Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Седельниково 06 декабря 2011 года Седельниковский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Рубцовой Т.И., при секретаре Плехановой О.С., с участием старшего помощника прокурора Седельниковского района Омской области Рыбакова И.А., истца Алексеёнок О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-540/2011 по исковому заявлению прокурора Седельниковского района Омской области в интересах Алексеёнок О.В. к Администрации Седельниковского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки, УСТАНОВИЛ: Прокурор Седельниковского района Омской области, выступив в интересах Алексеёнок О.В., обратился в суд с иском к Администрации Седельниковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по непредоставлению мер социальной поддержки Алексеёнок О.В. в период с 01.01.2009 г. по 30.10.2011 г. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления и электроэнергии для освещения жилого помещения, обязании ответчика предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Седельниковская центральная районная больница» Алексеёнок О.В. в виде компенсации расходов по оплате отопления и электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, в срок до 01.02.2012 года. В обоснование исковых требований указано, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что Алексеёнок О.В. работает в МУЗ «Седельниковская ЦРБ» в должности медсестры реанимационного отделения с 01.06.1996 г. по настоящее время. Плату за отопление и потребляемую электроэнергию для освещения занимаемого ею жилого помещения с 01.01.2009 г. по 30.10.2011 г. Алексеенок О.В. осуществляла самостоятельно. Нормами федерального законодательства с 2005 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем органам власти, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Данные льготы и компенсации не могут быть ниже размеров льгот и компенсаций, предоставлявшихся данной категории граждан по состоянию на 31.12.2004 г., отсутствие необходимых денежных средств не может служить основанием для непредоставления предусмотренной законом меры социальной поддержки. В судебном заседании старший помощник прокурора района Рыбаков И.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец Алексеёнок О.В. исковые требования поддержала, пояснив, что до конца 2008 года ей выплачивалась компенсация расходов на приобретение твердого топлива и электроэнергию. Она представляла экономисту МУЗ «Седельниковская ЦРБ» документы на жилое помещение, справку о составе семьи, квитанции по оплате электроэнергии, после чего компенсация перечислялась на её счет в Сбербанке. С 2009 г. выплаты прекратились, в ЦРБ им сказали, что льготы отменены. В связи с этим она приобретала дрова у частных лиц, поэтому подтверждающих документов нет. В 2011 г. она узнала о том, что компенсации медицинским работникам в других районах Омской области выплачиваются, поэтому обратилась с жалобой в прокуратуру района. Считает, что её право на получение данной компенсации нарушено. Представитель ответчика Администрации Седельниковского муниципального района Омской области по доверенности Репина Л.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. В возражениях на исковое заявление от 18.11.2011 г. просила отказать в иске, ссылаясь на то, что правовые основания для обязания Администрации Седельниковского муниципального района осуществлять предоставление социальной поддержки работникам муниципального медицинского учреждения отсутствуют. Полномочия муниципального района закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ. Перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный статьей 15 Закона, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений к вопросам местного значения муниципального района статьей 15 Закона не отнесено. В случае если полномочия органов местного самоуправления не отнесены законом № 131 - ФЗ к вопросам местного значения, но установлены иными федеральными законами, такие полномочия являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми Российской Федерации для осуществления органам местного самоуправления. Соответствующее положение федерального закона, устанавливающее передачу необходимых материальных ресурсов, определяющее размер субвенций на осуществление государственных полномочий Российской Федерации по социальной поддержке работников муниципальных учреждений, а также нормы федеральных законов о федеральном бюджете на 2009, 2010, 2011 годы, вводящие в действие такие положения, в настоящее время отсутствуют. Пока соответствующие государственные полномочия Российской Федерации не будут переданы и обеспечены в установленном федеральным законодательством порядке, обязанность по их финансированию не может быть возложена на Администрацию Седельниковского муниципального района. В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона № 131-ФЗ органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектом РФ. Из этого следует, что суд не вправе обязать принять какой-либо нормативный правовой акт, т.к. это является исключительной компетенцией органов местного самоуправления. Из положений федеральных законов, на которые ссылается прокурор, следует, что органам местного самоуправления необходимо принять нормативный акт, регулирующий установление, расчет и выплату мер социальной поддержки, но не обязывают напрямую производить выплаты. На уровне субъекта РФ порядок предоставления мер социальной поддержки для медицинских работников определен в статьях 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Однако ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010 г. «Об областном бюджете на 2011 год» действие статей 36, 37 приостановлено. Аналогично было в 2009,2010 годах. Поскольку действия по обеспечению мер социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений не могут быть осуществлены вне нормативного регулирования, то суд также не может обязать органы местного самоуправления произвести какие-либо действия по предоставления таких мер, поэтому производство по делу подлежит прекращению. Прокурором района не указана сумма компенсации, из каких источников производился расчет (л.д. 43-45). Представитель третьего лица без самостоятельных требований МУЗ «Седельниковская ЦРБ» в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель третьего лица без самостоятельных требований Министерства финансов Омской области Кирюхин Ю.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства. В письменном отзыве на исковое заявлении от 14.11.2011 г. указано, что основным нормативным правовым актом, определяющим компетенцию органов местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный статьей 15 Закона № 131-ФЗ, является исчерпывающим, и не подлежит расширительному толкованию. Согласно указанной статье Закона № 131-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Согласно части 2 статьи 15.