Дело № 2-500/2011г об обязании назначить пенсию за выслугу лет и выплате компенсации морального вреда.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Седельниково 21 ноября 2011 года

Седельниковский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Рубцовой Т.И.,

при секретаре Плехановой О.С.,

с участием истца Бутакова В.А., представителя ответчика по доверенности Репиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-500/2011 по исковому заявлению Бутакова В.А. к Главе Седельниковского муниципального района Омской области Хришенко Н.Т. об обязании назначить пенсию за выслугу лет и выплатить компенсацию морального вреда в сумме **** рублей,

у с т а н о в и л:

Бутаков В.А., с учетом уточнения исковых требований, обратился в суд с иском к Главе Седельниковского муниципального района Омской области Хрищенко Н.Т. об обязании назначить пенсию за выслугу лет с 03.05.2011 г. и выплатить компенсацию морального вреда в сумме **** рублей. В обоснование исковых требований указал, что уволился с работы с муниципальной должности руководителя аппарата администрации Седельниковского муниципального района 03.05.2011 г. в связи с уходом на пенсию. Имеет стаж муниципальной службы 38 лет, в том числе заместителем и первым заместителем Главы района более 17 лет. После ухода на пенсию ему как муниципальному служащему вопреки федеральному и областному законодательству, ч.1 ст.43.1 Устава Седельниковского муниципального района вместо пенсии за выслугу лет назначили ежемесячную доплату к трудовой пенсии. Поскольку ст. 24 Федерального закона от 01.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 47.1 Закона Омской области от 22.12.2004 г. № 601-ОЗ «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной службе Омской области» гарантируют пенсионное обеспечение лиц, занимающих должности муниципальной службы, Глава района Хрищенко Н.Т. ещё в январе 2010 г. обязан был внести на рассмотрение представительного органа района нормативный правовой акт о пенсионном обеспечении муниципальных служащих района, однако, этого им сделано не было. В связи с этим считает, что действия ответчика направлены на ущемление его прав как муниципального служащего, вышедшего на пенсию по возрасту. Этими действиями преднамеренно значительно ухудшено его материальное положение, чем унижено его человеческое достоинство.

В судебном заседании Бутаков В.А. исковые требования поддержал, пояснив, что требования предъявлены им к главе района Хрищенко Н.Т., потому что тот одновременно является и главой администрации района. Согласно п. 5 ст. 23 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» муниципальным служащим гарантирована выплата пенсии за выслугу лет. В ст. 24 данного закона говорится о том, что муниципальные служащие обеспечиваются пенсией в таком же порядке, как государственные гражданские служащие субъекта РФ. В декабре 2009 года губернатором Омской области был принят закон № 1216 с поправками в закон Омской области «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной службе Омской области», из которого следует, что с 01.01.2010 г. вводится пенсия за выслугу лет государственным служащим. В Омской области не существует больше понятия доплата к пенсии, с 01.01.2010 года существует понятие пенсия за выслугу лет муниципальным служащим. Таким образом, с 01.01.2010 года все, кто ушел на пенсию с муниципальной службы, имеют право без каких-либо других нормативно-правовых актов получать пенсию за выслугу лет. В Омской области разработано Положение о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Омской области, следовательно, больше никаких нормативно-правовых актов не надо. Согласно п. 3 ст. 23 Закона «О муниципальной службе в РФ» субъект РФ и муниципальное образование могут внести в свой Устав положения о дополнительных гарантиях пенсионного обеспечения муниципальным служащим, что в Седельниковском районе было сделано в 2006 году. Три раза в Положение были внесены изменения для того, чтобы ухудшить материальное положение муниципальных служащих, ушедших на пенсию. Его стаж как муниципального служащего составляет 38 лет, поэтому на основании ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ «О муниципальной службе в РФ» и «Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной службе Омской области» просит обязать ответчика назначить ему пенсию за выслугу лет, так как это гарантировано федеральным и областным законами.

Положения о назначении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим приняты в Колосовском, Усть-Ишимском, Тарском, Большеуковском, Исилькульском, Азовском, Павлоградском и других районах. На заседании районного Совета ответчик заставил депутатов принять незаконное решение, поэтому он был вынужден обращаться в районную и областную прокуратуру, к губернатору Омской области, в Законодательное собрание Омской области. Прокуратура района по его обращению заведомо неправильно подала иск в суд, они должны были подать иск об отмене решения районного Совета от 25.04.2006 г., а не об изменении.

