Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Седельниково 19 сентября 2011 года Седельниковский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Рубцовой Т.И., при секретаре Плехановой О.С., с участием старшего помощника прокурора Седельниковского района Рыбакова И.А., представителей заинтересованных лиц по доверенности Зубарева Л.Г., Баранова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-479/2011 по заявлению и.о. прокурора Седельниковского района Омской области о признании незаконным бездействия Администрации Седельниковского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области по организации уличного освещения, у с т а н о в и л: И.о. прокурора Седельниковского района Омской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Седельниковского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области по ненадлежащей организации уличного освещения в с. <адрес> на улицах: <адрес>; обязании Администрации Седельниковского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области устранить нарушения законодательства путем организации уличного освещения на вышеуказанных улицах в темное время суток. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в части организации уличного освещения на территории Седельниковского сельского поселения установлено, что какое-либо освещение отсутствует на данных улицах <адрес>, на которых осуществляется интенсивное движение транспортных средств и пешеходов, в том числе в темное время суток. Отсутствие освещения в необходимых местах, где оно должно быть предусмотрено согласно требованиям СНиП 2.05.02-85, ГОСТ Р 50597-93, является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения, незащищенности участников дорожного движения, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания. В судебном заседании ст. помощник прокурора района Рыбаков И.А. поддержал заявленные требования, пояснив, что проведенная 16.09.2011 г. контрольная проверка показала, что администрацией сельского поселения в полной мере нарушения законодательства не устранены. Представитель Администрации Седельниковского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области по доверенности Зубарев Л.Г. с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что администрация поселения не бездействует. 14.09.2011 г. было произведено включение уличного освещения в <адрес> в темное время суток, о чем имеется соответствующий акт. В летний период искусственное освещение на улицах села отсутствует по причине недостаточности финансовых средств в бюджете поселения. В том, что при проверке 16 сентября часть фонарей не горела, вины администрации поселения нет, т.к. лампочки могли перегореть. Электрику администрации поселения было дано указание устранить выявленные недостатки. Периодически электрик либо другие специалисты администрации проверяют работу фонарей, после чего производится замена перегоревших ламп. Представитель заинтересованного лица МО МВД России «Муромцевский» по доверенности Баранов А.А. поддержал требования прокурора, пояснив, что отсутствие уличного освещения явилось непосредственной причиной ДТП, произошедшего 31.08.2011 г. на <адрес> в <адрес>. Освещение должно быть согласно требованиям государственного стандарта. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как разъяснено в п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Согласно п. 21 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц. В силу ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ Частью 4 статьи 6 указанного закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. В соответствии с п. 4.6.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 В судебном заседании установлено и представителем администрации сельского поселения Зубаревым Л.Г. не оспаривалось, что до 14 сентября 2011 г. искусственное уличное освещение на территории <адрес>, в том числе на указанных в заявлении прокурора улицах, отсутствовало. Данное обстоятельство подтверждается информацией начальника <данные изъяты> Б.В.Н. от 01.09.2011 г.; актом проверки от 01.09.2011 г., актом обследования улиц <адрес> от 07.09.2011 г.; информацией госинспектора <данные изъяты> Ш.И.А. от 08.09.2011 г., актом от 14.09.2011 г. При этом из информации от 01.09.2011 г. видно, что 31.08.2011 г. около 21 час. 40 мин. на <адрес> в <адрес> произошло ДТП с наездом на пешехода, чему сопутствовало и отсутствие уличного освещения в темное время суток. Как следует из акта контрольной проверки от 16.09.2011 г., на указанных в заявлении улицах на момент проверки не горело 15 фонарей, в том числе, как пояснил представитель заинтересованного лица Зубарев Л.Г., два расположенных подряд фонаря в районе от перекрестка улиц <адрес> до перекрестка улиц <адрес> По справке администрации Седельниковского сельского поселения от 19.09.2011 г. на улицах <адрес> в <адрес> установлено 105 фонарей уличного освещения, из которых на момент проверки 16.09.2011 г. не горели 15, т.е. 14 %. Согласно п. 4.6.3 ГОСТ Р 50597-93 доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. При таких обстоятельствах доводы представителя Зубарева Л.Г. об отсутствии бездействия со стороны администрации Седельниковского сельского поселения суд считает несостоятельными, поскольку обязанность по организации освещения улиц районного центра администрацией поселения надлежащим образом не исполняется, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность жизни и здоровья. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, р е ш и л: Требования прокурора Седельниковского района Омской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Седельниковского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области по ненадлежащей организации уличного освещения в <адрес> на улицах: <адрес> Обязать Администрацию Седельниковского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области в срок до 10 октября 2011 года устранить нарушения законодательства путем организации уличного освещения на вышеуказанных улицах в <адрес> в темное время суток. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд через Седельниковский районный суд Омской области в течение 10 дней с момента вынесения его в окончательной форме. Председательствующий Т.И. Рубцова Решение вступило в законную силу 04 октября 2011г.
«О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
«Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.