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств местных бюджетов на осуществление государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Закона №131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также иных полномочий, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На основании изложенного, правовые основания для обязания Администрации района осуществлять предоставление социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения отсутствуют. При этом пунктом 12 статьи 85 Закона № 131-ФЗ установлено, что до приведения иных федеральных законов в соответствие с положениями Закона № 131-Ф3 указанные федеральные законы действуют в части, не противоречащей указанному Закону. Согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ с 1 января 2005 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем публичным образованиям, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Льготы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за счет средств соответствующего местного бюджета Омской области не установлены, следовательно, и объем льгот не может быть определен. По смыслу ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений устанавливающих указанное право. При этом финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности. Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан устанавливает меры социальной поддержки рассматриваемой категории граждан, которые могут быть предоставлены из областного бюджета. При этом установленные Кодексом меры в отношении работников муниципальных учреждений здравоохранения Омской области являются не основными, а дополнительными, условия и порядок их предоставления (в том числе финансирование) устанавливаются субъектом РФ - Омской областью добровольно, исходя из его финансовых возможностей. Подп. 2 п. 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2009 года № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год» с 1 января по 31 декабря 2009 года, подп. 2 п. 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 года № 1219-03 «Об областном бюджете на 2010 год» с 1 января по 31 декабря 2010 года, подп. 2 п.1 ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010 года № 1313-03 «Об областном бюджете на 2011 год» с 1 января по 31 декабря 2011 года приостановлено действие статей 36, 37 Кодекса. Указанное приостановление означает, что у субъекта РФ - Омская область отсутствует возможность финансирования добровольно принятых на себя обязательств по дополнительному установлению мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан. Таким образом, ссылки прокурора на Кодекс в качестве основания для предоставления льгот и установления их размера работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области является несостоятельной. Кодекс, являясь нормативным правовым актом Омской области, не устанавливает расходные обязательства муниципальных образований Омской области. Прокурор не доказал, что заявители ранее получали меры социальной поддержки; доказательств получения льгот, а также их размера не предоставлено. Более того, нормативный акт по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за счет средств соответствующего местного бюджета Омской области отсутствует, следовательно, и объем льгот не определен. Предоставление мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области до их установления органами местного самоуправления Омской области, либо предоставление их в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, противоречит действующему законодательству. Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, федеральный законодатель в то же время не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Российская Федерация, установив льготы для медицинских работников, не исполнила свою обязанность по компенсации таких льгот. На основании изложенного полагают, что размер компенсации расходов по оплате отопления и освещения медицинским работникам может быть взыскан с Российской Федерации за счет средств бюджета Российской Федерации (л.д. 36-41). Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 1 часть 1; статьи 7 и 18; статья 19 части 1 и 2; статья 21 часть 1). В судебном заседании установлено, что Алексеёнок О.В. проживает с мужем и двумя несовершеннолетними детьми в квартире № дома № по ул. <адрес>, в которой имеется печное отопление, что подтверждается справкой администрации <адрес> сельского поселения Седельниковского муниципального района от 11.10.2011 г., копией паспорта истицы, копией технического паспорта жилого помещения от 31.05.2002 г. (л.д. 19, 23, 24). В 2009-2011 годах Алексеёнок О.В. самостоятельно приобретала у частных лиц твердое топливо для отопления занимаемого жилого помещения, а также производила оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, что подтверждается пояснениями истицы, справкой <данные изъяты> от 06.12.2011 г., карточкой абонента. Согласно справке <данные изъяты> от 10.10.2011 г. № 579 Алексеёнок О.В. с 01.01.2009 г. по 31.09.2011 г. не пользовалась субсидией на коммунальные услуги и твердое топливо, меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и оплате твердого топлива ей назначены не были (л.д. 7). Из копии трудовой книжки Алексеёнок О.В. видно, что она работает в МУЗ «Седельниковская ЦРБ» в должности медсестры реанимационного отделения с 04.03.1997 года по настоящее время (л.д. 11-12). Из копии Устава муниципального учреждения здравоохранения «Седельниковская центральная районная больница», утверждённого распоряжением главы Седельниковского муниципального района Омской области от 22.10.2009 г. № 359, следует, что МУЗ «Седельниковская ЦРБ» является правопреемником «СЦРБ»; учредителем учреждения является Седельниковский муниципальный район Омской области, полномочия которого осуществляет Администрация Седельниковского муниципального района Омской области (л.д. 47-48). В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных по состоянию на 31 декабря 2004 года для различных категорий граждан. Пунктом 50 статьи 35 указанного закона решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации - органами государственной власти субъекта, муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. Согласно пункту 2 ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31декабря 2004года. В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 г. № 383-О-П закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. В силу ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Из приведенных норм законодательства следует, что ч. 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции Федерального закона №122-ФЗ) на органы местного самоуправления возложена обязанность установить меры социальной поддержки проживающим в сельской местности работникам медицинских организаций, находящихся в ведении данных органов власти. Довод представителей ответчика и Министерства финансов Омской области о том, что положения ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделяют органы местного самоуправления муниципального района полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения, противоречит вышеуказанным нормам законодательства и не может быть принят судом во внимание, т.