Что касается нравственных страданий, то все его обращения по данному поводу в различные органы не прибавили ему здоровья, ему не доставляет радости судиться за свои законные права, считает, что это издевательство над ветеранами труда, к которым он относится. Если бы он не согласился на работу, которую ему предложил сам ответчик, то с 28.09.2007 года получал бы государственную пенсию Омской области в размере **** рублей, т.к. ушел бы на пенсию с должности начальника управления социальной защиты населения. Трудовую пенсию по старости он получает с 28.09.2007 г., ежемесячную доплату к трудовой пенсии получает с 04.05.2011 г., но нерегулярно. Действиями ответчика ухудшено его материальное положение, т.к. по закону он должен получать пенсию за выслугу лет в размере **** рублей, а получает всего **** рублей вместе с доплатой в **** рублей, т.е. в два раза меньше, чем мог бы получать.

Ответчик Хрищенко Н.Т. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Представитель ответчика по доверенности Репина Л.Н. исковые требования не признала и пояснила, что в настоящее время в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих Седельниковского муниципального района действует Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Седельниковского муниципального района, утвержденное решением Совета Седельниковского муниципального района от 25.04.2006 г. № 33 с последующими изменениями. Согласно указанному Положению муниципальные служащие, ушедшие на пенсию, получают из бюджета муниципального района ежемесячную доплату к трудовой пенсии в размере фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости - **** рубля.

Прокуратура Седельниковского района обращалась с заявлением в Седельниковский районный суд о признании противоречащим действующему законодательству вышеназванного Положения. Решением суда от 11 сентября 2011 года в удовлетворении требований отказано. Данное решение ни одна из сторон не обжаловала. Как указано в решении суда, установление дополнительного обеспечения в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии либо пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, является правом, а не обязанностью муниципального образования и возможно только при наличии соответствующего правового регулирования в каждом конкретном муниципальном образовании, муниципальная служба которого финансируется за счет средств собственного бюджета.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Из содержания указанной статьи следует, что на уровне муниципального образования условия предоставления права на пенсионное обеспечение муниципальным служащим за счет местного бюджета должны быть определены актом органов местного самоуправления. Такой акт на уровне муниципального района существует, судом он не признан противоречащим действующему законодательству. Бутакову В.А. доплата к пенсии начислена в соответствии с существующим Положением распоряжением Главы муниципального района. Вне нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления муниципального района, основываясь только на положениях федерального и областного законодательства, пенсия за выслугу лет, как того требует истец, ему назначена быть не может. Утверждение Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих относится к компетенции Совета Седельниковского муниципального района, который является коллегиальным органом. На рассмотрение Совета вопрос об утверждении нового Положения был вынесен, но решение не принято по ряду объективных причин, в том числе недостаточности финансовых возможностей района. Глава района на принятие решений Советом влиять не может, поскольку не является депутатом Совета. В его полномочия входит подписание решений Совета, но поскольку депутатами решение не принято, глава не имел возможности его подписать.

В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Основанием для взыскания морального вреда истец в своем заявлении называет ущемление его прав как муниципального служащего, вышедшего на пенсию по возрасту. Истец никак не подтвердил факт причинения ему физических и нравственных страданий в результате действий ответчика.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).

Органы местного самоуправления, в соответствии со ст.132 Конституции Российской Федерации, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Согласно ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Частью 2 ст.22 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подп. 5 пункта 1 статьи 23 указанного Федерального закона для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет. Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением (дополнительной социальной гарантией), предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.

В силу п. 4 ст. 7 Федеральногозакона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 31 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления наделены правом самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, определять направление расходования средств местного бюджета и исполнять свои расходные обязательства за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета.

В ряде своих решений Конституционный Суд Российской Федерации установил, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает (определения от 11 мая 2006 года № 88-0, от 3 апреля 2007 года № 332-О-П, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О).

Указанная правовая позиция, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима и к правовому регулированию дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим (определение Конституционного суда РФ от 13.10.2009 г. №1190-О-О).

Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших муниципальные должности муниципальной службы, возложено на субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан, проходивших муниципальную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и прочее).

Судом установлено, что Бутаков В.А. с ДД.ММ.ГГГГ работал в должности руководителя аппарата администрации Седельниковского муниципального образования (муниципального района), уволен с 03.05.2011 г. по собственному желанию, что подтверждается копией трудовой книжки истца, копией трудового договора на замещение должности муниципальной службы № 108 от 25.08.2008 г., дополнительными соглашениями к нему от 31.12.2008 г. и от 08.08.2010 г. (л.д. 9-12, 13-16).

Из копии справки о периодах муниципальной службы (работы) при исчислении стажа муниципальной службы от 03.05.2011 г. следует, что общий стаж муниципальной службы Бутакова В.А. составляет 38 лет 9 месяцев 18 дней (л.д. 23).

Согласно ч. 1 ст. 43.1 Устава Седельниковского муниципального района Омской области, принятого решением районного Совета Седельниковского муниципального образования Омской области от 14 июня 2005 г. № 51 (в редакции решения Совета СМР от 07.07.2010 г. № 28), муниципальные служащие, замещавшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Седельниковского муниципального района, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», с законами Омской области, с правовыми актами главы Седельниковского муниципального района.

