местного самоуправления возложена обязанность установить меры социальной поддержки проживающим в сельской местности работникам медицинских организаций, находящихся в ведении данных органов власти. Довод ответчика и третьего лица Министерства финансов Омской области о том, что положения ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделяют органы местного самоуправления муниципального района полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения, противоречит вышеуказанным нормам законодательства и не может быть принят судом во внимание. Статьей 36 Закона Омской области от 04 июля 2008 г. № 1064-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности медицинских работников государственных и муниципальных учреждений Омской области и неработающих пенсионеров, уволенных в связи с выходом на пенсию из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Омской, имеющих общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшихся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг: компенсация расходов на оплату отопления: - при наличии приборов учета - фактически понесенных расходов, но не более расходов, рассчитанных исходя из утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг; - при отсутствии приборов учета - расходов, рассчитанных исходя из утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчета 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). Меры социальной поддержки предоставляются работникам с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (п. 3 ст. 36). Согласно п.п. 3,4 ст. 37 названного Кодекса Омской области Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. В судебном заседании установлено и представителем ответчика не оспаривалось, что Зеленовой В.С. как пенсионеру <данные изъяты> в соответствии со ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан по 31.12.2008 г. была выплачена компенсация расходов на отопление и освещение жилого помещения, в 2009-2010 гг. соответствующие выплаты не производились, что подтверждается справкой <данные изъяты> от 08.06.2011 г. (л.д. 22). По информации председателя КФК администрации Седельниковского муниципального района С.Н.П. в 2009, 2010 гг. пособия по социальной помощи населению (предоставление льгот специалистам по оплате коммунальных услуг) в бюджете не предусматривались, как за счет средств областного, так и за счет средств местного бюджета (л.д. 38-40). Подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009 г. № 50-Г09-20 признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год». Тем не менее, подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. № 1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год», действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области. Суд считает, что указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 названного закона ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам. Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия Закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности. Согласно ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Доводы представителя ответчика об отсутствии в бюджете Седельниковского муниципального района Омской области необходимых финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам и неработающим пенсионерам <данные изъяты>, а также об отсутствии соответствующего правового регулирования на уровне муниципального района, суд находит несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства не должны нарушать прав граждан указанной категории. В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Кроме того, в силу ст. 133 Конституции РФ местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. В случае непредоставления органу местного самоуправления из федерального бюджета либо бюджета субъекта федерации средств для возмещения расходов на оказание услуг льготным категориям граждан, взыскание таких расходов производится в судебном порядке с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации либо с субъекта федерации (в случае выделения таких средств субъекту федерации). В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами. Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что в период с 2005 г. органами местного самоуправления Седельниковского муниципального района вопрос о предоставлении мер социальной поддержки медицинских работников Седельниковской ЦРБ не рассматривался. Принимая во внимание, что в Уставе Седельниковского муниципального района Омской области, принятом решением районного Совета Седельниковского муниципального образования Омской области от14июня 2005г. №51, не предусмотрено мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, какие-либо доказательства о предпринятых либо предпринимаемых Администрацией Седельниковского муниципального района мерах по решению указанного вопроса отсутствуют, суд находит исковые требования прокурора района обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, в том числе, Администрации Седельниковского муниципального района Омской области. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Седельниковского района Омской области в интересах Зеленовой В.С. к Администрации Седельниковского муниципального района Омской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Седельниковского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки Зеленовой В.С. в период с 01.01.2009 г. по 01.01.2011 г. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилого помещения и электроэнергии для освещения жилого помещения. Обязать Администрацию Седельниковского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки бывшему медицинскому работнику <данные изъяты> Зеленовой В.С. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилого помещения и электроэнергии для освещения жилого помещения за период 2009-2010 гг. в срок до 01 января 2012 года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд через Седельниковский районный суд Омской области в течение 10 дней с момента вынесения его в окончательной форме. Председательствующий Т.И. Рубцова Решение вступило в законную силу 07 сентября 2011г.