Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с.Седельниково 28 сентября 2011 года Седельниковский районный суд Омской области в составе: председательствущего судьи Ренгольд Л.В., при секретаре Сабаевой Н.А., с участием помощника прокурора Седельниковского района Омской области Амельченко А.С., истца Сараевой М.С., представителей ответчика – Макарова А.А., Репиной Л.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 413\2011г. по иску и.о. прокурора Седельниковского района Омской области в интересах Сараевой М.С. к Администрации Седельниковского муниципального района Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, Установил : И.о. прокурора Седельниковского района Омской области, выступив в интересах Сараевой М.С., обратился в суд с иском к Администрации Седельниковского муниципального района Омской области об обязании предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма согласно установленных норм вне очереди за счет субвенций бюджета Омской области, указав в обоснование исковых требований, что Т.М.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении постановлением главы Седельниковского муниципального района Омской области от 06.10.2009 г. № 99, но после постановки на учет и до настоящего времени она не обеспечена жилой площадью. Т.М.С. сменила фамилию на «Сараева» в связи с вступлением в брак ДД.ММ.ГГГГ Ее мать Т.Г.Ф. умерла ДД.ММ.ГГГГ, ее отец с ДД.ММ.ГГГГ находится в <данные изъяты>. Постановлением главы администрации Седельниковского района Омской области от 18.04.1995 г. № 98 «Об учреждении опеки над несовершеннолетней Т.М.С..», С.Т.С. назначена опекуном Т.М.С. В настоящее время Сараева М.С. нигде не работает, не обучается, объектами недвижимости не обладает. Предъявление иска обусловлено обращением Сараевой М.С. в прокуратуру Седельниковского района с заявлением о нарушении ее прав, как лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на социальную защиту, в частности на обеспечение права на предоставление жилого помещения. В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении доводам. В судебном заседании истец Сараева М.С. поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении доводам и дополнила, что в собственности или закрепленного за ней жилого помещения она не имеет. В настоящее время она нигде не обучается, не работает, имеет временную регистрацию на срок с 21.09.2011 г. по 21.12.2011 г. по адресу: <адрес>. В судебном заседании представитель ответчика – администрации Седельниковского муниципального района Омской области Макаров А.А. иск не признал и пояснил, что Сараева М.С. состоит на учете в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в получении жилой площади, под № 67, но помимо нее в данной очереди имеются другие лица, имеющие право на получение жилой площади. В судебном заседании представитель ответчика – администрации Седельниковского муниципального района Омской области Репина Л.Н. иск не признала и пояснила, что Сараева М.С. состоит на учете в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, нуждающейся в получении жилой площади, но существует определенный порядок предоставления жилой площади указанной категории лиц. Кроме Сараевой М.С., имеются другие лица, имеющие право на получение жилой площади. Представитель Правительства Омской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, направил отзыв с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно отзыва, государственные полномочия Омской области по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей – сирот в соответствии с п.15 ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан ( Закон Омской области от 04.07.2008 г. № 1061 –ОЗ) на неограниченный срок были переданы органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Представитель Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, направил отзыв с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно отзыва, согласно Закону о бюджете главным распорядителем средств является Министерство образования Омской области. Просит исключить Министерство финансов Омской области из числа лиц, участвующих в деле. Представитель Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно свидетельства о рождении ( л.д.6) Т.М.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее матерью является Т.Г.Ф., ее отцом является Т.С.В. Согласно свидетельства о смерти №, Т.Г.Ф. умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Согласно справки, выданной <данные изъяты> от 23.08.2011 г. № 786, Т.С.В. проживает в данном учреждении с 16.07.1996 г. по настоящее время. Постановлением главы самоуправления Седельниковского района Омской области № 98 от 18.04.1995 г. «Об учреждении опеки над несовершеннолетней Т.М.С.» ( л.д.9) С.Т.С. назначена опекуном над несовершеннолетней Т.М.С. Согласно списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, являющегося приложением к постановлению главы Седельниковского муниципального района от 06.10.2009 г. № 99 ( л.д.8), Т.М.С. принята на регистрационный учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Согласно свидетельства о заключении брака №, С.Д.В. и Т.М.С. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака жене присвоена фамилия Сараева. Согласно справки № 288 от 20.09.2011 г., выданной <данные изъяты>, Сараева М.С. обучалась в указанном образовательном учреждении с 01.09.2007 г. по 30.06.2011 г. Согласно выписки из приказа № от 16.09.2011 г., выданного филиалом <данные изъяты>, Сараева М.С. отчислена из числа студентов филиала <данные изъяты> по собственному желанию с 16.09.2011 г. По сведениям <данные изъяты> ( сообщение от 31.03.2010 г. – л.д. 10, сообщение от 27.09.2011 г.) Сараева М.С. как собственник недвижимого имущества по г. Омску и Омской области не зарегистрирована. По сведениям <данные изъяты> ( справки от 27.09.2011 г. и от 28.09.2011 г.), Сараева М.С. как собственник недвижимого имущества по <данные изъяты> и <данные изъяты> районам Омской области не зарегистрирована. Согласно справки <данные изъяты>, Сараева М.С. зарегистрирована по адресу <адрес>, на срок с 21.09.2011 г. по 21.12.2011 г. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее- ФЗ № 159) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии со ст. 4 ФЗ № 159 дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Согласно ст. 8 ФЗ № 159 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Пунктом 14 ст. 44 Закона Омской области от 04.07.2008 г. № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (далее - Закон от 04.07.2008 г.) предусмотрено, что состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма. В соответствии с п.15 ст.44 Закона от 04.07.2008 г. Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Статья 17 Закона от 04.07.2008 г. устанавливает, что средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Размер субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий, определяется в соответствии с законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год. В случае недостаточности общего объема субвенций, рассчитанного в соответствии с настоящим Кодексом, местным бюджетам компенсируются из областного бюджета в полном объеме расходы, связанные с исполнением переданных государственных полномочий. Средства на реализацию переданных государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Законом Омской области от 09.12.2010г. №1313-ОЗ "Об областном бюджете на 2011год" установлены размеры субвенций на 2011год бюджетам муниципальных районов (городского округа) Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в том числе Седельниковскому муниципальному району – в сумме 1360. 0 тыс.руб. Согласно п. 16 ст.44 Закона от 04.07.2008 г. органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно ст. 18 Закона от 04.07.2008 г. органы местного самоуправления Омской области при осуществлении переданных государственных полномочий вправе требовать своевременного и в полном объеме перечисления средств на реализацию переданных государственных полномочий, а также дополнительно использовать собственные материальные ресурсы для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий. Наличие других лиц, обладающих аналогичным правом или наличие каких – либо других обстоятельств не освобождает Администрацию муниципального района от обязанности предоставления соответствующим категориям граждан установленных федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ дополнительных мер социальной поддержки. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования и.о. прокурора Седельниковского района Омской области удовлетворить. Обязать Администрацию Седельниковского муниципального района Омской области предоставить Сараевой М.С. жилое помещение по договору социального найма согласно установленных норм вне очереди за счет субвенций бюджета Омской области. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы в Седельниковский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий Ренгольд Л.В. Решение вступило в законную силу 14 октября 2011г.