Решением Совета Седельниковского муниципального района Омской области от 25.04.2006 г. № 33 «О дополнительном пенсионном обеспечении лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Седельниковского муниципального района» утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Седельниковского муниципального района (далее - Положение о доплате). Данное решение опубликовано в установленном порядке в Приложении к газете «Сибирский труженик» № 22 (7475) за 09.06.2006 г. (л.д. 27-33).

Решениями Совета Седельниковского муниципального района № 6-Р от 25.01.2007 г., от 20.08.2008 г. № 38, опубликованными в Приложении к газете «Сибирский труженик» № 4 (7508) за 02.02.2007 г. и № 35 (7590) за 05.09.2008 г., решением Совета Седельниковского муниципального района от 23.06.2010 г. № 26, опубликованным в «Вестнике Седельниковского муниципального района» № 5 от 28.06.2010 г., в Положение о доплате был внесен ряд изменений (л.д. 34-42).

В соответствии с решением Совета СМР от 25.04.2006 г. № 33 Бутакову В.А. распоряжением Главы Седельниковского муниципального района Хрищенко Н.Т. от 19.05.2011 г. № 42-а (в редакции распоряжения от 29.07.2011 г. № 263) установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере базовой части трудовой пенсии – **** рубля (л.д. 21, 22).

Получение указанной доплаты Бутаковым В.А. подтверждается копией карточки учета средств и расчетов на 01.05.2011 г., копией расходных кассовых ордеров от 12.07.2011 г. и от 17.08.2011 г. (л.д. 43,44), и истцом в судебном заседании не оспаривалось.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Решением Седельниковского районного суда Омской области от 14.09.2011 г., вступившим в силу 30.09.2011 г., отказано в удовлетворении требований прокурора Седельниковского района о признании противоречащими закону и не подлежащими применению пунктов 1,4,6 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Седельниковского муниципального района (л.д. 45-46).

Из пояснений истца в судебном заседании следует, что непосредственно им самим требования об оспаривании указанного нормативного правового акта в установленном законом порядке не предъявлялись, и таких намерений он не имеет.

Принимая во внимание, что вопросы дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих Седельниковского муниципального района в настоящее время регулируются принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом Совета Седельниковского муниципального района – решением от 25.04.2006 г. № 33 (с последующими изменениями), установление пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, является правом, а не обязанностью муниципального образования и возможно только при наличии соответствующего правового регулирования в каждом конкретном муниципальном образовании, муниципальная служба которого финансируется за счет средств собственного бюджета, требования истца о назначении ему пенсии за выслугу лет вместо ежемесячной доплаты к трудовой пенсии на основании ФЗ «О муниципальной службе в РФ», Закона Омской области от 22.12.2004 г. № 601-ОЗ «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области», Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к пенсии, утвержденного указом Губернатора Омской области от 05.08.2009 г. № 89, суд считает не подлежащими удовлетворению, т.к. они основаны на неправильном толковании действующего законодательства.

Также суд полагает, что существующее в Седельниковском муниципальном районе нормативное регулирование не может рассматриваться как снижающее уровень конституционных гарантий в области пенсионного обеспечения, поскольку ежемесячная доплата к трудовой пенсии либо пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, является по своей сути дополнительным обеспечением к трудовой пенсии, в связи с чем, при его наличии либо отсутствии, размер трудовой (базовой либо страховой части) пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не снижается, поэтому нарушения пенсионных прав истца как вышедшего на пенсию муниципального служащего не имеется.

В судебном заседании Бутаков В.А. в обоснование своих требований ссылался на то, что в ряде муниципальных районов Омской области в 2010-2011 гг. были приняты решения об установлении муниципальным служащим пенсии за выслугу лет (л.д. 75-88).

Однако, по мнению суда, данное обстоятельство, напротив, подтверждает то, что в отсутствие нормативного правового акта органов местного самоуправления Седельниковского муниципального района, устанавливающего указанный вид дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих Седельниковского муниципального района, требование истца о возложение на ответчика обязанности назначить ему пенсию за выслугу лет удовлетворению не подлежит.

Поскольку требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда неразрывно связано с имущественным требованием о назначении пенсии за выслугу лет, то при вышеизложенных обстоятельствах у суда отсутствуют основания и для его удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Бутакова В.А. к Главе Седельниковского муниципального района Омской области Хрищенко Н.Т. об обязании назначить пенсию за выслугу лет и выплатить компенсацию морального вреда в сумме **** рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы в Седельниковский районный суд Омской области в течение 10 дней с момента вынесения его в окончательной форме.

Председательствующий Т.И. Рубцова

Решение вступило в законную силу 21 декабря 2011г.