к. отсутствие в законодательно закрепленном перечне вопросов местного значения муниципального района (ст. 15 указанного закона) такого вопроса, как социальная поддержка медицинских работников, об отсутствии одноименных государственных полномочий органа местного самоуправления не свидетельствует. Статьей 36 Закона Омской области от 04 июля 2008 г. № 1064-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности медицинских работников государственных и муниципальных учреждений Омской области и неработающих пенсионеров, уволенных в связи с выходом на пенсию из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Омской, имеющих общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшихся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг: компенсация расходов на оплату отопления: - при наличии приборов учета - фактически понесенных расходов, но не более расходов, рассчитанных исходя из утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг; - при отсутствии приборов учета - расходов, рассчитанных исходя из утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг; компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчета 0,065 т угля и 0,087 куб.м дров на 1 кв.м общей площади жилого помещения в год в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчета 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). Меры социальной поддержки предоставляются работникам с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (п. 3 ст. 36). Согласно п.п. 3,4 ст. 37 названного Кодекса Омской области Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Справкой МУЗ «Седельниковская ЦРБ» от 03.10.2011 г. подтверждается право Алексеёнок О.В. на меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением (л.д. 13). Также в судебном заседании установлено, что Алексеёнок О.В. как медицинскому работнику МУЗ «Седельниковская ЦРБ» по 31.12.2008 г. была выплачена компенсация расходов на отопление и освещение жилого помещения, в 2009-2011 гг. соответствующие выплаты не производились из-за отсутствия финансирования, что подтверждается справкой МУЗ «Седельниковская ЦРБ» от 17.11.2011 г. (л.д. 46). Также представителем ответчика Репиной Л.Н. в возражениях на исковое заявление не оспаривалось, что Алексеёнок О.В. имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате твердого топлива и освещения жилого помещения. Администрация Седельниковского муниципального района Омской области по существу оспаривает наличие собственной финансовой обязанности по предоставлению указанных мер социальной поддержки. Подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009 г. № 50-Г09-20 признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год». Тем не менее, подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. № 1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год», подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010 г. № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год», действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г. и с 01 января по 31 декабря 2011 г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области. Изменение правового регулирования на приобретенные гражданами в сфере социального обеспечения права влиять не должно, поскольку Российская Федерация как правовое социальное государство от выполнения принятых на себя публичных обязательств произвольно отказаться не может, и отмена либо приостановление предоставления льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма возмещения. С учетом этого, к законам субъектов Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации в равной мере относится правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации применительно к федеральным законам о федеральном бюджете в постановлении от 23.04.2004 г. № 9-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним. Согласно этой правовой позиции федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов; как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве последующего закона изменять положения других федеральных законов, в том числе федеральных законов о налогах, а также материальных законов, затрагивающих расходы Российской Федерации, и тем более - лишать их юридической силы. Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия Закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности. Согласно ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Доводы представителя ответчика об отсутствии соответствующего правового регулирования на уровне муниципального района, суд находит несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства не должны нарушать прав граждан указанной категории. В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Кроме того, в силу ст. 133 Конституции РФ местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. В случае непредоставления органу местного самоуправления из федерального бюджета либо бюджета субъекта федерации средств для возмещения расходов на оказание услуг льготным категориям граждан, взыскание таких расходов производится в судебном порядке с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации либо с субъекта федерации (в случае выделения таких средств субъекту федерации). В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами. Учитывая отсутствие нормативного правового акта Седельниковского муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд считает возможным исходить из объема таких мер, предоставлявшихся гражданам по состоянию на 31.12.2004 г., и обязанности соответствующих органов местного самоуправления при установлении новых размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций обеспечить сохранение прежнего уровня социальной защищённости указанных категорий граждан. Принимая во внимание, что в Уставе Седельниковского муниципального района Омской области, принятом решением районного Совета Седельниковского муниципального образования Омской области от14июня 2005г. №51, не предусмотрено мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, какие-либо доказательства о предпринятых либо предпринимаемых Администрацией Седельниковского муниципального района мерах по решению указанного вопроса отсутствуют, суд находит исковые требования прокурора района обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, в том числе, Администрации Седельниковского муниципального района Омской области. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Седельниковского района Омской области в интересах Алексеёнок О.В. к Администрации Седельниковского муниципального района Омской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Седельниковского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки Алексеёнок О.В. в период с 01.01.2009 г. по 30.10.2011 г. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилого помещения и электроэнергии для освещения жилого помещения. Обязать Администрацию Седельниковского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Седельниковская ЦРБ» Алексеёнок О.В. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилого помещения и электроэнергии для освещения жилого помещения за период с 01.01.2009 г. по 30.10.2011 г. в срок до 01 февраля 2012 года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд через Седельниковский районный суд Омской области в течение 10 дней с момента вынесения его в окончательной форме. Председательствующий Т.И. Рубцова Решение вступило в законную силу 11 января 2012г.